Статья:

Особенности коммуникативной сферы личности юношеского возраста, использующей интернет-общение

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(18)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Кузнецов И.А. Особенности коммуникативной сферы личности юношеского возраста, использующей интернет-общение // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 18(18). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/18/26838 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности коммуникативной сферы личности юношеского возраста, использующей интернет-общение

Кузнецов Игорь Алексеевич
магистрант Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, РФ, г.Нижний Новгород

 

Под влиянием современных тенденций, традиционное отношение к семье, методы и способы ее создания и поддержания, уходят. Если раньше за молодых людей выбирали родители, в большей степени, с кем ребенок будет состоять в браке, то в современном мире это право отдано молодому поколению.

Интернет, социальные сети, форумы, чаты и другие ресурсы дают возможность человеку знакомиться и поддерживать взаимоотношения не выделяя для этого специально времени, не отрываясь от различной деятельности.

На современном этапе развития общества интернет и возможные его ресурсы, способствующие общению он-лайн, активно развиваются и занимают все большую значимость в жизни людей. Сейчас практически невозможно встретить человека, который не общается он-лайн, не имеет аккаунта в социальных сетях. Популярность он-лайн общения возрастает на столько, что из жизни людей вытесняется реальное общение. Согласно различным научным и бытовым наблюдениям, люди, ведущие активную он-лайн жизнь, в реальности испытывают значительные трудности при построении взаимоотношений с окружающими. Однако, живое, реальное общение является одной из основных потребностей человека, основой развития его личности.

По данным социологических опросов активная часть интернета пользователей значительно возросла (более чем в 10 раз) за последние несколько лет. Так в 2000 году интернетом пользовались 3,6% населения страны, тогда как в 2016 году 68% населения заходили в интернет хотя бы один раз. В целом в мире удельный вес пользователей интернета увеличился почти в семь раз с 6,5% до 43% мирового населения, всего в мире пользователей интернета примерно 3,5 млрд. человек, а в России 87,5млн. человек. Высокая популярность и доступность интернета привели к изменению взаимоотношений между людьми, особенно в молодежной среде.

У молодежи, как в реальной жизни, так и в виртуальной, доминирует дружеское взаимодействие. Это объясняется тем, что в их возрасте еще не развиты другие виды взаимоотношений: рабочие, деловые, семейные, родительские и др.

Развитие электронных способов коммуникации привело к росту количества друзей и дружеских практик. По результатам опросов студенты называют своими друзьями в среднем около 100 человек 17. Но такой круг общения нельзя назвать реальным. Регулярное реальное общение складывается в основном с группой не превышающей 30 человек.

На современном этапе интернет представляет человеку множество различных ресурсов для самопрезентации. Существуют различные чаты, социальные сети, сайты знакомств. При этом, социальные сети и сайты знакомств предоставляют большие возможности для самопрезентации. Стоит отметить, что популярность социальных сетей неуклонно растет, что говорит о потребности людей в подобного вида ресурсах. На данный момент до 41% от всего времени в интернете пользователи тратят на социальные сети. Самыми часто посещаемыми среди социальных сетей являются ВКонтакте и Одноклассники: так 42% российских интернет-пользователей практически ежедневно пользуются ВКонтакте (в молодежных группах – 78% среди 18-24-летних, 54% среди 25-34-летних), 27% - Одноклассниками (среди 60-летних и старше – 40%). Всего же на соответствующие ресурсы заходят 61% и 54% опрошенных пользователей интернета. Всего, по данным 2016 года, 60% населения России пользуется социальными сетями, что на 4% больше чем в 2015 году.

Исследования показывают, что девушки чаще используют социальные сети для он-лайн общения с друзьями, тогда как молодые люди – для поиска новых друзей и завязывания романтических отношений. Для молодых людей наличие собственной страницы в социальной сети (особенно ВКонтакте) – это определенный статусный показатель молодости, общительности, активности мобильности и приобщения к модным тенденциям.

Социальные сети подразумевают наличия на собственной странице личных данных, контактных данных, возможности оставлять заметки, выражать свои взгляды и мысли, демонстрировать свои предпочтения и вкусы. При этом субъект пользования страницей волен выбирать какие данные демонстрировать, а какие скрывать. Таким образом, он формирует определенное мнение других пользователей о себе.

Мы можем предположить, что выкладываемую в социальных сетях информацию можно использовать как самопрезентацию. Так, например, если человек использует в качестве имени полные фамилия, имя и отчество, то можно сделать вывод о его дистанцированности от остальных пользователей. Таким способом автор задает официальную форму изложения. При этом если субъект использует фамилию и имя, то это говорит об определенной степени открытости человека. Совокупность только имени и отчества без фамилии демонстрирует покровительственный характер субъекта.

Использование уменьшительно-ласкательной формы собственного имени говорит о дружеском расположении, некоторой степени заигрывания с другими пользователями, акцентирования внимания на неформальной стороне общения. Одновременно это может указывать на небольшой возраст.

Имя, написанное в латинице, говорит о стремлении субъекта следовать модным тенденциям, потребности облагородить имя или сократить.

Существуют гендерные различия в написании имени. Так, представители мужского пола обычно используют полную форму имени, тогда как девушки часто сокращают имя. В первом случае молодые люди позиционируют себя как взрослых и серьезных людей. Девушки же таким образом презентуют себя как более слабых, отказывающихся от обязательств.

Если в форме имени добавлен ник, то можно говорить о стремлении человека охарактеризовать себя с неформальной, дружеской стороны. В социальных сетях можно также встретить использование только ника, без реального имени. Это говорит о том, что человек стремиться оградить свою реальную личность. При этом, у девушек распространены ники с темой красоты, слабости, сексуальности. Так же демонстрируется статус замужества, при чем он имеет больше направленность на подруг, чем на противоположный пол. Мужчины же редко указывают о том, что они женаты, что, вероятно, обосновано целью использования социальных сетей, а именно поиска новых знакомств с противоположным полом. Мужские ники часто направлены на демонстрацию материального обеспечения, силы, власти, сексуальности. Может наблюдаться инфантильность или эгоистичность.

Использование ника предоставляет возможность человеку находить себе собственное обозначение. Данное свойство не характерно для имени, фамилии и отчества, которые выступают объективными данными и их человек не выбирает.

В обществе люди скорее стремятся изменить собственный образ, чем воспринимать других людей. Общаясь в интернете люди стремятся удовлетворить спектр потребностей. Среди них непосредственное развитие и поддержание взаимоотношений с друзьями и другими близкими людьми. Так же получение, какой либо информации, которая может оказаться полезной. Одной из потребностей человека является близкие личные взаимоотношения, а также создание собственной семьи. Сейчас в интернете существует множество сайтов знакомств нацеленных на то, чтобы люди могли там знакомиться с потенциальными партнерами.

По итогам мы можем сказать, что общение представляет собой одну из основных потребностей и при этом оно само является средством удовлетворения других потребностей. Общение позволяет человеку развиваться в различных направлениях, сопровождая его на протяжении всей жизни. Общаясь, человек познает мир, обретает возможность получить и развить новые навыки, добивается поставленных целей и многое другое. Общение лежит в основе таких социальных явлений как дружба, взаимопомощь и вообще практически любая деятельность человека.

Компоненты общения, лежащие в его основе, их свойства и индивидуальные особенности определяют степень эффективности общения. На результативность взаимоотношений в целом и общение в частности влияют личностные характеристики человека. Уровень коммуникабельности, раскованность, образованность, стиль мышления и многие другие факторы обеспечивают успешность общения. Они же позволяют создать определенный образ у окружающих. Как в реальности, так и в интернете, человек при использовании определенного набора инструментов самопрезентует себя. Особенность интернета, социальных сетей, сайтов знакомств и других подобных ресурсов заключается в том, что здесь субъект может сам выбирать, какие индивидуальные и личностные черты демонстрировать, какие скрыть. В связи с этим у партнеров по общению могут возникнуть неверные представления о том, что собой представляет субъект. Так же и сам субъект может составлять неверный образ о партнере.

Таким образом, мы можем сказать, что гипотеза нашего исследования: компоненты личности молодых людей предпочитающих интернет-знакомства имеют иные характеристики, чем компоненты личности людей предпочитающих другие типы знакомства, а именно: они более замкнуты в общении с людьми, обладают заниженной самооценкой, зависимы от мнения окружающих. – подтвердилась частично.

Действительно, личность респондентов предпочитающих знакомства через интернет отличается от личностных особенностей респондентов контрольной группы. Однако, нам не известна основа этих особенностей и, что именно стало первопричиной – из-за такого сочетания личностных компонентов люди предпочитают выбирать сайты знакомств или же с течением времени и пользования этими сайтами, у человека изменяется личность. Данный вопрос требует дополнительных исследований.