Статья:

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(222)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Шамаева И.М. ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 43(222). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/222/121876 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шамаева Ирина Михайловна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, ведущий специалист-эксперт (психолог) УФССП России по Белгородской области, РФ, г. Белгород
Гут Юлия Николаевна
научный руководитель, заведующий кафедрой возрастной и социальной психологии, канд. психол. наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

PERSONAL DETERMINANTS OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF EMPLOYEES OF ENFORCEMENT AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR OFFICIAL ACTIVITY

 

Irina Shamaeva

Student, Belgorod State National Research University, Leading specialist-expert (psychologist) of the UFSSP of Russia in the Belgorod region, Russia, Belgorod

Yulia Gut

scientific director, Head of the Department of Developmental and Social Psychology, Ph.D. psychol. Sciences, Associate Professor, Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

 

Аннотация. Деятельность сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации связана с высокой ответственностью за результаты выполнения, поставленных перед ними служебных задач. Психологическая готовность к служебной деятельности зависит от особенностей личности – от качеств, характеризующих личностный адаптационный потенциал сотрудника, от его решительности, ситуативной и личностной тревожности, от комплекса поведенческих реакций в различных ситуациях.

Abstract. The activity of employees of enforcement agencies of the Russian Federation is associated with high responsibility for the results of the performance of their official tasks. Psychological readiness for official activity depends on personality characteristics – on the qualities that characterize the personal adaptive potential of an employee, on his determination, situational and personal anxiety, on a complex of behavioral reactions in various situations.

 

Ключевые слова: психологическая готовность, личностные детерминанты, профессионально важные качества.

Keywords: psychological readiness, personal determinants, professionally important qualities.

 

В соответствии с Федеральным законом «Об органах принудительного исполнения в Российской Федерации» от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ была создана Федеральная служба судебных приставов. Положение о ФССП России утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1316.

Данный закон с 1 января 2020 г. претерпел значительные изменения в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. С 1 января 2020 года Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации становится полноценной силовой структурой [1]. Новый статус сотрудников органа принудительного исполнения Российской Федерации повысил профессиональные требования к приставам и предоставил им необходимый для качественного выполнения служебных задач правовой инструментарий.

Работу, которая возложена на сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, могут делать только дисциплинированные высококвалифицированные профессионалы. Те, кто знает, умеет и отвечает за свои действия. В связи с этими изменениями назрела необходимость более тщательного подхода к отбору кандидатов, претендующих на должности сотрудников органов принудительного исполнения в Российской Федерации.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. Данное обстоятельство определяет его профессиональную деятельность как одну из разновидностей государственной службы с присущими ей специфическими психологическими особенностями. К основополагающим характеристикам служебной деятельности судебного пристава можно отнести такие качества как высокий уровень ответственности, нервно-психической устойчивости, работоспособности, а также коммуникабельность, уравновешенность, способность адаптироваться в разных условиях труда, развитая эмоционально-волевая сфера, переключаемость, наблюдательность.

Изучение социально-психологических особенностей становления личности специалистов привлекает внимание исследователей непосредственно в связи с возникновением и быстрым развитием таких областей практики как профориентация, профотбор и аттестация кадров, а также в соответствии с явной необходимостью психологического обеспечения профессионального образования и профессиональной адаптации.

Проблема психологической готовности к деятельности является одной из фундаментальных в современной психологической науке. Феномен психологической готовности к деятельности, в том числе профессиональной и служебной, остается предметом научных дискуссий.

Исследователи определяют особенности психологической готовности в соответствии с видом деятельности. Также отмечается, что высокий уровень психологической готовности к профессиональной деятельности обеспечивает эффективность процесса профессионального становления человека. Однако личностная готовность, в зависимости от вида профессиональной деятельности, имеет свою специфику, которая остается недостаточно изученной. Вместе с тем остаются не решенными проблемы формирования и поддержания психологической готовности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации к служебной деятельности, в том числе и вопросы формирования их психологической готовности к служебной деятельности в период первоначального обучения.

Служебная деятельность сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации характеризуется высокой динамичностью, эмоциональной напряженностью, интенсивностью, стрессогенностью. Данные обстоятельства предъявляют высокие требования к личностным качествам сотрудников и, как следствие - к их профессионально важным качествам.

Современные условия, в которых проходят службу сотрудники органов принудительного исполнения, можно в полной мере назвать особыми,  потому что сопровождаются значительными психоэмоциональными нагрузками, вызванными высокой ответственностью за принятые решения, достаточной сложностью выполняемых функций, ускоренным темпом деятельности, объединением неодинаковых по цели действий в одной деятельности, обработкой значительной по объему информации.

Проанализировав проблемы, иногда возникающие в работе данной категории государственных служащих, можно сделать вывод, что часто они оказываются психологически не подготовленными к деятельности в сложных условиях. Личность оказывается не подготовленной к действиям на высоком уровне психических нагрузок.

Психологическая готовность к профессиональной деятельности является динамической структурой, включающей в себя ряд личностных характеристик, основными из которых являются:

- мотивационные особенности личности - потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;

- познавательные особенности личности - понимание обязанностей, трудовой задачи, оценка ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки и т.д.;

- эмоциональные особенности личности - чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление;

- волевые особенности личности - управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение [5].

Отметим, что в психологической науке нет единой классификации видов психологической готовности к профессиональной деятельности и подходов к определению уровней ее развития.

В конечном счете, служебная деятельность включает в себя психологическую готовность в качестве необходимой составляющей. Тем не менее, психологическая готовность к профессиональной деятельности изменяется в зависимости от успешности и эффективности самой деятельности.

Большую роль в освоении специальности сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации играет личность каждого сотрудника.

В. Л. Абушенко рассматривает личность как отображение социальной природы человека, как субъекта социокультурной жизни, определяя его носителем индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности [3]. Рассматривая личность сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, чтобы охарактеризовать его личностные качества, необходимо анализировать его с психологической стороны, что означает рассмотрение характерных черт психики сотрудника. Личностно-психологические качества сотрудника сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации являются совокупностью сформировавшихся компонентов его личности.

А. Ф. Караваев, определил пять комплексов профессионально-важных качеств:

  1. Высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации связан с нормативностью поведения сотрудника в любых, в том числе сложных, экстремальных условиях деятельности.
  2. Нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности предполагает: устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях; развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность), позволяющие на должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, адекватно реагировать на различные события.

Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, избыточная агрессивность, повышенная эмоциональная напряженность, импульсивность поступков, невротические симптомы, психопатические свойства характера, быстрая истощаемость нервных процессов.

  1. Высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность, которые обусловлены следующими качествами личности: развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция, гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность, аналитический склад ума, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, памяти, продуктивного мышления, внимания), развитое воображение, интуиция.
  2. Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности: способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в определенных пределах доверительные отношения, проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника), гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения, умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения, способность к сотрудничеству, развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальной ситуации, адекватную самооценку, чувство юмора. Качества, затрудняющие коммуникативные процессы: замкнутость, повышенная сосредоточенность на своих переживаниях (интровертированность), легкоранимое самолюбие, конфликтность, агрессивность, эмоциональная неустойчивость.
  3. Организаторские способности позволяют оказывать управляющее воздействие на различных субъектов. Поэтому сотрудник помимо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие качества: активность, инициативность, решительность, настойчивость, умение выделять главное, прогнозировать, собранность. Важную роль в развитии организаторских способностей играют и другие вышеотмеченные качества [8].

До недавнего времени прогнозирование успешности труда специалиста определялось тем, насколько соответствуют требованиям профессии характеристики психических процессов и психофизиологические качества человека. В современных исследованиях наибольшее распространение получили идеи, основанные на принципе личностного подхода к пониманию проблемы профессионально-важных качеств.

Успешность деятельности специалиста определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и степенью сформированности его профессионально-личностных качеств.

Психологический отбор кандидатов, желающих занять должности в органах принудительного исполнения, осуществляется для определения способности указанных лиц по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника на должности в органах принудительного исполнения, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения. В процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности кандидатов.

Психологический отбор осуществляется путем проведения психологических исследований, тестирований, а в отношении кандидатов на отдельные должности в органах принудительного исполнения - психофизиологических исследований с применением специализированных технических устройств [2].

Формирование сотрудника как профессионала происходит непрерывно на протяжении всего периода служебной деятельности. Специфика служебной деятельности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации определяет ряд особенностей процесса формирования их психологической готовности. Ведущими и базовыми качествами в структурах профессионально важных качеств сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации являются качества, на основе которых формируется способность к эффективной деятельности в условиях высокой эмоциональной напряженности.

Направленное использование личностных детерминант в процессе прохождения службы сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации является движущей силой для интенсификации развития их профессионально важных качеств и, следовательно, повышения психологической готовности к профессиональной деятельности, что, в свою очередь ведет к эффективности профессионализации сотрудника.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
2. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1909 "Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации"
3. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Наука, 1980. - 336 с.
4. Караваев, А. Ф. Психологические условия профессионального становления специалистов - сотрудников органов внутренних дел: методическое пособие / А. Ф. Караваев. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 296с.
5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.:Питер, 2001. — 656 с.