Статья:

Сущность управления в органах внутренних дел, его цели и функции

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Игнатосян Р.А. Сущность управления в органах внутренних дел, его цели и функции // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 38(131). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/131/80785 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сущность управления в органах внутренних дел, его цели и функции

Игнатосян Рустам Аркадьевич
студент, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В данной статье исследуется сущность управления в органах внутренних дел, его цели и функции.

 

Ключевые слова: система социального управления, органы внутренних дел, государство, влияние, менеджмент.

 

Менеджмент как форма человеческой деятельности существует с давних времен. Он родился и материализовался в виде потребности в координации, упорядочении действий людей в их совместной деятельности. Ученые Древней Греции пробовали различные научные подходы к процессу управления, но разработка методологических основ и теоретических исследований систем и процессов управления обычно относят к концу 19 - началу 20 веков.

В настоящее время понятие «менеджмент» трактуется по-разному, так что оно охватывает достаточно широкий круг явлений, событий и процессов. Этот термин появился и получил признание как общее понятие, характеризующее «порядок взаимодействия определенного набора элементов и компонентов природы, общества, человека». В целом можно найти следующее определение «управления»: «... это целенаправленный, спланированный, скоординированный и сознательно организованный процесс, который достигает максимального воздействия за счет минимальных ресурсов, усилий и времени, необходимых для разделения труда".

Социальный менеджмент - один из основных видов менеджмента. Это влияние одних людей на других, в основном через информацию, для рационализации социально значимых процессов, обеспечения устойчивости и развития социальных систем. Чтобы понять управление как социальное явление, необходимо начать с содержания управленческой деятельности в соответствии с организованными системами, созданными для обеспечения взаимодействия составляющих элементов, поддерживающих режим работы, необходимый для достижения их целей. Основными элементами управления являются субъект и объект (действующие по принципу самоорганизации), взаимодействующие на разных уровнях иерархии через определяющее влияние субъекта на объект. Социальный менеджмент обладает всеми этими характеристиками.

Получите однозначный ответ на вопрос: «Что такое социальный менеджмент?» довольно сложно, в зависимости от подхода исследователя и его научных интересов. Некоторые исследователи связывают понятие «социальное управление» с юридическими науками, другие - с экономикой, третьи - с социально-психологическими факторами, четвертые - с точки зрения менеджмента, пятые - с социологической точки зрения.

Юридическая наука определяет социальное управление в форме государственного правового регулирования через законы. С экономической точки зрения это способ достижения социально-экономического результата с наименьшими производственными затратами. В социально-психологическом подходе это социальное регулирование с целью рационализации и гармонизации социальных отношений внутри коллектива.

С точки зрения менеджмента, менеджмент определяется как «интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и мониторинга деятельности персонала, который необходим для достижения целей и стратегических целей организации».

Мы знаем, что менеджмент - одна из основных наук менеджмента. Он возник в условиях рыночных отношений в начале ХХ века и развивается в основном в контексте социально-экономических наук. Однако это не дает нам наиболее полного представления о социальном менеджменте, поскольку не исчерпывает всего содержания этого понятия. Эта концепция очень хорошо раскрывает социологический подход, в котором социальное управление отражает пирамиду социальных отношений, то есть представляет собой «иерархическую систему межличностных отношений, основанную на различиях и официальном положении, статусе, доходе, объеме полномочий.

С социологической точки зрения «социальное управление - это процесс управления, осуществляемый в различных типах сообществ, организаций, институтов и общества в целом, направленный на поддержание и обеспечение устойчивости развития соответствующей системы, улучшение и улучшение ее структуры и достижение поставленных целей».

А.Г. Гладышев, В. Иванов, В.И. Патрушев и другие исследователи определяют социальное управление как «положительное воздействие на людей, их объединения, общество в целом с целью достижения определенных результатов, соответствующих объективным законам развития общества».

Следовательно, социальное управление присуще обществу в форме социального регулирования - как рационализация системы, приведенная в соответствие с объективными законами, действующими в этой среде. Отсюда следует, что его ключевым моментом является воздействие субъекта управления (который контролирует) на объект управления (который находится под контролем), цель которого - передать объект управления (который контролируется) объекту управления, проверьте желаемый статус.

Следовательно, основным элементом управления является постановка целей как «... процесс обоснования и обучения задач развития управляемого объекта на основе анализа социальных потребностей в продуктах, услугах, качестве социальных связей, в соответствии с реальными возможностями их наиболее полного удовлетворения».

Целеполагание — это процесс обоснования и формирования целей для развития управляемого объекта на основе анализа социальных потребностей, основанного на реальных возможностях их более полного удовлетворения. Содержание социального управления заключается в целеполагания, обусловленного, в свою очередь тем, в какой степени таким образом отражаются истинные потребности и интересы всего общества, его социальных групп и отдельных лиц.

Цель управления отражает желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто в процессе контроля. Определить цель управления — это основной и главный шаг управления.

Таким образом, постановка целей является одним из мощных инструментов, которые влияют на людей, их поведение и жизнедеятельность. Чем он эффективнее, тем больше поставленные цели влияют на интересы каждого человека, его потребности, его ценности, его убеждения, его видение мира.

Достижения в теории современного научного менеджмента позволяют классифицировать функции управления в общих чертах на следующие категории: общие, специальные (базовые) и обеспечивающие.

Общие функции касаются всей системы управления и ее отдельных звеньев; специальные (основные) функции социального управления влияют на определенные сферы социальной активности, способствующие выполнению различных видов работ в этих областях. Специальные функции часто являются основными, поскольку они позволяют напрямую реализовать цели и задачи субъектов управления, обеспечивающие функции используются в процессе реализации общих и специальных функций.

Рассмотрим классификацию функций социального управления.

Общие функции социального управления включают в себя:

1) Учет — это систематический сбор, учет и накопление информации о состоянии системы социального управления и внешней среды. Используя эту функцию, субъект управления получает информацию о процессе работы системы в процессе выполнения задач для реализации своей целевой функции. Поскольку процесс социального управления в основном носит информационный характер, необходимость этой функции очевидна.

2) Анализ - эта функция носит информативный и программный характер. Благодаря ей, поиск и обработка информации, накопленной в процессе бухгалтерского учета, осуществляется для детального изучения и оценки. В рамках этой функции анализируется информация, отражающая социальные процессы в системе управления и во внешней среде, их причинно-следственные связи и их причины (факторы), влияющие на эффективность социального управления.

3) Прогнозирование - эта функция основана на анализе фактов и доказательств, причинно-следственных связей, моделей, она носит научный характер. С помощью этой функции определяются вероятные пути и прогноз результатов запланированного развития явлений и процессов. Кроме того, в рамках этой функции оцениваются показатели, характеризующие эти явления и процессы на далекое будущее. Результат прогноза является своего рода «отправной точкой» для разработки последующих управленческих решений, которые оказывают влияние на отрицательные отклонения целевой функции системы под воздействием внешней среды.

4) Планирование - эта функция управления включает в себя определение целей, постановку и координацию стратегических задач на определенный период, выбор методов и средств, расчет ресурсов для их достижения (целей). Результатом реализации этой функции является разработка и принятие управленческих решений, таких как проекты, программы, планы и т.д.

5) Организация — это функция сознательной деятельности, направленная на рационализацию определенных социальных субъектов. Что касается системы ОВД, эта функция реализуется посредством ряда мер, осуществляемых в рамках реализации задач управления. Их основная цель - повышение эффективности оперативно-боевой деятельности подчиненных органов, служб и подразделений.

6) Мотивация - эта функция состоит в том, чтобы поощрять и побуждать других действовать для достижения своих целей. Следует отметить, что, к сожалению, в научных публикациях и учебной литературе по системе управления ОВД эта функция недостаточно изучена и ее отсутствие в цикле управления не позволяет руководителям эффективно использовать человеческий фактор.

7) Регулирование - эта функция направлена на внесение стабилизирующих компенсирующих изменений непосредственно в управленческую деятельность, чтобы максимально устранить деструктивные и дестабилизирующие отклонения, вызванные влиянием внешней среды. Обратим внимание, что в ОВД эта функция напрямую связана с оперативным управлением.

8) Контроль — это новейшая функция управления, которая состоит из выявления и анализа фактической ситуации, сравнения ее с намеченными целями, оценки контролируемой деятельности и принятия мер по устранению выявленных негативных причин. Параллельно с контрольной функцией оцениваются качество и эффективность управленческих влияний. Без сомнения, контроль позволяет субъекту управления получать новые знания, что дает ему возможность разработать новую и более совершенную стратегию и конкретную управленческую команду, подвергнуть правильной коррекции действующее управленческое решение.

Специальные (основные) функции социального управления определяются конкретной областью управления. Поскольку мы рассматриваем правоохранительную сферу, мы рассмотрим особые функции социального управления, определенные в положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном указом Президента Российской Федерации 21 декабря 2016 г. № 699:

- определение основных направлений деятельности ОВД;

- осуществление организаций кадрового обеспечения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации;

- установление порядка и условий аттестации должностных лиц и кандидатов на должности руководителей организаций при Министерстве внутренних дел Российской Федерации (за исключением должностных лиц, назначаемых Президентом Российской Федерации);

- проверка законности решений и действий должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, соблюдение законов при осуществлении оперативной и служебной деятельности полиции, поддержание их дисциплины;

- осуществление воспитательной, психологической, социальной, культурной и воспитательной работы с персоналом ОВД, обучение служебно-прикладным видам спорта... и так далее.

Обеспечивающие функции управления носят вспомогательный характер, но они не менее важны, чем общие и специальные функции, поскольку их реализация обуславливает регулярную и стабильную работу системы управления.

Эти функции включают в себя: кадровая функция, учебная функция, материально-техническая (хозяйственная) функция, финансовая функция, делопроизводственная функция и т.д.

Следует отметить, что именно вся система управления осуществляет управленческую деятельность и функции управления. Она включает в себя объект и субъект управления, их взаимоотношения, внутренние и внешние связи социальной системы, интересы, потребности, ценности в ее подструктурах, а также различные органы управления.

В статье исследованы теоретические положения по теме исследования были изучены, проанализированы и обобщены.

Раскрыта сущность социального управления как процесса в различных типах сообществ, организаций, учреждений и общества в целом. Этот процесс осуществляется для поддержания и обеспечения устойчивости развития конкретной системы, оптимизации и улучшения ее структуры и достижения ее целей.

В ОВД это выглядит как пирамида социальных отношений, которая отражает иерархическую систему отношений между должностными лицами. Эта пирамида основана на различиях в официальном положении, статусе, доходах и полномочиях.

Основной целью социального управления является достижение желаемого, возможного и необходимого состояния системы, достигнутой в процессе управления. Это один из мощных инструментов, влияющих на людей, их поведение и жизненно важные функции в коллективе. Чем он эффективнее, тем больше он затрагивает интересы, потребности, ценности, убеждения, мировоззрение каждого.

 

Список литературы:
1. Амельчакова В. Н., Суслова Г. Н. Этапы организации исполнения управленческих решений в органах внутренних дел //Вестник Московского университета МВД России. – 2016.
2. Брунер Р. А. Методы поддержания служебной дисциплины и обеспечения законности в ОВД //Вестник Московского университета МВД России. – 2015.
3. Коваленко А. В., Голованева А. В. Повышение эффективности и качества труда работников на основе формирования благоприятного социально-психологического климата в системе государственной службы //Экономика устойчивого развития. – 2017.
4. Клименко А. В., Минченко О. С. Полномочия, функции и услуги исполнительной власти: соотношение, классификация и основные характеристики //Вопросы государственного и муниципального управления. – 2016
5. Фролов Б. М. Объект осуществления государственного контроля и государственного надзора как основной критерий их разграничения //Административное право и процесс. – 2016.
6. Федотова М. Г., Дмитриева А. Г. Использование психолого-педагогических методик в исследовании формирования социальных и личностных ролей //Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. – 2017.