ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ В ОНЛАЙН-ПРОЕКТАХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(250)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(250)
ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ В ОНЛАЙН-ПРОЕКТАХ
На современном этапе цифровизация проникает во все ключевые сферы. Исключением не является и психологическое консультирование: появляются многочисленные возможности получать помощь онлайн при помощи социальных сетей, специальных мессенджеры; растет количество специальных онлайн-проектов [3, c. 5]. Так, онлайн-проекты могут быть посвящены различным тематикам, задачам, например: коучинг; бизнес-консультирование; экстренная психологическая помощь и пр.
При этом цифровизация в области психологического консультирования формирует совершенно новые вызовы. В частности, речь идет об этическом регулировании консультирования в онлайн-проектах. Во-первых, консультирование в онлайн-проектах обладает собственной спецификой, которая обусловлена активным использованием цифровых технологий; во-вторых, сами по себе онлайн-проекты имеют определенные задачи, которые формируют совершенно иное содержание консультирования.
Проблема этического регулирования при консультировании в онлайн-проектах, таким образом, очевидна и кроется в следующих основных моментах:
-отсутствие конкретного перечня этических принципов, которые применимы при консультировании в онлайн-проектах;
-отсутствие специфических черт и критериев, которые характеризуют онлайн-консультирование и, соответственно, позволяют учитывать все особенности такого консультирования;
-многообразие как самих онлайн-проектов, так и онлайн-консультирования в целом (инструментов, форм, способов);
-отсутствие точных инструкций, правила проведения консультирования в онлайн-проектах.
Между тем, на практике может возникать множество этических проблем и дилемм. Основные из них можно объединить в следующие группы:
-возможность размещения личной информации о специалисте, психологе или консультанте и, следовательно, возможность поиска такой информации клиентами;
-неформальные коммуникации консультанта с клиентами в виртуальном пространстве (например, добавление в друзья в социальных сетях, ответы на посты и пр.);
-специфика взаимодействия с клиентами в пространстве онлайн-проектов;
-наличие риска трансляции ложной, непроверенной информации или неподтвержденной информации, причем как со стороны клиента, так и со стороны консультанта/психолога [6, c. 129].
-возможность несанкционированной записи и обнародования информации, материалов;
-нарушение принципа конфиденциальности.
Этические принципы, которые существуют сегодня и которые закреплены в Этическом кодексе психолога, с одной стороны, безусловно, обладают базовым характером. Но, с другой стороны, они изначально ориентированы на традиционное взаимодействие, которое, как правило, осуществляется не в онлайн-проектах, а в процессе личных сессий. Так, условно можно назвать следующие основные группы таких этических принципов, которые закреплены в Этическом кодексе:
-принципы, которые регулируют личностную позицию психолога/ консультанта по отношению к клиенту. Здесь речь идет об уважении, честности и ответственности [2, c. 7]. Так, психолог должен уважать права человека, относиться к каждому клиенту беспристрастно, не причинять какого-либо вреда клиенту, действовать прозрачно, без обмана и, в то же время заботиться о соблюдении личностных, профессиональных границ;
-принципы, которые регламентируют профессиональную позицию психолога. Сюда можно отнести: компетентность, конфиденциальность, благополучие клиента, принципы процесса консультирования. Так, компетентность предполагает, что психолог не только обладает нужным уровнем опыта, знаний, но и постоянно повышает свою профессиональную компетентность, использует только те подходы, которые проверены. Соблюдая конфиденциальность, психолог не выдает какой-либо информации о клиенте, которая получена в процессе консультирования, взаимодействия [9]. В целом, психолог осознает, что вся его работа направлена, в конечном итоге на то, чтобы обеспечить благополучие клиента;
-принципы, которые регламентируют специфику отношений психолога с коллегами и профессиональным сообществом [7, c. 122]. Так, психолог должен уважительно относиться к своим коллегам, не распространять какие-либо порочащие сведения или не давать каких-то оценок коллег, вести себя таким образом, чтобы не дискредитировать свою репутацию как специалиста и как представителя профессионального сообщества, не использовать недобросовестную конкуренцию и прочее;
-иные принципы. Например, психолог должен избегать конфликта интересов и не вступать в какие-либо личностные отношения с клиентом, причем даже после формального прекращения взаимодействия; психолог обязан соблюдать действующее законодательство и другие.
При этом, как уже было отмечено, отсутствуют какие-либо конкретные принципы, правила, рекомендации, обеспечивающие этическое регулирование в процессе консультирования в онлайн-проектах. Так, некоторые авторы [1, c. 445] приводят следующие рекомендации:
-конфиденциальность в онлайн-пространстве. Например, психолог должен использовать закрытые профили в социальных сетях либо вообще не размещать личную информацию. Также желательно наличие двух профилей: рабочего и личного, соответственно, четкое их разграничение;
-специальная форма, в которой психолог может ознакомить клиента со всеми тонкостями, правилами взаимодействия в онлайн-проектах;
-постоянное взаимодействие с профессиональным сообществом относительно реализации этических принципов, в том числе в онлайн-пространстве;
-самостоятельное формирование этической политики онлайн-консультирования и ее позиционирование в работе с клиентом.
При всем этом психолог/консультант должен позаботиться о том, чтобы в его онлайн-профиле присутствовала необходимая и только достоверная информация об образовании, опыте, специализации, об используемых подходах, темах консультаций, о целевой аудитории, о том, как именно проводятся консультации (в каком формате, в какое время и т.п.) [5, c. 354]. При этом не нужно размещать не относящуюся к профессиональной деятельности информацию, например, о семье и личной жизни, о собственных проблемах, а также информацию о клиентах, которая является конфиденциальной и т.д.
Клюева Н.В. сформулировала следующие рекомендации относительно поведения психолога при консультировании в онлайн-проектах [4, c. 40]:
-отграничение личных аккаунтов от профессиональных;
-соблюдение всех необходимых настроек конфиденциальности;
-нельзя пытаться ставить диагнозы в оценочных комментариях или постах;
-тщательный подбор высказываний, выражений; поведение в онлайн-пространстве должно соотноситься с реальным поведением и профессионализмом;
-размещение только проверенной, достоверной информации;
-соблюдение этики в отношении клиентов и их профилей, психолог не должен вступать в какие-либо личные виртуальные отношения с клиентами.
Таким образом, анализ исследований данного вопроса в современной научной литературе позволяет сформулировать следующие этические принципы, которые должны быть учтены в ходе консультирования в онлайн-проектах:
- безопасность и конфиденциальность в онлайн-пространстве – специалист должен позаботиться об использовании настроек приватности, следить за своими действиями и высказываниями, не создавать угрозы, связанные с утечкой личной информации (как своей, так и клиента);
- информационная прозрачность в онлайн-пространстве – вся информация, которую размещает специалист, должна быть проверенной, достоверной. Недопустимо использовать ложную или неполную (вырванную из контекста информацию). Образование и профессиональный опыт должны строго подтверждаться. Также нельзя оперировать компрометирующей информацией;
- строгое отграничение личностных отношений от профессиональных в онлайн-пространстве. Так, например, стоит воздерживаться даже от виртуальных личностных взаимоотношений специалиста со своими клиентами;
- выработка этической политики в онлайн-пространстве и четкое следование ей, а также обязательное информирование клиентов о соответствующих правилах;
- контроль – избегание оценочных высказываний в онлайн-пространстве, тщательный контроль своего виртуального поведения.
Использование на практике указанных принципов позволит сделать работу психолога в сети более продуктивной и безопасной.
Актуальность данной проблематики для онлайн-специалистов в ближайшем будущем будет способствовать включению принципов онлайн-консультирования в этический кодекс психологов.