Статья:

Типы и виды мышления в современном психологическом осмыслении

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Повесьма О.В. Типы и виды мышления в современном психологическом осмыслении // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(28).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Типы и виды мышления в современном психологическом осмыслении

Повесьма Ольга Владимировна
студент, университет «Туран», Казахстан, г. Алматы
Касымжанова Анаргуль Алиакпаровна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, университет «Туран», Казахстан, г. Алматы

 

Концепции мышления являются центральными в психологических исследованиях для понимания природы человеческого мышления. Проблема определения термина «мысль» остается актуальной и сегодня. Истоки вопроса лежат в определении первичной единицы анализа находящейся в основе мыслительных образов, речи, сознания и мышления.

Мышление - это умственный процесс, позволяющий человеку моделировать мир, тем самым эффективно справляться с выполнением поставленных целей, планов и желаний. Мышление также следует рассматривать, как умственные манипуляции с информацией, в которой задействована кора головного мозга. Мышление является высшей когнитивной функцией, в свою очередь анализ мыслительных процессов представляет собой часть когнитивной психологии.

Слово мыслить, думать (англ. «to think») охватывает многочисленные психологические действия, будь то самосознание, интерпретация, оценка, идентификация, планирование, воображение, запоминание [1].

В повседневном употреблении «мысль» приписывается животным, машинам и другим неодушевленным предметам, и явлениям. В данном случае приписывание мыслительных процессов считается антропоморфизмом [2].

Психологи рассматривают мыслительный процесс, как интеллектуальное усилие имеющее направленность на решение практической проблемы. Когнитивная психология – раздел психологии включающий в себя изучение внутренних психических процессов, таких как память, речь, внимание, творчество и мышление [3]. В направлении когнитивной психологии сформировался теоретический подход к пониманию умственной деятельности – «когнитивизм», нашедший отражение в трудах гештальт психологов В. Келлера, К. Коффка, М. Вертхаймера и в работах Жана Пиаже представившим миру свою теорию этапов когнитивного развития детей [4].

Различают несколько типов мышления:

  1. Аналитическое мышление – способность деления целого на составные части для дальнейшего исследования их взаимоотношений.
  2. Критическое мышление – способность тщательной оценки или суждения для определения подлинности, достоверности, ценности чего-либо, включает в себя синтез, оценку, рефлексию. Отличительной чертой служит исследование дополнительных элементов и анализ степени их влияния на выводы.
  3. Креативное мышление характеризуется способностью создавать инновационные идеи не взирая на существующие парадигмы, установленные правила и процедуры.
  4. Конкретное мышление выражается в способности понимать и применять на практике фактические знания. Характеризуется точностью и конкретностью предмета.
  5. Абстрактное мышление – способность использовать теоретические представления для понимания обобщений, которые затем интегрируются с другими предметами или событиями.
  6. Дивергентное мышление – характеризуется способностью генерировать творческие идеи опираясь на анализ результативности возможных решений.
  7. Конвергентное мышление – это способность логического структурирования и объединения различных частей или точек зрения для нахождения ответа.  Характеризуется сосредоточенностью на конечном количестве решений.
  8. Линейное (последовательное) мышление – это способность обрабатывать информацию в заранее установленном порядке. Включает в себя пошаговое движение, когда ответ на вопрос должен превосходить по времени следующий.
  9. Целостное (нелинейное) мышление – способность распознавать взаимосвязь различных компонентов, образующих большую систему. Характеризуется особенностью видеть общую картину ситуации [5].   

Типы мышления делятся на несколько противоположных, что наглядно представлено на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Противоположные типы мышления

 

В современной психологии выделяют также следующие виды мышления:

  1. Наглядно-образное. Опорой являются образы и представления, позволяющие воплощать известные обобщения в конкретных образах.
  2. Наглядно-действенное. Опорой является восприятие конкретного предмета.
  3. Предметно-действенное. Вид мышления направленный на конструктивное решение вопроса практическими действиями.
  4. Словесно-логическое. Абстрактный вид мышления осуществляемый путем моделирования логических связей и структур. Имеет направленность на распознавание конкретных закономерностей окружающего мира [6].

Все вышеперечисленные виды мышления тесно взаимосвязаны между собой.

Под мышлением принято понимать активную познавательную деятельность индивида, направленную на познание объективной действительности. Мысль в свою очередь развивается, как результат механизмов, направленных на представление и обработку информации.

 

Список литературы: 
1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед.учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. – С. 176.
2. Франс Де Вааль. Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных? – М.: Альпина нон-фикшн, 2017. – 414 с.
3. Costall, A. and Still, A. (eds) (1987) Cognitive Psychology in Question. Brighton: Harvester Press Ltd. ISBN 0710810571.
4. Gestalt Theory, By Max Wertheimer, Published by Hayes Barton Press, 1944, ISBN 1-59377-695-0
5. В.Ф. Спиридонов. Психология мышления. Решение задач и проблем. – М.: Генезис, 2006. – 320 с.
6. Шадриков В.Д. (2014). Мысль как объект психологического изучения. Психологический журнал, 4, 130-137.