Статья:

Актуальные вопросы, связанные с обеспечением безопасности на железнодорожном транспорте

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Оврашко В.О. Актуальные вопросы, связанные с обеспечением безопасности на железнодорожном транспорте // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 38(131). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/131/80762 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальные вопросы, связанные с обеспечением безопасности на железнодорожном транспорте

Оврашко Валерия Олеговна
студент, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург
Баловнева Валентина Ивановна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург

 

CURRENT ISSUES RELATED TO RAILWAY TRANSPORT SAFETY

 

Valeria Ovrashko

Student, Orenburg State University, Russia, Orenburg

Valentina Balovneva

Scientific director, Cand. juried. Sciences, associate professor, Orenburg State University, Russia, Orenburg

 

Аннотация. В статье анализируется процесс обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Автор исследует основные нормативные акты, регулирующие данную сферу, выявляет полномочия органов, непосредственно обеспечивающих безопасность. Кроме того, в работе приводится статистика привлечения лиц к административной ответственности за нарушения правил безопасности на железнодорожном транспорте.

Abstract. the article analyzes the process of ensuring safety in railway transport. The author examines the main regulations governing this area, identifies the powers of the bodies that directly ensure security. In addition, the paper provides statistics on bringing persons to administrative responsibility for violations of safety rules on railway transport.

 

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, безопасность, перевозчик, пассажир, ответственность.

Keywords: railway transport, safety, carrier, passenger, responsibility.

 

Одним из основополагающих факторов обеспечения защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от внешних угроз, является обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте.

Железнодорожный транспорт  — вид наземного транспорта, на котором перевозка грузов и пассажиров осуществляется колёсными транспортными средствами по рельсовым путям.

Безопасность движения поезда на железнодорожном транспорте (БПД) — свойство движения поезда находиться в неопасном состоянии за расчетное время, когда отсутствует угроза сохранности жизней и здоровья пассажиров, технического персонала, населения, сохранности грузов.

Рассматривая понятие безопасности на железнодорожном транспорте в широком смысле, можно сделать вывод о том, что в него входит целый комплекс мер, которые направлены на защиту интересов конкретного человека, общества и государства в целом. В узком смысле под безопасностью на железнодорожном транспорте понимаются меры, направленные на обеспечение сохранности перевозимых грузов, сохранение экологической безопасности, а также предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, совершаемых на транспорте.

Безопасность личности обеспечивается за счет четкой организации деятельности лиц, уполномоченных на обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте. В свою очередь государство исполняет свои функции через органы исполнительной, законодательной и судебной власти.

Все вышеперечисленные факторы помогают предотвращать угрозу кругу лиц, находящихся на объектах транспорта, сохранять их жизнь и здоровье, гарантировать нормальное состояние и функционирование объектов транспорта.

Основные функции по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте возложены на государство.

Перечень органов государственной власти, уполномоченных на обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте закрепляется в Постановлении Правительства от 15 августа 2018 г. № 943 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве» [3].

К таким органам относятся: Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится объект транспортной инфраструктуры, местная администрация, субъект транспортной инфраструктуры и перевозчики.

Одним из основных субъектов, которые обеспечивают безопасность на железнодорожном транспорте, является полиция. В связи с этим, на основных железнодорожных станциях и транспортных узлах располагаются линейные отделы полиции.

Регламентация полномочий и функций деятельности органов МВД РФ в сфере обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте осуществляется приказом МВД от 28 мая 2015 г. № 381 «Об организации взаимодействия территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с иными территориальными органами МВД России и разграничении объектов оперативного обслуживания» [6].

В тоже время стоит отметить, что полиция не наделена специальными надзорными и контрольными полномочиями в сфере обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, а осуществляет функции, направленные на обеспечение общественного порядка и безопасности, а также осуществление функций по пресечению совершения преступлений и правонарушений.

Основным органом, осуществляющим контрольную и надзорную функция в сфере обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Деятельность данной службы регламентируется Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», в соответствии с которым данная служба наделяется полномочиями по осуществлению надзора в сфере железнодорожного транспорта и метрополитена, путем проведения плановых и внеплановых проверок, наблюдения и досмотра, в целях наиболее эффективного обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте [2].

В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте возлагается и на перевозчиков, как и отмечалось ранее [1].

К наиболее крупным железнодорожным перевозчикам на территории Российской Федерации ОАО «РЖД», «НефтеТрансСервис», «Трансойл», «Первая грузовая компания» и так далее.

Статья 4 вышеуказанного федерального закона посвящена регламентации обеспечения транспортной безопасности.

Так, в соответствии с положениями данной статьи перевозчик вправе возлагать на персонал транспортных средств обязанности по обеспечению транспортной безопасности, в связи с чем и машинист и обслуживающим персонал поезда отвечают за жизнь и здоровье пассажиров.

В связи с этим, для регламентации и организации их деятельности Приказом Министерства транспорта РФ от 19.12.2013 года № 473 были утверждены «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузового багажа железнодорожным транспортом» [5].

Кроме того, немаловажную роль в обеспечении безопасности на железнодорожном транспорте играют сами пассажиры.

В частности, существует огромное количество различных памяток и правил безопасности, которые размещаются на наиболее оживленных транспортных узлах и в железнодорожном транспорте непосредственно.

Приказ Министерства транспорта РФ от 8 февраля 2007 г. № 18 «Об утверждении Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути» закрепляет правила перехода через железнодорожные пути (осуществляется только в установленных для этого местах и по специально обрадованным для этого переходам) и должное поведение граждан на платформе [4].

Лица, нарушающие указанные Правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Не за каждое нарушение указанных правил наступает административная ответственность. Несмотря на то, что переход за ограничительную линию не допускается законом, никаких последствий данное действие не несет.

Кодексом об административных правонарушениях Российской федерации предусмотрено несколько составов административных правонарушений на железнодорожном транспорте, например, статья 11.1. «Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене», статья 11.17 «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте», статья 11.18 «Безбилетный проезд».

За каждое из деяний Кодексом об административных Российской Федерации происшествиях предусмотрено наказание в виде штрафа, размер которого варьируется от 100 рублей до 5 000 рублей, не исключено также применение предупреждения к лицам, впервые свершившим противоправный поступок [7, с. 42].

Проанализировав отчет о деятельности судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 2019 год, можно сделать вывод, что правонарушения на железнодорожном транспорте составляют не большой процент от общего числа административных правонарушений.

Привлечение к административной ответственности по данным статьям не значительное, а число рассмотренных дел в суде не доходит до двухсот. Наибольшее количеств штрафов приходится на безбилетный проезд.

В 2019 году общая сумма штрафов за безбилетный проезд составила 580 тысяч рублей [8].

Помимо административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте, возможно привлечение лица и к уголовной ответственности. В частности, Уголовный кодекс РФ закрепляет статью 211, именуемую как «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава».

Следует отметить, что положения данной статьи направлены на привлечение к ответственности лица за угон судна либо железнодорожного состава либо же захват с целью угона, что по своей сути также относится к преступлениям, против безопасного использования железнодорожного транспорта [9, с. 52].

Стоит подчеркнуть, что одной из наиболее актуальных проблем обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте является высокий уровень аварийности.

По нашему мнению, причиной этому служит дефицит инвестиционных ресурсов, высокий износ основных фондов железных дорог, недостаточная системность в решении вопросов бюджетирования.

Для разрешения данной проблемы требуется комплексный подход, в том числе в увязке с общей проблемой обеспечения экономической безопасности отрасли.

Считаем, что в наиболее короткие сроки можно достичь существенного повышения уровня безопасности перевозок, прежде всего, в результате реализации ряда мероприятий, к которым относится автоматизация ряда операций, в том числе:

– контроль остаточного ресурса технических средств;

– пооперационный контроль (надзор) за своевременностью и качеством исполнения технологических процессов;

– расчет фактических и прогнозируемых показателей безопасности перевозок;

– выработка оперативных рекомендаций по предотвращению нарушений условий безопасных перевозок.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что малое число зафиксированных правонарушений связано с трудностями выявления такого противоправного поведения, что связано с несовершенством административного надзора на транспорте и невозможностью контроля каждого участка железнодорожных путей.

Поэтому достаточно высок уровень травматизма, в том числе и смертности, на железнодорожном транспорте.

Отрицательной тенденцией является то, что травматизму в наибольшей степени подвержены дети.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О транспортной безопасности» // Российская газета. – 2007. – № 31.
2. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 (ред. от 31.08.2019) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» // Российская газета. – 2004. – № 169.
3. Постановление Правительства РФ от 15.08.2018 № 943 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве» // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 34. – ст. 5488.
4. Приказ Минтранса России от 08.02.2007 № 18 (ред. от 13.07.2015) «Об утверждении Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2007 N 9154) // Российская газета. – 2007. – № 67.
5. Приказ Минтранса России от 19.12.2013 № 473 (ред. от 13.04.2020) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.07.2014 N 33244) // Российская газета. – 2014. – № 172.
6. Приказ МВД от 28 мая 2015 г. № 381 «Об организации взаимодействия территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с иными территориальными органами МВД России и разграничении объектов оперативного обслуживания» // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 48. – ст. 3244.
7. Маркин С.А. Нарушение правил безопасности при пользовании железнодорожным транспортом // Экономика. Политика. Право. – 2018. – № 1. – С. 40 – 45.
8. Официальный сайт «Левада-центр» // [Электронный ресурс] / URL: https://www.levada.ru/uroven-prestupnosti-rf (дата обращения: 14.10.2020).
9. Сидоров О.Г. Квалифицирующие признаки угона транспорта // Государство и право. – 2019. – № 8. – С. 50 – 55.