Жанровое своеобразие стихотворения М.Ю. Лермонтова «Русалка»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)
Жанровое своеобразие стихотворения М.Ю. Лермонтова «Русалка»
Традиционно в литературоведении существует точка зрения о том, что романтизм разрушил классицистическую систему поэзии. В частности, в романтическую эпоху отодвинулись на второй план или вовсе перестали употребляться ода, дидактическое послание, героическая эпопея. Традиционные жанровые формы претерпели значительные изменения. Однако смена литературного направления, по сути, позволила процессу жанрового взаимопроникновения происходить свободнее, без учета канонов. При этом более активное взаимодействие жанров не привело к размыванию границ. Элегия, послание, баллада и т.д. сохранили ведущие черты. Справедливости ради необходимо отметить, что в классицизме лирические жанры не были подвергнуты строгой регламентации, поскольку не относились к высокой поэзии, поэтому авторы-лирики обладали большей свободой самовыражения. В эпоху романтизма был сделан акцент на оригинальности, но тематика и формы остались в русле классической поэзии, поскольку сохранилось следование традиционным образам, сюжетам, мотивам, жанрам и т.д. Поэты-романтики вступили в художественный диалог с предшественниками в русле нового мироощущения.
Классическое образование М.Ю. Лермонтова позволяет говорить о том, что поэт находился в тесном взаимодействии с античными образцами творчества, латинским и древнегреческим языками и классицистическими жанрами лирической поэзии. При этом поэт не был чужд общему увлечению народным творчеством, хотя в его наследии фольклорные мотивы широко не представлены.
В силу особенностей биографии и личности поэт заинтересовался мифом о русалках, которые способны затянуть в свою пучину одинокого путника или лодочника, чтобы выйти за него замуж. Этому мотиву посвящено стихотворение «Русалка», в котором поэт противоречит мифу. Подводная красавица в своей песне сетует на то, что витязь, который опустился на дно, не способен ожить. Все стихотворение наполнено тоской о несбыточной любви. В первой части идет рассказ о русалке, которая поет в серебристом свете луны. Вторую часть представляет собой собственно русалочья песня. Первыми строфами поэт задает необходимый настрой о несбыточности надежд на взаимную любовь между живым человеком и представительницей потустороннего мира, обманом заманившей под воду витязя.
В своей песне русалка описывает красивый подводный мир, но ни золотые рыбки, ни поцелуи влюбленных русалок не способны оживить «витязя чужой стороны». Русалка тоскует и не понимает, почему ей и ее подругам недоступна радость взаимной любви.
Завершается стихотворение выводом о непонятной тоске нежити, которая не способна на искренние чувства и глубокую любовь, поскольку не обладает душой. Это заключение лирического героя направлено в адрес Екатерины Сушковой, разрушившей надежды поэта на взаимную любовь. Тоска и боль глубоко проникли в душу поэта, который, сравнивая бывшую возлюбленную с русалкой, говорит о невозможности прощения. Раненное сердце поэта не видит и не хочет принимать любовь той, которая не имеет души, потому что не верит в возможность любви бездушного существа.
Стихотворение «Русалка» имеет особую ритмику, создающую ощущение наплыва и отката волны. Содержание и размер стихотворения позволяют говорить о его сходстве с балладой. Среди ведущих черт баллады выделяются: «яркое выражение чувств как самого автора, так и главных персонажей в произведении; наличие … сюжета, который при желании писателя может быть описан в виде диалога; широкое использование приема таинственности и мистики; описание чего-то неведомого и неопознанного в тексте; действия разворачиваются в удивительно завораживающем пейзаже. Но главной чертой баллады выступает объединение эпических и лирических признаков, которые придают короткому тексту некую изюминку и своеобразие» [2]. Среди указанных признаков в «Русалке» можно отметить:
- Выражение чувств автора и персонажа (русалки).
- Таинственность и мистичность самой ситуации – пение русалки, которое обычно недоступно слуху человека: «И пела русалка – и звук ее слов// Долетал до крутых берегов».
- Описание неизвестного и непознанного человеком подводного мира: «На дне у меня// Играет мерцание дня; // Там рыбок златые гуляют стада; Там хрустальные есть города …». Присутствие хрустальных городов навевает мысль, что русалка, скорее всего, поет о мировом океане.
- Пейзаж, на фоне которого русалка исполняет свою песню, наполнен вневременным содержанием. Действие происходит в неверном свете луны. Сначала река представляется спокойной, потом ее описание меняется: «И шумя, и крутясь, колебала река// Отраженные в ней облака».
- Основным действующим лицом выступает мифологический персонаж – русалка.
Однако мифологическое содержание отражает реальные чувства и представляет собой аллегоричное изображение ситуации в действительности: невозможности для существа без души разбудить чувства в человеке, сердце которого умерло.
Выбор балладной структуры помогает автору выразить идею о том, что внешняя красота сама по себе, не имеющая сострадания и души, не способна вызвать ответные чувства. Аллегорией бездушной красавицы является русалка, а человека, сердце которого умерло от равнодушия, - витязь из чужих стран. По этой причине автор заимствует фольклорный сюжет, в котором потусторонняя, неземная красота становится источником гибели для того, кто ею увлечется. Мотив разбитого сердца влюбленного в холодную красавицу юноши является одним из ведущих в раннем творчестве поэта.
Близость стихотворения балладе отражается в том, что «Русалка» отражает душевную боль героя, выраженную с помощью мифологического персонажа.
Однако для стихотворения также характерны черты элегии. Все творчество М.Ю. Лермонтова находится под влиянием элегической традиции. Для стихотворения «Русалка» характерен элегический мотив – неверность или равнодушие возлюбленной, отраженные в образе русалки, не способной понять глубокие чувства и отличить живого от мертвого. Стихотворение является отражением противоречивого чувства: «блаженство от созерцания идеала «духовным зрением» и печаль по отсутствию его в земной жизни» [1], – только в данном контекста блаженство созерцания идеала происходит в нереальном мире и выражается сожаление и непонимание причин отсутствия идеала в подводном мире. Таким образом, элегические мотивы отражаются в стихотворении в качестве общей тенденции творчества, находящегося под влиянием романтического конфликта.
Жанровое своеобразие стихотворения М.Ю. Лермонтова «Русалка» обусловлено общеромантической тенденцией, которая состояла в «возвращении поэзии от рассудочного мастерства в однажды установленных формах к подлинным истокам внутренних художественных переживаний» [3].