Статья:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Наумова Л.Е. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/198/112240 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Наумова Лидия Евгеньевна
студент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Как таковых, исследований, касающихся проблемы изучения развития личностных особенностей, черт личности подростков, в том числе и имеющих нарушения зрения различной степени тяжести, существует большое количество в психологии и в смежных с ней науках. Но из-за увеличения числа детей, имеющих зрительные патологии, влияющие на адекватное, нормальное развитие их личности и личностных особенностей, исследование данной проблематики нуждается во всестороннем и глубоком изучении, так как это впоследствии позволит улучшить социальную и психологическую работу по реабилитации и адаптации таких подростков.

Своевременное развитие особенностей личности, ее черт, аспектов и характеристик прямо влияет на гармоничное, всестороннее развитие подростка. В то время как из-за нарушений и патологий зрительных органов личностные характеристики, качества и свойства оказываются либо неразвитыми, либо развитыми не в полной мере. Конечно, многое компенсируется или корректируется с большим трудом, но проблемы в развитии продолжают оказывать влияние на жизнь и деятельность лиц с ОВЗ.

Актуальность изучения особенностей формирования черт личности подростков с нарушением зрения и целенаправленной работы по данному направлению заключается в том, что адекватно развитые черты личности у таких подростков положительно влияют на их социализацию и интеграцию в общество. Они также влияют на все сферы их жизни, на формирование адекватных представлений о будущем и формирование способностей самостоятельного получения знаний, выстраивание целей для достижения успеха во всех областях деятельности. Это крайне важно для их последующей взрослой жизни лиц с нарушением зрения.

Черты личности как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Проблемам развития и формирования личности и черт личности в онтогенезе посвящены исследования многих отечественных и зарубежных авторов (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Л.Н. Кулешова, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.В. Петровский, В.А. Петровский, А.А. Реан, А.М. Прихожан, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин и др.). Большой вклад в исследование черт личности внесли И.Б. Котова, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.

Не вызывает сомнения, что любые нарушения здоровья, к которым относится и нарушение зрения, неизбежно оказывает влияние на психическое развитие и формирование личности человека. Нарушенное зрение приводит, в первую очередь, к замедлению психического развития, создаёт коммуникативные барьеры, накладывает отпечаток на развитие познавательной сферы.

При становлении направленности личности, некоторых моральных, волевых, интеллектуальных черт характера дефекты зрения могут быть первопричиной отклонения их от нормы, что затрудняет общение со сверстниками и взрослыми, препятствует накоплению индивидуального опыта.

Как отмечает А.И. Зотов, у подростка с нарушением зрения интересы к видам деятельности, осуществляющимся без зрительного контроля, оказываются устойчивыми, как у нормально видящих сверстников [2]. Это можно учитывать при организации его досуга, развитии его склонностей и задатков, навыков и умений, что принесет пользу в процессе оптимизации черт личности, позволит снизить уровень испытываемого дискомфорта из-за нарушения зрения, будет благоприятно влиять на настроение, самочувствие, развитие личности.

Такие особенности детей и подростков с нарушением зрения как негативизм, внушаемость, эгоистичность, отмечаются многими исследователями. Также у них наблюдается повышенный уровень тревожности, неврозов, возможно проявление страхов, на что указывают В.М. Акимушкин, Н.В. Мазурова [1]. Но при создании благоприятных условий, прежде всего – широком вовлечении подростка в различные виды деятельности, правильная организация воспитания и обучения, формирование этих свойств личности оказывается независимым от степени нарушения зрительного анализатора.

Особого внимания заслуживает подростковый возраст как наиболее сложный и дисгармоничный период в развитии личности. В условиях зрительной депривации у подростков сфера развития эмоций и личности отмечается выраженными отклонениями в развитии: неадекватное самовосприятие (снижение уверенности в себе и своих силах, возможностях), снижение возможностей общения с социумом и установления дружеских контактов и т.д. Затруднения в сфере общения, неадекватная самооценка и уровень притязаний у подростков с нарушением зрения отмечается многими авторами, среди которых Л. Пожар, Т.Н. Прилепская, Л.И. Солнцева, А.И. Суславичус [3].

Однако выделяется и положительная тенденция: подростки с нарушением зрения склонны привязываться к взрослым, которые проводят с ними педагогическую и коррекционно-развивающую работу. Они воспринимают таких взрослых как опытных, знающих, которые могут поделиться своими знаниями о мире, восприятие которого оказывается для подростка с нарушением зрения ограничено в той мере, в которой у него выражено нарушение зрения. Также устанавливать доверительные отношения, дружеское общение такие подростки способны и стремятся со сверстниками, которые дружелюбны к ним самим.

Отмечаются следующие особенности: несформированность эмоциональных и волевых качеств, которые необходимы для преодоления трудностей, неадекватность поведенческих реакций, затрудняющих психологическую и социальную адаптацию.

У незрячих подростков отмечается наличие депрессивных и фрустрационных состояний, когда подросток испытывает огорчение, расстройство, печаль из-за чувства того, что он не может сделать. И большую роль в этом играет его зависимое положение от окружающих, от их помощи.

Таким образом, кратко подводя итог сказанного, можно отметить: на развитие личностных особенностей подростков с нарушением зрения в значительной степени оказывает влияние их диагноз. Для них часто бывают характерными такие особенности личности, как негативизм, внушаемость, эгоистичность. Отмечаются также депрессионные и фрустрационные состояния. Также у подростков с нарушением зрения отмечается неадекватное самовосприятие, снижение коммуникации. Но при этом, у них достаточно хорошо развивается интерес к деятельности, осуществляемой без зрительного контроля. Все это необходимо учитывать, стремясь к оптимизации специфики черт личности подростков с нарушением зрения. Особенно в такой непростой период, называемый «подростковым кризисом».

 

Список литературы:
1. Евмененко Е.В., Трущелева А.В. Психология лиц с нарушениями зрения. – Ставрополь: Издательство СГПИ, 2008.
2. Зотов А.И. Сравнительное изучение соотношения типов и видов памяти у слепых и слабовидящих школьников. – СПб.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1991.
3. Коган Б.М., Яковлева А.В. Личностные характеристики слабовидящих подростков // Специальное образование: науч. журнал. 2012. № 2 (26). https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-harakteristiki-slabovidyaschih-podrostkov (дата обращения: 4.03.2022).