Статья:

Проблема социальной дезадаптации детей и подростков

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Сердюкова А.С. Проблема социальной дезадаптации детей и подростков // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 38(131). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/131/80849 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема социальной дезадаптации детей и подростков

Сердюкова Анна Сергеевна
студент, Инструктор по труду ГКУ РС(Я) «РДДИ УОД» Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Северо-Восточный Федеральный Университет имени М.К. Аммосова, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «СВФУ» в г. Нерюнгри, РФ, г. Нерюнгри
Кобазова Юлия Владимировна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Северо-Восточный Федеральный Университет имени М.К. Аммосова, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «СВФУ» в г. Нерюнгри, РФ, г. Нерюнгри

 

Аннотация. Проблема социальной дезадаптации детей и подростков в нынешнее время относится к числу важнейших задач государства. Особую актуальность эта проблема приобретает на современном этапе развития нашего государства, характеризующемся бурными преобразовательными процессами в различных областях общественной жизни, существенным обновлением всей системы сложившихся отношений в обществе. Необходимой задачей в этом процессе выступает нейтрализация отрицательной и формирование положительной направленности личности. В настоящее время данная проблема решается педагогами, психологами, дефектологами, социологами, психиатрами и психотерапевтами.

 

Ключевые слова: социальная дезадаптация, проблема социальной дезадаптации детей и подростков, коррекция дезадаптации.

 

Основная задача социализации в детском возрасте – это адаптация к условиям окружающей природной и социальной среды. Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса называется социальной адаптацией [7].

Социальная адаптация ребенка - процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам [8]. Показателем успешной социальной адаптации является психологическая удовлетворенность ребенка этой средой. Однако не каждый человек проходит данную стадию развития легко и благополучно. Известны затруднения и сбои в процессе адаптации и социального развития.

Данная проблема отражается в нормативно-правовой базе, которая включает международное законодательство, российские государственные законы. Основным законом, закрепляющим права детей и вопросы поддержки детства на территории нашего государства, является Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г [3].

Декларация прав ребёнка принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года [1]. Спустя 20 лет 20 ноября 1989 г. Генеральной ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка. Данная конвенция состоит из 54 статей. Конвенция 1989 г. более подробно рассматривает вопросы поддержки детства. Данный документ создает новую модель отношения к детям, которая служит толчком для изменения положения ребенка в семье и обществе [2].

Одним из ключевых этапов подготовки детей к полноценной жизни в обществе является образование. Как указано в законе Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ, социализация провозглашается приоритетной в Российской Федерации [10].  

Наше государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. На достижение этих целей направлен Федеральный закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года [10, 12].

Петровский А.В. выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, интеграцию и социализацию [5]. На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которое направлено все воспитательное пространство: семья, воспитатели, учителя и другие люди, окружающие ребенка. Происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности.

В аспекте проблемы воспитания подрастающего поколения особую роль играет разработка вопросов детской социальной дезадаптации. Раскроем понятие дезадаптация. Дезадаптация - (от фр. des - приставка, означающая уничтожение, удаление чего-либо + adaptatio - приспособление, прилаживание) - несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования [9].

Результат процесса адаптации можно отследить в уровне адаптированности (как уровень фактического приспособления индивида, уровень его социального статуса и самоощущения) и адаптивности (как способность человека осуществлять адаптационные перестройки и приспосабливаться к изменяющимся условиям и характеру деятельности [6].

Дезадаптация, в том числе детская, может быть рассмотрена в трех основных аспектах:

· как процесс - снижение адаптационных возможностей человека в условиях среды жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе и пр.);

· как проявление - характеристика нетипичного для данного человека поведения в определенных условиях;

 · как результат - свидетельство о том, что поведение, отношения и результативность деятельности (во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, в учебе, играх и пр.) ребенка (воспитанника детского сада, ученика и пр.) не соответствуют тем социальным нормам, которые характерны для него (его сверстников) в данных условиях среды [8].

Социальная дезадаптация – в широком смысле - проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. Дезадаптированные дети - дети, которые по различным причинам не могут на равных со сверстниками, другими детьми адаптироваться к условиям среды их жизнедеятельности (детский сад, школа, сверстники и пр.), что существенно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании, обучении [4]. Дезадаптация ребенка свидетельствует о несоответствии его поведения и учебы возрастным социальным нормам в сравнении с основной массой его сверстников. Многие дети имеют проблемы в повседневной жизни: неуверенность в себе, ощущение покинутости и беззащитности, непонимания со стороны родителей и педагогов. В таком случае ребенок начинает проявлять агрессивность, демонстративность в поведении, либо полностью «уходит в себя». Постепенно развиваются проблемы в обучении и поведении.

Социальная дезадаптация учащегося подростка выступает в 4 основных формах: нарушение обучения, нарушение поведения, нарушении общения и смешанных видах дезадаптации.

Ранними признаками школьной дезадаптации являются: появление неудовлетворительных оценок у детей, прежде хорошо успевающих, удлинение времени, необходимого для приготовления домашних заданий, появление потребности в помощи родителей или репетиторов, утрата интереса к учебе, страх перед ситуациями, контролирующими уровень знаний (контрольными, зачетами, экзаменами), отказ отвечать у доски, прогулы, отгороженность, антидисциплинарные поступки.

Глубокие формы школьной дезадаптации проявляются в виде неуспеваемости, второгодничества, «школьной фобии» (страха перед школой), отказ от посещения школы, нарушение поведения с озорством, драками, срывами уроков, побегами, воровством, употреблением алкоголя и наркотических веществ, ранними сексуальными связями, изоляции, конфликтов с одноклассниками, родителями и педагогами, и, наконец, полной невозможности пребывания в стенах обычной школы.

Тяжелые формы школьной дезадаптации так или иначе приводят к дезадаптации социальной, крайними формами проявления которой могут стать низкий образовательный и профессиональный уровень молодежи, алкоголизм, наркомания, правонарушения, проституция, сверхраннее материнство с отказами от новорожденных.

При социальной дезадаптации подростка оказывается разрушенным основное условие позитивной социализации – адекватное профессиональное самоопределение.

При организации коррекция дезадаптации, профилактической работы дезадаптационных состояний у детей и подростков в образовательном учреждении, следует учитывать, что к основным факторам возникновения дезаптационных состояний относятся: трудности в обучении, семейные дисфункции, нервно-психические заболевания, поведенческие девиации, несбалансированность современной образовательной среды. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос не только изучения природы возникновения и характерных проявлений социальной дезадаптации, но и определение эффективных путей и средств ее профилактики в детской и подростковой среде образовательных учреждений. Основная идея профилактики заключается в устранении социальных предпосылок, способствующих формированию дезадаптационных состояний и принятии своевременных мер по сохранению психического здоровья школьников за счет реализации специальной психолого-педагогической работы.

Образовательный процесс должен включать психолого-педагогическое сопровождение, направленное на профилактику дезадаптивных состояний обучающихся: переутомления, гиподинамии, дистресса и т. д.

Коррекция дезадаптации требует индивидуального подхода, при котором учитываются: возрастные особенности; индивидуально-личностные особенности; проявления и первопричины дезадаптации; условия среды развития.

Подводя итог, хочется отметить, что, изучив все вышеописанное, можно сделать вывод, о том, что школьная социальная дезадаптация это сложная, комплексная проблема, которая может проявляться в образовательных учреждениях требует скорейшего решения. Преодоление социальной дезадаптации, это длительный процесс, в ходе которого необходимо оценивать изменения в учебной деятельности и личной характеристике детей, причем и оценивание должно происходить не путем сравнения успеха учащегося с его сверстниками, а по его предыдущим результатам. Только благодаря слаженной работе всего педагогического коллектива, его компетентность в данном вопросе будут способствовать преодолению социальной дезадаптации и переходу ее в состояние адаптации. Наиболее эффективным способом ее решения выступают разработка и применение реабилитационных программ, которые будут включать в себя специально созданные психолого-педагогические условия, которые позволяют каждому проблемному ребенку, нормально адаптироваться. А результатом будет успех детей в своей учебной и социальной деятельности.

 

Список литературы:
1. Декларация прав ребёнка принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года.
2. Конвенция о правах ребенка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.
3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. 
4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. В.И. Беляева. – М.: Издательство МГСУ, 2002. - 256 с. 
5. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. — 1984. — №4. — C. 15 - 30.
6. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
7. Социально-педагогический словарь. Авторы-сост.: М.Н. Бурмистрова, Л.Л. Васильева, А.В. Кащеева, Н.П. Кириленко, Л.Ю. Петрова,Т.Н. Черняева, З.В. Шуралева. – Саратов: ИЦ «Наука», 2007. – 116 с. 
8. Тесеев В.Б. Организация деятельности специалиста социальной работы по защите детей: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа». – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006. – 110 с. / [Электронный ресурс] – Режим доступа: media.samsu.ru › lectures/psyho/taseev/zakaz_416.pdf.
9. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ
10. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г . № 124-ФЗ.