Статья:

ОБЩИЕ ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Конференция: CCXCV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Латышев В.Ф. ОБЩИЕ ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXCV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 16(295). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/16(295).pdf (дата обращения: 23.05.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБЩИЕ ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Латышев Владимир Фенадиевич
магистрант, Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Набережные Челны
Магизов Рустем Робертович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Набережные Челны

 

Важнейшую роль в обеспечении законности и неотвратимости наказания играет институт гражданско-правовой ответственности, который должен функционировать независимо от статуса, места службы и работы лица, причинившего вред. Привлечение к ответственности государственных органов, их должностных лиц, включая сотрудников органов внутренних дел, является значимым инструментом государственной власти, который способствует защите прав и свобод граждан и других субъектов гражданского права.

Необходимость введения правил, регулирующих возможность привлечения к ответственности органов внутренних дел и их сотрудников в гражданско-правовом поле, обусловлена тем, что их работа часто сопряжена с использованием источников повышенной опасности (например, специальных транспортных средств или огнестрельного оружия), а также с другими факторами, которые могут привести к причинению вреда. Всё это подчёркивает правовой характер нашего государства.

Тем не менее, в ходе реализации своих полномочий органами государственной власти и должностными лицами может быть причинен ущерб правам и свободам человека и гражданина, которые охраняются и гарантируются Конституцией РФ.

Как указывают Д.Б. Миннигулова и А.В. Гирвиц, для эффективной реализации возложенных на органы внутренних дел задач, законодательство наделяет их широкими полномочиями, сопряженными с большим риском причинения вреда здоровью и имуществу физических и юридических лиц [2, с. 55]. В частности, в главе 5 Закона о полиции [3] подробно описан порядок и условия, при которых сотрудники полиции могут использовать физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Использование всего вышеперечисленного может привести как к материальному, так и к нематериальному ущербу.

По мнению М. Н. Илюшиной, в текущей судебной практике наблюдаются определенные сложности применения гражданско-процессуального механизма возмещения имущественного вреда, причиненного при осуществлении действий (бездействия) сотрудниками органов внутренних дел [1, с. 21]. Как уже было отмечено, в деятельности представителей органов внутренних дел нередко возникают ситуации, когда наносится ущерб имуществу граждан и организаций. Как показывает современная практика, подобные случаи могут иметь место во время проведения обысков, арестов, содержания под стражей, изъятия автомобиля и т.д. Однако впоследствии может выясниться, что арестованный человек был невиновен, в квартире, где была взломана дорогая дверь, проживают посторонние люди, а автомобиль был изъят по ошибке. Очевидно, что подобные ситуации являются обоснованными издержками в работе органов внутренних дел, поэтому пострадавшие от таких действий лица имеют полное право обратиться за возмещением вреда.

Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) органов государственной власти и их должностных лиц, является конституционным правом каждого пострадавшего (Статья 53 Конституции Российской Федерации), и служит средством восстановления нарушенной справедливости и имущественного положения.

Нормативную основу возмещения вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудников органов внутренних дел, составляют: Конституция Российской Федерации (ст. 1, 2, 8, 53 и др.); Первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 15, 16, 16.1); Вторая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (гл. 59, а также ст. 1069-1071, 1100); Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч. 5-6 ст. 15); Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ч. 3-4 ст. 33); Бюджетный кодекс Российской Федерации (подп. 1 п. 3 ст. 158).

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника органов внутренних дел при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае возмещения Российской Федерацией ущерба, причиненного незаконными действиями (бездействием) сотрудника органов внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обладает законным правом регресса к данному сотруднику в размере выплаченных средств. Для реализации данного права федеральный орган имеет право обратиться в суд от имени Российской Федерации с соответствующим исковым заявлением.

Частью 3 ст. 33 Закона о полиции [3] предусмотрено, что вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вышеуказанные законы содержат отсылочные нормы, определяющие возмещение анализируемого вреда как предмет гражданского законодательства Российской Федерации. Так, ст. 1069 ГК РФ определяет общие положения о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) органов государственной власти и их должностных лиц, а ст. 1071 ГК РФ определяет органы и лица, которые выступают от имени казны при возмещении вреда за ее счет.

Проведя правовой анализ вышеуказанных нормативных положений о возмещении вреда, причиненного незаконными или противоправными действиями (бездействием) сотрудников органов внутренних дел, было выяснено, что некоторые положения закона содержат законодательные коллизии, а именно терминологические расхождения в общих и специальных нормах.

Так, статья 1069 ГК РФ в своей диспозиции устанавливает одним из условий возмещения вреда - наличие незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов применительно к сотрудникам органов внутренних дел (являющимся должностными лицами органов внутренних дел - государственных органов), а ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет подобные действия (бездействие) как противоправные. Несмотря на то, что понятия «незаконные» и «противоправные» имеют некоторое сходство, они обладают различными этимологическими корнями, что требует законодательного урегулирования данного вопроса.

Таким образом, можно сделать вывод, что гражданско-правовая ответственность сотрудников органов внутренних дел наступает за вред, причиненный гражданам или организациям в результате незаконных действий (бездействия) при исполнении служебных обязанностей, и направлена на защиту прав и законных интересов пострадавших. Также стоит отметить, что гражданско-правовая ответственность сотрудников органов внутренних дел регулируется различными нормативно-правовыми актами, в связи с чем в законодательстве возникли некоторые расхождения в понятийном аппарате (о чем говорилось выше), требующие законодательной унификации в целях избежания проблем применения на практике.

 

Список литературы:
1. Илюшина М.Н. Регрессные требования Министерства финансов Российской Федерации в механизме возмещения имущественного вреда, причиненного незаконными действиями работников полиции // Гражданское право. – 2019. – № 2. – С. 21-25.
2. Миннигулова Д.Б., Гирвиц А.В. Возмещение вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудников органов внутренних дел: условия и особенности ответственности // Вестник ЮУрГУ. – 2023. - № 3. – С. 54-59.
3. О полиции: федер. закон от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ [в ред. от 28.12.2024] // Российская Газета. – 2011. - № 25.
4. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 2011 № 342-ФЗ [в ред. от 28.12.2024] // Российская Газета. – 2011. - № 275.