Статья:

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(181)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Бондаренко Н.Ю., Петрова С.С. ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 2(181). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/181/104390 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Бондаренко Наталья Юрьевна
студент Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, РФ, г. Нижний Тагил
Петрова Светлана Сергеевна
доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, РФ, г. Нижний Тагил

 

THE PROJECT METHOD AS A MEANS OF FORMING EDUCATIONAL MOTIVATION IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

 

Natalia Bondarenko

Student, Faculty of "Psychological and Pedagogical Education" Branch of the Russian State Vocational Pedagogical University Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute, Russia, Nizhny Tagil

Svetlana Petrova

Associate professor at the Department of pedagogy and psychology of preschool and primary education Branch of the Russian State Vocational Pedagogical University Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute, Russia, Nizhny Tagil

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития. Ее раскрытия и дальнейшее осуществлении в условиях современной образовательной деятельности, проектный метод как средство реализации на учебных занятиях.

Abstract. The article deals with the problem of formation of educational motivation in younger schoolchildren with mental retardation. Its disclosure and further implementation in the conditions of modern educational activity, the project method as a means of implementation in the classroom.

 

Ключевые слова: проектный метод;  мотив;  мотивация; учебная мотивация;  младший школьный возраст; задержка психического развития.

Keywords: project method; motive; motivation; educational motivation; primary school age; mental retardation.

 

В данной статье рассмотрим формирование и развитие учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития с помощью проектного метода.

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию различных навыков у младших школьников.

Представим их на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Развитие навыков у младших школьников с помощью проектного метода

 

Далее рассмотрим формирование учебных навыков с помощью проектного метода.

В системе образования происходит переход на личностно-ориентированную и гуманистическую модель.

Для этого необходимо разрабатывать новые направления коррекционно-развивающего обучения, совершенствовать применяемые психолого-педагогические технологии.

В свою очередь, это будет способствовать реализации личностного потенциала у детей с задержкой психического развития.

В данном контексте метод проектов позволяет решать такую проблему, и способствует формированию учебной мотивации у детей, с которыми проводится коррекционная работа.

Актуальность применения метода проектов в обучении данной группы детей подтверждается следующими моментами:

- индивидуальные особенности,

- особенности развития и воспитания, требующие особой коррекционной работы,

- превалирование игровой мотивации перед учебной,

- рост научно-технического прогресса и использования его в процессе обучения,

- рост объема учебного материала [2].

Рассмотрим далее более подробно все основные представленные аспекты темы.

Мотивация включает в себя различные элементы, взаимодействующие между собой.[3].

Отразим процесс формирования мотивации у обучающихся начальной школы на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Формирование мотивации в начальной школе

 

Большую часть младших школьников, требующих особой коррекционной работы в обучении представляют дети с задержкой психического развития [3].

На рисунке 3 отразим индивидуальные особенности данной целевой группы.

 

Рисунок 3. Индивидуальные особенности при ЗПР

 

В результате, можно увидеть, что мотивация к обучению у младших школьников с задержкой психического развития ниже нормы, что что негативно влияет на процесс учебы в школе. Для стимулирования данной мотивации следует составлять специальную программу коррекции [1].

Для младших школьников с задержкой психического развития в сфере мотивации характерны:

- значительно снижен самоконтроль,

- недостаточность саморегуляции,

- тяга к получению знаний ниже, чем у ровесников,

- сложности с планированием.

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребенка:

- низкий уровень развития восприятия (зрительного и слухового),

- недостаточность уровня выполнения сложных двигательных программ,

- плохо развито планирование,

- рассеянность и неустойчивость внимания,

- недостаточность скорости восприятия [4].

Особенности побудителей мотивов у детей рассматриваемой целевой группы можно увидеть по всем основным группам мотивов:

- внешним,

- внутренним,

- промежуточно-соревновательным.

Эффективная мотивация младших школьников с задержкой психического развития увеличивает уровень успешности их обучения, работоспособности, продуктивности деятельности, настойчивости, усидчивости, самоорганизации и самостоятельности.

Используя проектный метод, обучение строится на основе планирования и выполнения практических заданий, представляющих собой проекты.

Применение такой деятельности в обучении младших школьников развивает и различные социальные качества: сотрудничество, навыки коллективной работы, хорошая коммуникация, умение договариваться.

К коммуникативным относится развитие следующих навыков:

- начинают спокойно принимать другое мнение, могут отстаивать своё,

- ребята учатся говорить,

- учатся слушать.

При этом совершенствуются следующие мыслительные навыки:

- анализ информации,

- классификация и систематизация,

- обобщение,

- сравнение,

- и т.д.

Таким образом, у рассматриваемой возрастной категории учащихся с задержкой психического развития необходимо постоянно поддерживать мотивацию к учебной работе.

Важным методом достижения данного результата является проектная деятельность учащихся, которую необходимо использовать с целью мотивации учащихся с ЗПР к учебной деятельности как в рамках уроков, так и во внеурочной деятельности.

 

Список литературы:
1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Блинова Л.Н. - М.: НЦ Энас, 2001. – 136 с.
2. Безруких, М.М. Трудности обучения младших школьников, имеющих нарушение психического здоровья / Безруких, М.М. //  Мир психологии, 2003. – № 4. – С. 211-218
3. Авдулова  Т. П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника / Авдулова, Т. П. -  М.: Владос, 2014. - 96 c.
4. Бабкина Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения Бабкина, Н. В. - М.: НЦ Энас, 2003- С. 46-50.