Статья:

Психосоматические аспекты заболеваний опорно-двигательного аппарата: сравнительный анализ концепций

Конференция: LII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Медицинская психология

Выходные данные
Широчина А.И., Павлова Е.В. Психосоматические аспекты заболеваний опорно-двигательного аппарата: сравнительный анализ концепций // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(52). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 44-51.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психосоматические аспекты заболеваний опорно-двигательного аппарата: сравнительный анализ концепций

Широчина Арина Игоревна
cтудент Амурского государственного университета, РФ, г. Благовещенск
Павлова Екатерина Викторовна
канд. психол. наук, доцент, Амурский государственный университет, РФ, г. Благовещенск

 

PSYCHOSOMATIC ASPECTS OF DISEASES OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM: A COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CONCEPTS

 

Arina Shirochina

Student of Amur State University, Russia, Blagoveschensk

Ekaterina Pavlova

PhD in Psychology, Associate Professor, Amur State University,  Russia, Blagoveschensk

 

Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности людей с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также проанализированы различные подходы в изучении механизмов возникновения заболеваний. Показано, что помимо медицинских аспектов, большое значение играют и психологические причины, которые также влияют как на возникновение, так и на развитие болезни. Целью данной работы является сравнение разных подходов в изучении психологических особенностей людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Abstract. The article examines the psychological characteristics of people with various diseases of the musculoskeletal system, as well as analyzes various approaches to the study of the mechanisms of the onset of diseases. It has been shown that in addition to medical aspects, psychological reasons are also of great importance, which also affect both the onset and development of the disease. The aim of this work is to compare different approaches to studying the psychological characteristics of people with diseases of the musculoskeletal system.

 

Ключевые слова: психосоматика; ревматоидный артрит; остеохондроз; психологический смысл; психотерапия.

Keywords: psychosomatics; rheumatoid arthritis; osteochondrosis; psychological meaning; psychotherapy.

 

В нынешнее время все большее количество людей имеют болезни опорно-двигательного аппарата, а симптоматическое лечение часто показывает свою неэффективность.  Все это приводит к дальнейшим осложнениям и развитию заболевания. Заболевания данной системы организма нередко приводят к ранней инвалидизации, поэтому крайне важно понимать механизмы их возникновения. Это позволит эффективно влиять на состояние опорно-двигательного аппарата и уменьшить риск развития заболевания в будущем.

В данной статье проанализированы различные подходы в изучении представлений о причинах развития болезней опорно-двигательного аппарата, о ее психологическом смысле, о направлениях терапии данной категории психосоматических больных. Более подробное сравнение данных аспектов дает возможность систематизировать основные причины патогенеза и выбрать наиболее эффективные методы терапии.

Цель исследования: сравнение разных подходов в изучении психологических особенностей людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Гипотеза исследования: представителями разных психологических направлений признается идея о наличии психосоматической составляющей в патогенезе заболеваний опорно-двигательного аппарата, однако имеются разногласия в выделении конкретных причин, а также в описании психологического смысла заболеваний.

Психосоматика (греч. psyche – душа, soma – тело) – это направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Согласно основному постулату этой науки, в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы [3, с. 3].

По Ф. Александеру, возникновение психосоматических расстройств разъясняется взаимодействием трех факторов – психологическим, физиологическим и социальным. В психологических факторах выделяют: специфические личностные свойства, нерешенные внутренние конфликты, которые определяются как привычные негативные эмоции, испытываемые человеком в эмоциогенных ситуациях. Физиологический фактор обозначает слабое звено в организме, которое принимает основной удар неблагоприятных эмоций. Социальный фактор играет роль пускового момента – например, неблагополучные воздействия жизненной ситуации. По словам Ф. Александера, «специфику нужно искать в ситуации спора и разногласия» [1, с. 43].

Заболевания опорно-двигательного аппарата сопровождаются поражением или нарушением различных его составляющих, таких как костная ткань, мышцы, суставы. При этом каждая из составляющих может подвергаться влиянию негативных факторов, снижающих ее функциональность. Заболевания условно разделяют на несколько групп:

– Воспалительного характера (артрит, бурсит, миозит, радикулит и др.);

– Дегенеративного характера (артроз, остеохондроз, анкилоз и т.д.);

– Разного рода деформации по типу сколиоза, кифоза [2, с. 117].

З. Фрейд описывал механизм развития заболеваний опорно-двигательного аппарата как отражение «пассивной раздраженности» жизненной ситуацией, которую человек, с одной стороны, не приемлет, а с другой – не считает для себя возможным решить ее с помощью собственных действий. Психосоматические нарушения формируются вследствие сочетания действия двух механизмов: вытеснения и конверсии.

Многие клиницисты довольно давно признают роль эмоциональных факторов в патогенезе ревматоидного артрита и других заболеваний опорно-двигательного аппарата. Характерные особенности этого заболевания – это его непостоянство, необъяснимые ремиссии и рецидивы и отчасти они обусловлены эмоциональными конфликтами.

С психодинамической позиции, при ревматоидном артрите происходит переработка конфликта в сфере агрессивности и честолюбия. Сверхсовестливость, отказ от выражения своих чувств и жертвенность создают защитный барьер для возможного прорыва агрессивных импульсов. Страдающие им люди часто характеризуются как тихие, малозаметные. Отличаются старательностью, добросовестностью, явно заметно альтруистичное поведение. Им тяжело перенести неудачу, несмотря на свою целеустремленность они неуверенны в себе и в своих силах. Все это их ограничивает и возникает фрустрация. Они уделяют крайне мало внимания своей телесности. Терпеливы, не могут открыто выражать агрессивные побуждения. Больных часто трудно удержать на лечении, они не готовы уделять пристальное внимание заболеванию, избегают этого.

По мнению Ф. Александера, общим психодинамическим фоном во всех заболеваниях данной системы является сдерживаемое состояние враждебности и агрессии, протест против любой формы внешнего или внутреннего принуждения, против контроля со стороны других людей или против сдерживающего влияния своей сверхчувствительной совести. Этот основной психодинамический фактор, хронически сдерживаемое состояние враждебного протеста, в большинстве случаев можно проследить до весьма характерной семейной констелляции в раннем детстве: как правило, строгая, властная, требовательная мать и более зависимый, уступчивый отец [1, с. 138]. Как основную причину формирования болезни или же обостряющее ее течение он выделяет чересчур ограничивающее родительское поведение. В этом случае фрустрация выражается при помощи беспорядочной моторной разрядки. Впоследствии наказаний за подобный вид разрядки появляются страх и чувство вины. Эти люди научаются разряжать агрессию через мышечную активность.

Для таких больных характерен внутренний конфликт между самопожертвованием и стабильностью, жертвенностью и эгоизмом, кротостью и агрессивностью. Такая амбивалентность, как и хронически сдерживаемая агрессивность, приводит к повышению мышечного тонуса в типичных местах, что впоследствии проявляется болевыми ощущениями. Отмечаются тенденция к вторичной выгоде, потребность в щажении, более или менее открытое желание нетрудоспособности. Нередко наблюдается разрыв между объективными данными и субъективными желаниями.

При остеохондрозе боль часто является выражением психологического отягощения, человек уже не может оказывать какое-либо сопротивление, и спина «ломается» под этим грузом. Также хронические боли в области спины могут быть вызваны нереализованными ожиданиями и чувством постоянной неудовлетворенности. В этот момент человек не способен отвечать внешним и внутренним требованиям, которые ему предъявляет жизнь.

В позитивной и транскультуральной психотерапии развитие ревматического заболевания тесно связано с профессиональной неуверенностью, конкуренцией, перенапряжением, увольнением, давлением со стороны начальника, производственным заданием. В сфере тела часто встречаются запреты, связанные с моторикой. Также часто по времени с возникновением симптоматики коррелируют школьные неудачи ребенка, трудности воспитания, болезнь одного из детей или его отделение от семьи (например, в связи с женитьбой). Постоянные конфликты между супругами, потеря или болезнь одного из близких людей, развод, разрыв отношений с последующим чувством вины, слабость в принятии решения, а также сексуальные неудачи, отношения с окружающими, переезд и смена работы, конфликты с соседями и коллегами по работе играют центральную роль при развитии заболевания [5, с. 242].

В детстве воспитание было связано с эмоциональной гиперопекой, которая сочеталась с требованиями достижений. Достижения являлись критерием эмоциональной привязанности. В воспитательном процессе отсутствовало единство, так как в нем участвовали бабушки, дедушки и другие родственники.

Согласно модели исходного нарушения М. Балинта, данные психосоматические пациенты постоянно боятся спровоцировать своей агрессией расставание с людьми, присутствие и поддержка которых им чрезвычайно необходима. В результате чего им трудно направлять в случае необходимости агрессию против этого объекта, так как для них это обозначает одновременно аутоагрессию.

Множество клинических исследований обнаруживает связь между сдерживанием агрессии и повышенным мышечным тонусом, иногда даже возникает ригидность мускулатуры конечностей и туловища. Любое увеличение мышечного тонуса и ригидности есть показатели того, что вегетативное возбуждение, страх или сексуальные ощущения заблокированы [7, с. 44].  Хроническое мышечное напряжение возникает при сдерживании потока любой формы возбуждения (наслаждение, страх, гнев) или при значительном сокращении вегетативного потока, из-за чего формируется мышечный панцирь. Вегетативная энергия может быть высвобождена с помощью определенных техник.

Эго-психология рассматривает психосоматический симптом как результат нарушения самоуважения. В этой концепции делается акцент на том, что любой человек нуждается в определенных реакциях со стороны других людей для поддержания самоуважения и целостности «Я». Психопатология же, по Х. Кохуту, возникает при нарушении процесса развития стабильного, согласованного уникального «Я». Таким образом, здоровое «Я» формируется, прежде всего, в межсубъектном поле. И результатом нарушения процесса самоуважения, возникающего в контексте взаимоотношений с Эго-объектами, может становиться психосоматический симптом.

Работа с данной психосоматической патологией строиться на основе того, какие сферы способствовали возникновению напряжения. Чаще всего заболевания опорно-двигательного аппарата служат основой для переработки напряжения и конфликтов, осознание этого факта помогает изменить взгляд на травматическую ситуацию. Появляется возможность посмотреть на свою болезнь с другой стороны и увидеть то, что за этим скрыто. Основная задача психотерапии – это развитие способности открыто проявлять свои чувства и эмоции, особенно злость.

Целесообразно и применение таких форм лечения, как двигательные упражнения, направленные на снятие мышечного напряжения и улучшение осанки. Например, прогрессивная нервно-мышечная релаксация по Джекобсону, основанная на последовательном напряжении и расслабление разных групп мышц, в процессе упражнений. Получение ощущения полного напряжения, а также развитие способности расслабить мышцы в необходимый момент, дает возможность клиенту использовать эту технику в различных жизненных ситуациях для облегчения своего состояния.

Часто возникновение симптомов связано со стрессовой ситуацией в межличностном общении, поэтому при работе с людьми с заболеваниями опорно-двигательного аппарата эффективна групповая психотерапия. Работа в группе позволяет клиенту услышать обратную связь о своем состоянии от других участников, понять паттерны своего поведения, особенности взаимоотношений.  Осознание клиентами с ревматологическими заболеваниями таких аспектов, как склонность к самопожертвованию и зависимости, может помочь в решении конфликта, который лежит в основе заболевания. У клиента появляется новый опыт взаимодействия со сложными ситуациями, который он может применять и в своей жизни.

Арт-терапия посредством различных художественных форм эффективно помогает людям открыть, сделать свои чувства, мысли и представления видимыми [8, с. 53]. Самораскрытие вносит существенный вклад в состояние здоровья и способствует улучшению самочувствия. Благодаря методам арт-терапии чувства могут быть выражены опосредованно. Данная тактика хорошо подходит для таких клиентов, так как выражение злости происходит спонтанно. Изобразительный процесс невозможно полностью контролировать, благодаря этому злость и другие табуированные эмоции могут быть выражены. Творчество помогает осознать свои чувства и физические симптомы, а также позволяет стать активным участником в процессе своего исцеления. Нередко, невербальные средства оказываются единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения.

Все, что происходит в душе человека, оставляет отпечаток в его теле.  Телесно-ориентированная терапия представляет собой уникальный и эффективный способ личностного роста и целостного развития человека, помогающий связать воедино его чувства, разум и телесные ощущения, восстановить утраченные и простроить отсутствующие взаимосвязи между ними, создать условия доверительного и полного контакта человека с жизнью его тела [3, с. 314]. Работа с телом происходит «вне цензуры сознания», а это позволяет обнаружить настоящие причины проблем, получить доступ к бессознательному, а также открыть доступ к сдерживаемым эмоциям. Прикосновения к телу помогают улучшить контакт с телом и соприкоснуться с глубокими и истинными чувствами.

Также большую эффективность при работе с психосоматическими больными показала танцевально-двигательная терапия. Танец в работе используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций. Когда танец исполняется, чувства выражаются с помощью серии высокоструктурированных форм движений [6, с. 132]. Чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации, стиль не играет большой роли, важны лишь свободные движения. В терапии могут использоваться абсолютно любые формы танца. Благодаря танцу расширяется осознание сферы собственного тела, появляться возможность обращаться к телу как к ресурсу. Все это улучшает как физическое, так и психическое здоровье. Главная цель этого вида терапии –установить контакт между движениями тела и чувствами клиента.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большая часть авторов и исследователей основным фактором в патогенезе заболеваний опорно-двигательного аппарата считают хронически сдерживаемую злость и гнев, которые оказывают влияние на повышение мышечного тонуса, а в дальнейшем и на возникновение заболеваний. Также выделяют такие черты личности как стойкость, целеустремленность, альтруистичность, сдержанность. Главной задачей психотерапии таких психосоматических больных является развитие способности открыто выражать злость и гнев.

 

Список литературы:
1. Александер, Ф. Психосоматическая медицина: Принципы и применение / Ф. Александер. – М.: Прогресс-Культура, 2014. – 352 с.
2. Бадокин, В.В. Ревматология. Клинические лекции: руководство для врачей / В.В. Бадокин, Е.С. Алекберова, Н.Г. Гусева. – М.: Литтерра, 2014. –586 с.
3. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: справочник практического психо-лога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2008. – 563 с.
4. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классифи-кация психических и поведенческих расстройств: МКБ-10 / УСД-10: Клинич. описания и указания по диагностике / ВОЗ; Пер. на рус. яз. под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. – СПб.: Оверлайд, 1994. – 303 с.
5. Пезешкиан, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: пер. с нем. / Н. Пезешкиан. – 2-е изд. М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 464 с.
6. Рудестам, К.Э. Групповая психотерапия. Психокоррекционные груп-пы: теория и практика / К.Э. Рудестам. – 2-е международное изд. СПб.: Пи-тер, 2006. – 384 с.
7. Сергеева, Л.С. Телесно-ориентированная психотерапия / Л.С. Сергеева. – СПб.: Питер, 2000. – 290 с.
8. Сусанина, И.В. Введение в арт-терапию: учебное пособие / И.В. Суса-нина. – М.: Когито-Центр, 2007. – 96 с.
9. Тхостов, А.Ш. Психология телесности / А.Ш. Тхостов. – М.: Смысл, 2002. – 287 с.