Оценка эффективности камеральных налоговых проверок (по материалам УФНС России по Республике Коми)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(88)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(88)
Оценка эффективности камеральных налоговых проверок (по материалам УФНС России по Республике Коми)
Камеральная проверка является одной из форм налогового контроля. Ее целью является контроль за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов (с 01.01.2017 – и плательщиками страховых взносов) законодательства о налогах и сборах (статьи 82, 87 НК РФ). Для анализа эффективности камеральных проверок было выбрано Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Коми (далее – УФНС по РК).
Таблица 1.
Динамика дополнительно начисленных платежей (включая налоговые санкции и пени) по камеральным налоговым проверкам по Управлению ФНС по Республике Коми за 2015-2018 гг., тыс. руб.
Период |
Дополнительно начисленные платежи |
в т.ч. налоги |
% налогов |
Абсолютное изменение дополнительно начисленных платежей |
Темп роста, % |
2015 |
252 927 |
201 574 |
79,70 |
- |
- |
2016 |
334 525 |
264 993 |
79,21 |
81 598 |
132,26 |
2017 |
281 138 |
168 328 |
59,87 |
-53 387 |
84,04 |
2018 |
160 014 |
90 387 |
56,49 |
-121 124 |
56,92 |
За анализируемый период дополнительное начисление налогов по камеральным налоговым проверкам снижается на 43,51% и составило в 2018 году 160 014 тыс. руб. Дополнительные начисления налогов по результатам камеральных проверок составили 90 387 тыс. руб. или 56,49% от суммы доначислений. При этом доля доначислений по налогам в общей сумме доначислений уменьшается с 79,7% до 56,49%.
В таблице 2 и таблице 3 представлена информация о доле результативных камеральных проверок в их общем количестве и суммах доначислений в среднем на одну камеральную проверку соответственно за последние четыре года по Республике Коми.
Таблица 2.
Динамика изменения количества и доли проверок, по итогам которых выявлены правонарушения за 2015-2018 гг.
Наименование показателей |
Количество |
выявившие нарушения |
% выявивших нарушения |
Абсолютное изменение количества проверок |
Темп роста, % |
|
2015 |
187 980 |
16 090 |
8,56 |
- |
- |
|
2016 |
239 929 |
21 531 |
8,97 |
51 949 |
127,64 |
|
2017 |
326 220 |
29505 |
9,04 |
86 291 |
135,97 |
|
2018 |
385 482 |
33517 |
8,69 |
59 262 |
118,17 |
Количество камеральных проверок налоговыми органами Республики Коми в 2018 г. составило 385 482 проверок, что по сравнению с 2015 г. увеличилось на 105%. По результатам проведения налоговых проверок динамика выявления правонарушений положительная и составляет 208%. Эффективность камеральных налоговых проверок является достаточно низкой и составляет чуть более 8%, хотя при их проведении инспектор имеет возможность выявить основные способы ухода от налогов, необоснованные вычеты и другие нарушения. С целью снижения количества камеральных проверок налоговым органам следует обратить внимание на повышение качества проводимой разъяснительной работы с налогоплательщиками.
Таблица 3.
Динамика изменения средней эффективности одной камеральной проверки за 2015-2018 гг.
Период, год |
Количество проведенных камеральных проверок, по результатам которых выявлены нарушения, ед. |
Средняя эффективность 1 камеральной проверки, тыс. руб. |
Абсолютное изменение количества камеральных проверок по сравнению с предыдущим годом |
Темп роста средней эффективности 1 камеральной проверки по сравнению с предыдущим годом, % |
2015 |
16 090 |
15,720 |
- |
- |
2016 |
21 531 |
15,537 |
5441 |
98,84 |
2017 |
29 505 |
9,528 |
7974 |
61,33 |
2018 |
33 517 |
4,774 |
4012 |
50,10 |
В 2018 г. произошел резкий спад сумм дополнительно начисленных платежей на одну камеральную проверку и составил 4774 руб. За анализируемый период наблюдается снижение сумм доначислений при одновременном росте количества проверок на 17427 ед. Снижение среднего размера доначислений по результатам одной камеральной налоговой проверки обусловлено, прежде всего, ростом числа таких проверок бизнеса.
Перспективными направлениями развития такой формы налогового контроля как камеральной проверки могут стать создание в общественном мнении негативного восприятия уклонения от налогообложения и незаконной минимизации налоговых обязательств (обязанностей по уплате страховых взносов); активная деятельность по информированию налогоплательщиков о нововведениях, упрощающих ведение бизнеса и соблюдение налоговых обязанностей; совершенствование аналитических инструментов налогового контроля, позволяющих обеспечить выявление сокрытой налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов); внедрение системы управления рисками в налоговом администрировании; повышение эффективности межведомственного взаимодействия в сфере выявления налоговых правонарушений и обеспечения возмещения ущерба государству.
В настоящее время наблюдается переход к цифровой трансформации государственного контроля, при этом камеральная налоговая проверка предполагает большее бесконтактное общение с налогоплательщиком. Контрольные соотношения по всем налоговым декларациям будут исключительно математические. Создаваемая налоговым органом цифровая технологическая платформа, общие интегрированные информационные ресурсы с таможенным органом, банками, ЗАГС, Росфинмониторингом позволят ФНС изменить методы налогового контроля: непрерывно работать с большими массивами данных и совершенствовать налоговый контроль в целом.
Осуществляемая сегодня модернизация налоговых органов по своей сути является модернизацией порядка осуществления именно камеральных налоговых проверок. В связи с этим, необходимо создать такой программный продукт, который позволил бы автоматически проверять налоговую отчетность в едином формате. Поэтому налоговые органы должны повышать эффективность проведения камерального анализа по средствам обработки отчетности в автоматизированном электронном виде и сдачи отчетности в электронном виде в едином формате.
Основная тенденция в части камеральных проверок (проводимых налоговыми органами без выезда к налогоплательщику) как по Управлению ФНС по Республике Коми, так и в целом по России – это резкое увеличение количества проверок и одновременное снижение сумм доначислений по итогам этих проверок.