Статья:

Существенные условия договора авторского заказа

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Оленбург А.В. Существенные условия договора авторского заказа // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 38(131). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/131/80989 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Существенные условия договора авторского заказа

Оленбург Алина Витальевна
магистрант, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА минюста России), РФ, г. Москва

 

По договору авторского заказа (далее по тексту - «Договор») одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе либо в иной форме.

Указанный материальный носитель передается в собственность заказчику, если соглашением сторон не предусмотрено иное, например, передача во временное пользование.

Договором могут быть установлены такие обязанности автора, как отчуждение заказчику исключительного права на созданное произведение и предоставление заказчику права использования произведения в установленных Договором пределов.

К квалифицирующим признакам Договора относятся:

1. Особенность субъектного состава: исполнителем по Договору выступает сам автор произведения;

2. Цель заключения Договора - создание произведения и передача его в пользование заказчику.

Таким образом, из Договора возникает обязательство, в содержание которого входит обязанность автора создать произведение. В случае неисполнения данной обязанности Договором предусматривается уплата неустойки.

Объектом по Договору выступает создаваемое произведение. Предмет Договора является его существенным условием, в него включаются создание произведения и передача его в пользование заказчику.

По мнению В.С. Витко, «Предмет договора также выступает основополагающим признаком Договора, который отграничивает его от других договоров в сфере интеллектуальной собственности и придает ему особенный характер, который и позволяет квалифицировать его в качестве самостоятельного гражданско-правового договора. Договор не является распорядительным договором и не входит в класс договоров, опосредующих обращение имущественных прав на произведение» [1, стр. 23].

«Исходя из определения понятия договора авторского заказа, он является консенсуальным, двусторонним или односторонним, возмездным или безвозмездным.

По общему мнению, в литературе такой договор считается «консенсуальным, возмездным или безвозмездным (действует презумпция возмездности), двусторонним или односторонним (в случае, если он является безвозмездным)» [2, стр. 223].

Е.А. Суханов придерживается мнения, что договор является двусторонним, «поскольку на заказчике лежит обязанность финансировать разработку соответствующего объекта, а на исполнителе - обязанность по его созданию или разработке» [3, стр. 548].

«В случае, когда договор является безвозмездным, он порождает обязанность автора создать произведение, а заказчик имеет право требования исполнения этой обязанности, не неся никакой встречной обязанности по отношению к автору, т.е. у кредитора - только право, а у должника - только обязанность поэтому договор авторского заказа является односторонне обязывающим договором» [4, стр. 108].

К определению состава существенных условий Договора в литературе сложились различные подходы.

Н.М.Лапин полагает, что к существенным условиям Договора следует отнести предмет, срок создания произведения, для возмездных договоров – порядок выплаты вознаграждения [5, стр. 20].

По мнению В.А. Хохлова, к существенными условиями Договора являются определенность произведения и срок его представления. Если договор включает в себя элементы соглашений о распоряжении исключительным правом, то к числу существенных условий должны быть отнесены существенные условия договора об отчуждении исключительного права и лицензионного договора [6, стр. 32 – 33].

Моргунова Е.А. в качестве существенных условий Договора, не содержащего условия об отчуждении исключительного права или о предоставлении права использования создаваемого произведения, определяет предмет и срок, в течение которого произведение должно быть создано и передано заказчику. Цена, считает она, в соответствии не является существенным условием.

В договоре авторского заказа, содержащем условие об отчуждении исключительного права (предоставлении права использования произведения), расширяется предмет договора посредством включения в него положения об отчуждении исключительного права (предоставлении права использования). В возмездном договоре обязательно указывается размер вознаграждения за передачу имущественных прав [7, стр. 8].

Таким образом, мнение о том, что условие о сроке создания произведения является существенным условием Договора, поддерживается многими исследователями.

Данную позицию можно встретить также, проводя анализ судебной практики. В одном из своих постановлений Суд по интеллектуальным правам сделал вывод, что «произведение, создание которого предусмотрено договором авторского заказа, должно быть передано заказчику в срок, установленный договором, если его условия не позволяют определить срок его исполнения, договор считается незаключенным».

Стоит отметить, что рядом авторов представлен подход, согласно которому, если договор авторского заказа включает в себя элементы договоров о распоряжении исключительным правом, то к числу его существенных условий должны быть отнесены существенные условия договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора.

Такой позиции придерживается О.А. Рузакова: «Если в договор включены условия об отчуждении исключительного права или предоставлении права использования произведения (исполнения), существенными условиями являются существенные условия соответствующих договоров» [8, стр. 203].

Согласно точке зрения И.А.Зенина, существенным условием договора является определение «судьбы» исключительного права на создаваемое произведение [9, стр. 52].

ГК РФ предусматривает два возможных варианта: отчуждение заказчику данного права и предоставление заказчику права использования произведения, которое должно быть создано автором.

Когда договором авторского заказа предусматривается отчуждение заказчику исключительного права, к такому договору применяются как общие, так и специальные правила о договоре об отчуждении исключительного права [10, стр. 36].

В том числе, по мнению И.А. Зенина, в рамках договора авторского заказа происходит отчуждение исключительного права на произведение [11, стр. 41].

Вышеуказанный вывод также нашёл поддержку в судебной практике: в своем Постановлении от 21.07.2009 г. N 2658/09 Президиум ВАС отмечал: Особенности авторского договора заказа определяются тем, что он заключается в отношении произведения, которое еще не существует и будет создано лишь в перспективе. Поэтому наряду с условием о предмете договора - создании обусловленного произведения - существенным условием договора авторского заказа является условие о передаче произведения заказчику в условленный срок».

В указанном Постановлении отмечалось, что «авторский договор заказа наряду с условиями, касающимися создания обусловленного договором произведения и передачи его заказчику в установленный срок, может содержать и условия относительно дальнейшего использования созданного произведения. В этих целях договор может предусматривать предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.

Таким образом, первоначальный правообладатель - это автор произведения.

Опираясь на вышеизложенное, делаем вывод, в случае, когда автор передает заказчику только материальный носитель с созданным произведением без передачи имущественных прав, исключительное право по-прежнему принадлежит автору.

В подтверждение этому можно привести норму ГК РФ, согласно которой, когда автором оригинала произведения, в том числе и по договору авторского заказа отчуждается исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

Отсюда следует вывод, что исключительное право на созданное произведение по воле сторон принадлежать автору, в рамках договора необязательна передача имущественных прав на произведение.

Исходя из сформулированного предмета Договора, а именно создания произведения и передача его в пользование заказчику, приходим к выводу, что условие о предоставлении имущественного права использования произведения заказчику, не является существенным условием этого договора.

Дискуссионным в том числе является вопрос о возмездности Договора.

С позиции Э. Гаврилова и К. Гаврилова, «коль скоро в самом определении договора авторского заказа ничего не говорится об обязанности заказчика оплатить работу по созданию заказного произведения, ясно, что такой договор может быть не только возмездным, но и безвозмездным» [12, стр. 15].

В.А. Хохлов высказывает мнение, что построение договора авторского заказа как безвозмездного может иметь место в связи с его общей направленностью - созданием произведения в социальных целях [13, стр. 32].

Допуская возможность как возмездного, так и безвозмездного договора, сторонники этой позиции условие о вознаграждении в возмездном договоре относят к существенным условиям договора [14, стр. 446].

«Некоторые исследователи, напротив, полагают, что договоры заказа на создание объекта исключительного права по своей юридической природе являются возмездными (ибо речь идет о финансировании творческой деятельности)» [15, стр. 548].

М.С. Чапанов также считает, что договор заказа на создание результата интеллектуальной деятельности может быть только возмездным [16, стр. 12].

Следует вывод, договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное, необходимо заключить, что договор может быть и безвозмездным.

Но следует прийти к мнению, что Договор авторского заказа должен быть только возмездным.

Как писал Г.Ф. Шершеневич, авторы вправе получать определенные ресурсы, позволяющие поддерживать приемлемый уровень жизни и продолжать систематически создавать произведения науки, литературы и искусства. Поэтому целью введения авторского права является не просто охрана результатов интеллектуальной деятельности, а такое материальное обеспечение лица, которое устраняет для него необходимость поиска источников существования и гарантирует независимость [17, стр. 3 – 5].

И.А. Близнец утверждает, что за творческий труд нужно платить, создавая тем самым саму возможность для занятия таким трудом, что "вдохновение плодотворно, когда оно хорошо организовано и своевременно оплачено [18, стр. 5].

В литературе существует мнение, что в безвозмездных договорах интерес является неимущественным, отсутствие вообще всякого интереса делает соглашение между сторонами немотивированным и фактически невозможным [19, стр. 39].

Таким образом, к существенным условиям договора авторского заказа должны быть отнесены:

1) предмет договора;

2) срок создания произведения;

3) для возмездных договоров - размер вознаграждения.

В дополнение отметим, что договор о создании произведения (авторского заказа) может быть следующих видов:

  1. с передачей заказчику исключительного права на созданное произведение;
  2. с передачей заказчику права использования произведения;
  3. с передачей заказчику только материального носителя с произведением;
  4. без передачи заказчику материального носителя с произведением.

 

Список литературы:
1. В.С. Витко, «Правовая природа договоров о создании произведений науки, Литературы и искусства», Статут, 2019 г.
2. Право интеллектуальной собственности: Учебник / Под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2017. Т. 1: Общие положения. С. 223 (автор главы - Е.С. Гринь).
3. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. 4-е изд., стереотип. М.: Статут, 2015. Т. 2: Обязательственное право. С. 548 (автор главы - Е.А. Суханов).
4. Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 2. С. 390. Известна следующая дефиниция: "Односторонний договор: в нем лишь одна сторона обязывается к совершению действия... тогда как другая сторона имеет только право..." (Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права: В 2 т. М.: Статут, 2005. Т. 2. С. 108).
5. Лапин Н.М. Регулирование авторских договоров в России, Королевстве Нидерландов и Королевстве Великобритании: правовой анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 20.
6. Хохлов В.А. Договор авторского заказа в гражданском праве России. С. 32 - 33.
7. Моргунова Е. Договоры в отношении фотографий как объектов авторских прав. С. 8.
8. Право интеллектуальной собственности: Учебник / Под общ. ред. Л.А. Новоселовой. Т. 2: Авторское право. С. 342 (автор главы - О.А. Рузакова); Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. С. 203 (автор комментария - О.А. Рузакова).
9. Зенин И.А. Проблемы российского права интеллектуальной собственности (избранные труды). С. 52
10. Зенин И.А. Исключительное интеллектуальное право (право интеллектуальной собственности) как предмет гражданского оборота. С. 36.
11. Зенин И.А. Проблемы российского права интеллектуальной собственности (избранные труды). С. 41.
12. Калятин В.О. Право использования произведения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 169.
13. Гаврилов Э., Гаврилов К. Договоры заказа на создание авторских произведений // Хозяйство и право. 2013. N 3.
14. Хохлов В.А. Договор авторского заказа в гражданском праве России. С. 32.
15. Право интеллектуальной собственности: Учебник / Под общ. ред. Л.А. Новоселовой. Т. 2: Авторское право. С. 341 (автор главы - О.А. Рузакова); Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник для магистров. С. 446 - 447.
16. Чапанов С.-М.С. Правовое регулирование договора заказа на создание результата интеллектуальной деятельности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 12.
17. Шершеневич Г.Ф. Экономическое обоснование авторского права. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1890. С. 3 - 5.
18. Близнец И.А. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2003.
19. Рогова Ю.В. Договор как средство обеспечения стабильности гражданского оборота. М.: Статут, 2015. С. 39.