Типы и виды мышления в современном психологическом осмыслении
Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Типы и виды мышления в современном психологическом осмыслении
Концепции мышления являются центральными в психологических исследованиях для понимания природы человеческого мышления. Проблема определения термина «мысль» остается актуальной и сегодня. Истоки вопроса лежат в определении первичной единицы анализа находящейся в основе мыслительных образов, речи, сознания и мышления.
Мышление - это умственный процесс, позволяющий человеку моделировать мир, тем самым эффективно справляться с выполнением поставленных целей, планов и желаний. Мышление также следует рассматривать, как умственные манипуляции с информацией, в которой задействована кора головного мозга. Мышление является высшей когнитивной функцией, в свою очередь анализ мыслительных процессов представляет собой часть когнитивной психологии.
Слово мыслить, думать (англ. «to think») охватывает многочисленные психологические действия, будь то самосознание, интерпретация, оценка, идентификация, планирование, воображение, запоминание [1].
В повседневном употреблении «мысль» приписывается животным, машинам и другим неодушевленным предметам, и явлениям. В данном случае приписывание мыслительных процессов считается антропоморфизмом [2].
Психологи рассматривают мыслительный процесс, как интеллектуальное усилие имеющее направленность на решение практической проблемы. Когнитивная психология – раздел психологии включающий в себя изучение внутренних психических процессов, таких как память, речь, внимание, творчество и мышление [3]. В направлении когнитивной психологии сформировался теоретический подход к пониманию умственной деятельности – «когнитивизм», нашедший отражение в трудах гештальт психологов В. Келлера, К. Коффка, М. Вертхаймера и в работах Жана Пиаже представившим миру свою теорию этапов когнитивного развития детей [4].
Различают несколько типов мышления:
- Аналитическое мышление – способность деления целого на составные части для дальнейшего исследования их взаимоотношений.
- Критическое мышление – способность тщательной оценки или суждения для определения подлинности, достоверности, ценности чего-либо, включает в себя синтез, оценку, рефлексию. Отличительной чертой служит исследование дополнительных элементов и анализ степени их влияния на выводы.
- Креативное мышление характеризуется способностью создавать инновационные идеи не взирая на существующие парадигмы, установленные правила и процедуры.
- Конкретное мышление выражается в способности понимать и применять на практике фактические знания. Характеризуется точностью и конкретностью предмета.
- Абстрактное мышление – способность использовать теоретические представления для понимания обобщений, которые затем интегрируются с другими предметами или событиями.
- Дивергентное мышление – характеризуется способностью генерировать творческие идеи опираясь на анализ результативности возможных решений.
- Конвергентное мышление – это способность логического структурирования и объединения различных частей или точек зрения для нахождения ответа. Характеризуется сосредоточенностью на конечном количестве решений.
- Линейное (последовательное) мышление – это способность обрабатывать информацию в заранее установленном порядке. Включает в себя пошаговое движение, когда ответ на вопрос должен превосходить по времени следующий.
- Целостное (нелинейное) мышление – способность распознавать взаимосвязь различных компонентов, образующих большую систему. Характеризуется особенностью видеть общую картину ситуации [5].
Типы мышления делятся на несколько противоположных, что наглядно представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Противоположные типы мышления
В современной психологии выделяют также следующие виды мышления:
- Наглядно-образное. Опорой являются образы и представления, позволяющие воплощать известные обобщения в конкретных образах.
- Наглядно-действенное. Опорой является восприятие конкретного предмета.
- Предметно-действенное. Вид мышления направленный на конструктивное решение вопроса практическими действиями.
- Словесно-логическое. Абстрактный вид мышления осуществляемый путем моделирования логических связей и структур. Имеет направленность на распознавание конкретных закономерностей окружающего мира [6].
Все вышеперечисленные виды мышления тесно взаимосвязаны между собой.
Под мышлением принято понимать активную познавательную деятельность индивида, направленную на познание объективной действительности. Мысль в свою очередь развивается, как результат механизмов, направленных на представление и обработку информации.