Статья:

Феномен трихотилломании

Конференция: XLIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Титаренко М.А., Самойлова М.В. Феномен трихотилломании // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLIX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(49). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 26-30.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Феномен трихотилломании

Титаренко Мария Андреевна
магистрант Сургутского государственного университета, РФ, г. Сургут
Самойлова Майя Владимировна
канд. психол. наук, доцент Сургутского государственного университета, РФ, г. Сургут

 

THE PHENOMENON OF TRICHOTILLOMANIA

 

Maria Titarenko

Undergraduate, Surgut State University, Russia, Surgut

Maya Samoilova

Cand. Psychol. Sciences, Associate Professor, Surgut State University, Russia, Surgut

 

Аннотация. В статье представлено исследование двух клинических случаев трихотилломании. В исследовании проведен анализ психологических особенностей людей с трихотилломанией, полученный с помощью методик: «LifeLine», тест Розенцвейга.

Abstract. The article presents a study of two clinical cases of trichotillomania. The study analyzed the psychological characteristics of people with trichotillomania, obtained using the methods: "LifeLine", the Rosenzweig test.

 

Ключевые слова: трихотилломания; расстройство; фрустрация; защитные механизмы; социальная адаптация.

Keywords: trichotillomania; disorder; frustration; defense mechanisms; social adaptation.

 

Трихотилломания представляет собой значимое расстройство, явной отличительной характеристикой которого является аутоагрессивное вырывание волос, не всегда поддающееся контролю. Актуальность изучения обусловлена недостаточной изученностью этиологии и специфики данного расстройства у взрослых людей в области психологии.

Ряд исследователей проблемы считают, что трихотилломания является следствием аутоагрессии. Механизм такой невротической реакции может быть спровоцирован фрустрацией, в результате которой возникает неудержимое стремление к отреагированию отрицательных эмоций во вне или на себя.

В исследовании принимали участие две испытуемые с трихотилломанией. Были проведены методика «LifeLine» [1, с. 82-84] и тест С. Розенцвейга [3, с.1-3].

Методики проводились в светлом помещении. Испытуемые и экспериментатор располагались за столом.

Анализ «LifeLine»

Испытуемая К., 27 лет, проживает с матерью, мужем и дочерью. Испытуемая имеет неоконченное высшее медицинское образование, не работает. Во время проведения методики испытуемая вела себя эмоционально.

На основе анализа беседы, у испытуемой К. отмечены: симбиотическая патологическая связь и значимый конфликт с матерью; характерные черты мазохистического типа организации характера [2, с.239] – чувствует вину перед дочерью, открыто жалуется на мать, находится в позиции жертвы; аутоагрессия.

Психологические защитные механизмы: реверсия – поведение испытуемой по отношению к дочери, расщепление – амбивалентные чувства по отношению к матери, вытеснение – смутно помнит жизнь до двенадцати лет, обесценивание – не считает значительными для себя события до пятнадцати лет, примитивная изоляция – манипуляции с волосами.

Испытуемая Н., 20 лет. Очно учится в университете, работает администратором. Семья состоит из пяти человек: Н., отец, мать, старший и младший братья.

Список событий составляла медленно, говорила, что не может вспомнить чего-то особенно важного. Эмоций почти не проявляла, иногда нервничала (сбивалась речь).

На основе анализа беседы, у испытуемой Н. можно выделить характерные черты депрессивного типа организации характера [2, с.280]: аутоагрессия, чувство гнева подменяется чувством вины, страх отвержения.

Психологические защитные механизмы: примитивная изоляция – манипуляции с волосами, расщепление, поворот против себя.

На основе анализа «LifeLine» у испытуемых можно отметить общие психологические особенности: социальная дезадаптация (затрудненность в общении, социальная робость и зависимость), психологические защитные механизмы (примитивная изоляция, расщепление, поворот против себя), тревожность, фиксация на травме, виктимность.

К. и Н. акцентировали внимание на наличие конфликтов с родителями, и обозначили свою виктимную позицию в конфликтах.

Общая специфика социальной ситуации развития – нарушение сепарации, структурно-ролевого аспекта семейных отношений и типа привязанности, негативное влияние стиля воспитания.

Анализ теста фрустрационных реакций С. Розенцвейга.

Таблица 1.

Матрица результатов первичной обработки протокола ответов испытуемой К.

 

Суммарный показатель экстрапунитивных реакций, и значение E – E характеризуются как склонность к агрессии. E - E означает, что испытуемая не всегда осознает свою агрессию, и при восприятии направленных на нее обвинений, не может объективно оценить и скорректировать свое поведение. Высокие показатели I и I - I. Повышенная напряженность между эго и суперэго мешает испытуемой взять на себя полную ответственность за происходящее. Чувство ответственности заменяется на неконструктивное переживание чувства вины. Глубокие внутренние переживания и излишние самообвинения при неспособности как-то повлиять на события выражаются в уровне невротизации (Табл. 1).

У испытуемой отсутствует способность воспринимать ситуацию фрустрации отстраненно, о чем свидетельствует низкая оценка М. Низкая оценка OD означает, что возникшие неприятности испытуемая воспринимает как данность, которой уже нельзя избежать. Высокие оценки ED и Е свидетельствуют о слабо выраженном эго испытуемой, требующим защиты через агрессию и перекладывание собственной вины на других людей. Реакции потребностно-настойчивого типа (NP) снижены, что свидетельствует о несамостоятельности, невозможности постоять за себя, быстром отказе от удовлетворения своих потребностей (Табл.1).

Таблица 2.

Матрица результатов первичной обработки протокола ответов испытуемой Н.

 

Характеристика Е испытуемой ниже нормы. Это значит, что в ситуациях фрустрации испытуемая склонна замыкаться в себе, избегать социального взаимодействия. Высокий показатель I – испытуемая может испытывать чувство вины, несмотря на то что не имела никакого отношения к случившемуся. Глубокие внутренние переживания и излишние самообвинения при неспособности как-то повлиять на события являются проявлением невротизации. У испытуемой отсутствует способность воспринимать ситуацию фрустрации отстраненно, о чем свидетельствует низкая оценка М. У испытуемой слабое «Я», вследствие чего она склонна к выстраиванию психологических защит: низкий показатель OD и высокий показатель ED (Табл. 2).

Сопоставив результаты испытуемых по «Тесту рисуночной фрустрации», можно выделить общие закономерности.

  1. Низкий уровень социальной адаптации.
  2. преобладание экстрапунитивных реакций;
  3. показатель интропунитивных реакций выше нормы;
  4. сумма значений в эго-защитном направлении выше нормы.

Низкий уровень социальной адаптации у испытуемых сопровождается внутриличностными конфликтами, повышенным чувством вины, виктимностью, избеганием ответственности, неосознаваемой агрессией, тревожностью, эго-защитными направлениями, вызванными слабым «Я».

Таким образом, установлены общие психологические особенности у испытуемых с трихотилломанией (социальная дезадаптация, психологические защитные механизмы, тревожность, фиксация на травме, виктимность) и специфика социальной ситуации развития (нарушение сепарации, структурно-ролевого аспекта семейных отношений и типа привязанности, негативное влияние стиля воспитания). У испытуемых высокий уровень невротизации, низкий показатель социальной адаптации, и уровень интропунитивных реакций выше нормы.

 

Список литературы:
1. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. — М.: Смысл, 2003. — 284 с.
2. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер. с англ. под редакцией М.Н. Глущенко, М.В. Ромашкевича - М.: Независимая фирма Класс, 2001. — 480 с.
3. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Методическая рекомендация // Сост. Н. В. Тарабрина. Ред. Б. Д. Карвасарский. – Л., 1984.