Статья:

Оценка эффективности камеральных налоговых проверок (по материалам УФНС России по Республике Коми)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(88)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Бабурина Н.О. Оценка эффективности камеральных налоговых проверок (по материалам УФНС России по Республике Коми) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 37(88). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/88/61069 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценка эффективности камеральных налоговых проверок (по материалам УФНС России по Республике Коми)

Бабурина Наталия Олеговна
магистрант Ухтинского государственного технического университета, РФ, г. Ухта

 

Камеральная проверка является одной из форм налогового контроля. Ее целью является контроль за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов (с 01.01.2017 – и плательщиками страховых взносов) законодательства о налогах и сборах (статьи 82, 87 НК РФ). Для анализа эффективности камеральных проверок было выбрано Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Коми (далее – УФНС по РК).

Таблица 1.

Динамика дополнительно начисленных платежей (включая налоговые санкции и пени) по камеральным налоговым проверкам по Управлению ФНС по Республике Коми за 2015-2018 гг., тыс. руб.

Период

Дополнительно начисленные платежи

в т.ч. налоги

% налогов

Абсолютное изменение дополнительно начисленных платежей

Темп роста, %

2015

252 927

201 574

79,70

-

-

2016

334 525

264 993

79,21

81 598

132,26

2017

281 138

168 328

59,87

-53 387

84,04

2018

160 014

90 387

56,49

-121 124

56,92

 

За анализируемый период дополнительное начисление налогов по камеральным налоговым проверкам снижается на 43,51% и составило в 2018 году 160 014 тыс. руб. Дополнительные начисления налогов по результатам камеральных проверок составили 90 387 тыс. руб. или 56,49% от суммы доначислений. При этом доля доначислений по налогам в общей сумме доначислений уменьшается с 79,7% до 56,49%. 

В таблице 2 и таблице 3 представлена информация о доле результативных камеральных проверок в их общем количестве и суммах доначислений в среднем на одну камеральную проверку соответственно за последние четыре года по Республике Коми.

 Таблица 2.

Динамика изменения количества и доли проверок, по итогам которых выявлены правонарушения за 2015-2018 гг.

Наименование показателей

Количество

выявившие нарушения

% выявивших нарушения

Абсолютное изменение количества проверок

Темп роста, %

 
 

2015

187 980

16 090

8,56

-

-

 

2016

239 929

21 531

8,97

51 949

127,64

 

2017

326 220

29505

9,04

86 291

135,97

 

2018

385 482

33517

8,69

59 262

118,17

 

 

Количество камеральных проверок налоговыми органами Республики Коми в 2018 г. составило 385 482 проверок, что по сравнению с 2015 г. увеличилось на 105%. По результатам проведения налоговых проверок динамика выявления правонарушений положительная и составляет 208%. Эффективность камеральных налоговых проверок является достаточно низкой и составляет чуть более 8%, хотя при их проведении инспектор имеет возможность выявить основные способы ухода от налогов, необоснованные вычеты и другие нарушения. С целью снижения количества камеральных проверок налоговым органам следует обратить внимание на повышение качества проводимой разъяснительной работы с налогоплательщиками.

Таблица 3.

Динамика изменения средней эффективности одной камеральной проверки за 2015-2018 гг.

Период, год

Количество проведенных камеральных проверок, по результатам которых выявлены нарушения, ед.

Средняя эффективность 1 камеральной проверки, тыс. руб.

Абсолютное изменение количества камеральных проверок по сравнению с предыдущим годом

Темп роста средней эффективности 1 камеральной проверки по сравнению с предыдущим годом, %

2015

16 090

15,720

-

-

2016

21 531

15,537

5441

98,84

2017

29 505

9,528

7974

61,33

2018

33 517

4,774

4012

50,10

 

В 2018 г. произошел резкий спад сумм дополнительно начисленных платежей на одну камеральную проверку и составил 4774 руб. За анализируемый период наблюдается снижение сумм доначислений при одновременном росте количества проверок на 17427 ед. Снижение среднего размера доначислений по результатам одной камеральной налоговой проверки обусловлено, прежде всего, ростом числа таких проверок бизнеса.

Перспективными направлениями развития такой формы налогового контроля как камеральной проверки могут стать создание в общественном мнении негативного восприятия уклонения от налогообложения и незаконной минимизации налоговых обязательств (обязанностей по уплате страховых взносов); активная деятельность по информированию налогоплательщиков  о нововведениях, упрощающих ведение бизнеса и соблюдение налоговых обязанностей; совершенствование аналитических инструментов налогового контроля, позволяющих обеспечить выявление сокрытой налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов); внедрение системы управления рисками в налоговом администрировании; повышение эффективности межведомственного взаимодействия в сфере выявления налоговых правонарушений и обеспечения возмещения ущерба государству.

В настоящее время наблюдается переход к цифровой трансформации государственного контроля, при этом камеральная налоговая проверка предполагает большее бесконтактное общение с налогоплательщиком. Контрольные соотношения по всем налоговым декларациям будут исключительно математические. Создаваемая налоговым органом цифровая технологическая платформа, общие интегрированные информационные ресурсы с таможенным органом, банками, ЗАГС, Росфинмониторингом позволят ФНС изменить методы налогового контроля: непрерывно работать с большими массивами данных и совершенствовать налоговый контроль в целом.

Осуществляемая сегодня модернизация налоговых органов по своей сути является модернизацией порядка осуществления именно камеральных налоговых проверок. В связи с этим, необходимо создать такой программный продукт, который позволил бы автоматически проверять налоговую отчетность в едином формате. Поэтому налоговые органы должны повышать эффективность проведения камерального анализа по средствам обработки отчетности в автоматизированном электронном виде и сдачи отчетности в электронном виде в едином формате.

Основная тенденция в части камеральных проверок (проводимых налоговыми органами без выезда к налогоплательщику) как по Управлению ФНС по Республике Коми, так и в целом по России – это резкое увеличение количества проверок и одновременное снижение сумм доначислений по итогам этих проверок.

 

Список литературы:
1. Налоги и налогообложение. Налоговые проверки: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Д.Г. Черник [и др.]; под ред. Д.Г. Черника, Ю.Д. Шмелёва. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019.
2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] - Режим доступа. -  URL: https://www.nalog.ru/ (дата обращения - 29.10.2019)
3. Электронный ресурс «Российский налоговый портал» [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.taxpravo.ru/ (дата обращения: 10.11.2019).