Статья:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Конференция: CLXXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Кривова Я.В., Кошелева С.В. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 37(188). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/37(188).pdf (дата обращения: 24.05.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кривова Яна Вадимовна
студент, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, РФ, г. Орёл
Кошелева Светлана Витальевна
старший преподаватель кафедры иностранных языков в сфере профессиональной коммуникации, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, РФ, г. Орёл

 

Аннотация. Эффективность и удобство, обеспечиваемые современными технологиями, повысили их значение для общества в последние годы. Однако риски и этические вопросы, связанные с ними, могут привести к возникновению многих социальных проблем. Повышение информированности об этических аспектах и принципах – основа сохранения фундаментальных ценностей, таких как свобода, равенство, солидарность, толерантность и общая ответственность. Именно поэтому ЮНЕСКО поощряет разработку и внедрение оптимальных методов и профессиональных этических принципов, регулирующих деятельность специалистов СМИ, производителей информации, провайдеров услуг и пользователей при должном уважении к свободе слова. В научном сообществе существует консенсус относительно того, что стандартизация исследований и разработок современных технологий может помочь решить эти проблемы. Хотя адаптация к этическим нормам и правовое регулирование отличаются по сфере применения, они оба являются эффективными способами регулирования современных технологий. Необходимо рассматривать техническое поведение в рамках правовых норм и сдерживать современные технологии путем формулирования и внедрения правовой системы для них. Соответствующие законы основаны на принудительной силе государства и гораздо более эффективны, чем этические нормы. Более того, отсутствие этических норм для участников технологического процесса привело к некоторым негативным последствиям в применении технологий. Только когда этика и права координируют и поддерживают друг друга, можно обеспечить благотворное развитие современных технологий и упорядоченное развитие современного общества.

 

Ключевые слова: современные технологии, правовое регулирование, этические аспекты, высокие технологии, человек, личность.

 

1. Этические аспекты современных технологий.

Этическая адаптация современных технологий происходит в основном за счет оптимизации научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы и среды, в которой они применяются. Технологии являются движущей силой общественного развития, но также способны вызывать различные социальные проблемы из-за своего потенциала для создания этических конфликтов и других негативных последствий. Поэтому определение этических границ технологии является важным, особенно для таких мощных технологий, как искусственный интеллект, генетика и ядерные технологии.

В проекте "Руководство по этике для надежного искусственного интеллекта (далее – ИИ)" Европейского союза отмечается, что ИИ должен применяться таким образом, чтобы максимизировать его преимущества при минимизации рисков. На семинаре по социологии, этике и будущему искусственного интеллекта, организованном Китайской академией общественных наук 20 апреля 2019 года, эксперты и ученые согласились с необходимостью регулирования развития ИИ при признании его положительного влияния на общество. В результате, создание этических норм для ИИ было поставлено на повестку дня. Установление границ для современных технологий с помощью этических норм для достижения координации Дао ("путь" в классической китайской философии) и технологии соответствует усилиям. Сложность современных технологий выдвинула на первый план этическую ответственность ученых. Для достижения координации дао-технологий необходимо, чтобы они приняли ответственные инновации.

1.1 От «Дао, управляющего технологиями» к «технологиям, отступающим от Дао»

Древнее китайское общество имеет традицию "Дао управления технологиями", которая предписывает, что вся технико-логическая деятельность должна осуществляться в рамках этики. Без этических ограничений многие технологии рискуют стать предметом злоупотребления, что может привести к хаосу и преступности в обществе. На протяжении всей истории развития человечества как в западных, так и в восточных обществах существовала традиция регулирования технологий с помощью этики. Аристотель заметил, что "каждое искусство и каждое исследование, а также каждое действие и стремление, как считается, направлены на какое-то благо". Благо является этическим элементом, который означает, что технологические действия должны служить в соответствии с их целями. В Китае существует проверенная временем заповедь "не говори неправильно и не поступай неправильно", призывающая к соблюдению приличий во всех аспектах жизни.

После промышленной революции технология перешла от ремесленного производства к промышленной технологии, представленной машинами, что поспособствовало повышению производительности труда. Разделение между технологией и Дао привело к серьезным экологическим кризисам и социальным проблемам. Тогда технология привлекла внимание философов и стала объектом их критики. Но это был период, когда технологии развивались быстрыми темпами, и люди не могли игнорировать их экологические преимущества, поэтому критика философов ограничивалась теоретической сферой, не оказывая существенного влияния на практическое использование технологий.

После Второй мировой войны технологии развивались еще более стремительно, и их положительные и отрицательные последствия стали более очевидными. Возникла ситуация "конфликта технологии с Дао". Быстрое развитие современных технологий и ускоряющийся темп жизни оказывали на людей психологическое и физиологическое давление и приводили к различным психологическим нарушениям. Дисбаланс в технологическом развитии усугубил неравенство и несправедливость в социальном развитии. По мере того, как мир вступил в эру интеллектуальных технологий, связанные с технологиями проблемы стали еще более сложными и греховными. В этот период люди осознают, что использование технологий должно быть ограничены этическими рамками, и "координация дао-технологий" должна стать направлением технологической этики в будущем.

1.2 Возможность координации дао-технологий: общественное устройство технологии

Дао-технологическая координация способствует установлению формы предварительного ограничения между этикой и технологией, что проявляется в спецификации и ограничении технических операций. Хотя это ограничение и спецификация не являются обязательными, они являются результатом постоянных переговоров между техническими субъектами. Теоретическая предпосылка заключается в том, что дао может использоваться для влияния на современное технологическое развитие.

В ранней философии технологии доминировали две теории: инструментализм и субстантивизм. Инструментализм предполагает, что технология нейтральна и не имеет морального компонента. Она подчинена целям пользователя и является лишь средством достижения цели. Субстантивизм утверждает, что технология представляет собой новую культурную систему, пронизывающую все сферы современного общества, и человечество не может избежать ее контроля. Хотя эти два взгляда по-разному понимают технологию, они оба определяют то, что они считают сущностью технологии. Они утверждают, что технология имеет свой собственный курс развития, и социальные и личностные факторы не могут повлиять на нее. Технологические инструменталисты оптимистично видят в технологии неотъемлемое благо, полагая, что проблемы, возникающие в результате технологического развития, могут быть решены путем технологической перестройки. Технологические субстантивисты, напротив, видят в технологии злую склонность и утверждают, что люди не могут изменить направление развития технологии. Оба течения отрицают связь между технологией и этикой.

2. Правовое регулирование современных технологий

Регулирование технологического развития является эффективным способом преодоления негативных последствий современных технологий. Этого можно достичь как с помощью этических норм, так и с помощью правовых актов, однако между ними существуют четкие различия. Правовые нормы, как средство принуждения, являются более ограничительными, чем нормы технологической этики. Технологическая этика может регулировать развитие и использование технологии, но она основана на морали и является саморегулируемой. Ее влияние широко, но ее принудительная сила слаба. Закон черпает свою легитимность из принудительной силы государства и гораздо более эффективен, чем этические нормы.

В условиях ослабления этических ограничений необходимо сдерживать технологическое поведение в рамках правового регулирования и регулировать работу современных технологий правовыми средствами.

2.1 Интеграция принципов этики и нормативной базы общества в сфере регулирования новых технологий

Технологии могут способствовать реализации прав человека или ограничивать их. Информационное общество должно поощрять использование новых технологий таким образом, чтобы оптимизировать их преимущества и минимизировать негативные последствия. Во многих случаях это скорее вопрос надзора, чем технологического контроля: должна быть создана правовая или нормативная система, в которой технология, несущая риск злоупотребления, не допускается, а преимущества технологии являются общественным достоянием.

В качестве исходной точки для рассмотрения вопросов прав человека можно использовать Всеобщую декларацию прав человека. Многие из прав, перечисленных в этом документе, имеют особое значение для этического рассмотрения новых технологий и возможных способов их использования. Для рассмотрения основных вопросов в рамках исследования можно привести список основных положений.

Статья 2:

"Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Не должно проводиться никаких различий любого рода, таких как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное, сословное или иное положение.

Кроме того, не должно проводиться никаких различий на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой принадлежит лицо, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или каким-либо иным образом ограниченной в своем суверенитете.»

Информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) позволяют собирать и анализировать информацию и, как следствие, допускают огромное количество классификаций. Персональные данные можно разделить на такие категории, как этническая принадлежность, пол, религия, национальность и социально-экономический статус. С точки зрения инфоэтики важно, чтобы классификация данных в соответствии с этими областями не нарушала права и свободы человека.

Статья 3:

"Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.»

Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность является одним из основных прав, включенных во Всеобщую декларацию прав человека. Оно охватывает право на доступ ко всем необходимым для жизни вещам, включая пищу и жилье.

От технологий очистки воздуха и скоординированных медицинских исследований до раннего предупреждения о чрезвычайных ситуациях и быстрого доступа к медицинской информации. ИКТ способствуют улучшению здоровья человека и даже сохранению жизни.

Кроме того, экономическая эффективность, создаваемая ИКТ, может улучшить качество жизни во многих регионах мира. Например, экономическое процветание, как правило, дает человеку больше возможностей пользоваться правом на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.

Статья 7:

"Все люди равны перед законом и имеют право без какой бы то ни было дискриминации на равную защиту закона. Все имеют право на равную защиту от любой дискриминации в нарушение настоящей Декларации и от любого подстрекательства к такой дискриминации".

Концепция равной защиты может быть поддержана или приостановлена в результате развития ИКТ. Технологии, предназначенные для предоставления всем людям равных возможностей и доступа без дискриминации, соответствуют этому положению. Однако технологии могут также использоваться для идентификации членов определенных групп и, таким образом, дискриминировать эти группы.

Статья 18:

"Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу, исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов".

ИКТ, мысль, совесть и религия могут взаимодействовать по-разному. Первый, и самый простой, - это когда ИКТ используются в религиозных целях и для облегчения общения на темы, связанные с верой. Если использование технологий противоречит религиозным убеждениям, то соблюдение этих убеждений может оказаться под угрозой, при условии, что использование технологий становится обязательным или практически необходимым для функционирования в современном мире.

2.2 Законодательное закрепление технологической этики

Сила технологической этики должна быть учтена в процессе формулирования технологических законов. Эта сила в основном отражается на этапах разработки и применения технологии. Влияние этики на технологию реализуется путем придания технологии ценностей "добра" и "зла" и замены "можно" и "нельзя" в процессе традиционного технологического развития на "следует" и "не следует". Однако этика является лишь нормой и неадекватна для преодоления негативных эффектов технологии. Поскольку этические ограничения не обладают принудительной силой законов, необходимо включить соответствующие нормы и стандарты в правовую систему технологии, чтобы в полной мере реализовать роль технологической этики и улучшить правовую систему технологии.

Поскольку технологическая этика - это широкая концепция, в которой не все элементы подходят для законодательства, при принятии законов о технологической этике необходимо сделать выбор. Такой выбор основывается на двух основных измерениях этики: низшие и высшие этические соображения. Этические соображения в низшем измерении включают в себя поддержание социального порядка и базовой социальной морали; в высшем измерении - это стремление к качеству жизни и исследование ряда метафизических вопросов, таких как добро и истина. Технологическая этика также связана с этими двумя измерениями. Поскольку высшее измерение связано с индивидуальным опытом и не может быть измерено единым стандартом, оно не может быть определено в законе. Напротив, низшее измерение в основном сосредоточено на координации технологической рациональности, внешней организации и соответствующих условий в технологической деятельности и поведении. Соображения этого измерения могут быть учтены в законе для регулирования поведения, связанного с технологией.

Существуют ситуации, которые не рассматриваются или не охватываются технологическим законодательством, в которых инженеры и технологи оказываются нуждающимися в руководстве со стороны своей этической самодисциплины для действий. Осознание границ при законодательном регулировании технологической этики необходимо. Важно в полной мере учитывать роль технологической этики в поддержке технологического права, но между ними должна сохраняться соответствующая дистанция, основанная на стабильных отношениях сдержек и противовесов. Только в этих рамках законодательное закрепление технологической этики может проходить гладко.

3. Заключение

Современные технологии с их колоссальной структурой и массовым применением стали мощной силой, поддерживающей функционирование общества. Однако, стимулируя общественное развитие, они также породили ряд социальных проблем. Например, утечка данных распознавания лиц, вторжение в частную жизнь с использованием больших данных, этические дилеммы генной инженерии и угроза ядерных технологий миру во всем мире, высветили двойственность технологического развития и привели к консенсусу в академическом сообществе о необходимости регулирования технологического развития. Регулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) в области технологий и их использования - это научный, институциональный, этический и правовой вопрос. Хотя этическая адаптация и правовое регулирование относятся к разным областям, оба они являются эффективными средствами регулирования современных технологий. Этическая адаптация широко применима и влиятельна, но менее ограничительна, и многие технологические проблемы возникают в результате отсутствия этических норм у участников технологического процесса. Ввиду отсутствия возможности принудительного применения технологической этики необходимо поставить НИОКР и использование технологий под правовой надзор, применяя принудительную силу государственного права к технологиям, чтобы заставить их работать на благо общества. Адаптация технологий к этическим соображениям и их правовое регулирование играют разные роли и дополняют друг друга. Они сочетаются, образуя этически информированную и юридически оформленную систему современных технологий.

 

Список литературы:
1. Акчурин, И.А. Виртуальные миры и человеческое познание / И.А. Акчурин // Концепция виртуальных миров и научное познание – СПб., 2000. – С. 9-28. 
2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / Асмолов А.Г.  - М.: Институт практической психологии; Воронеж: Модэк, 1996. ‒ 768 с.3. Дубровский, Д.И. Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / Д.И. Дубровский. – М., 2013 – 272 с. 
3. Вайпан В. А. Правовое регулирование цифровой экономики // Предпринимательское право. Приложение «Право и бизнес». - 2018. - № 1. - С. 12-17.
4. Землянова, Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура / Л.М. Землянова // Вестн. Моск. ун-та. – 1999. – Сер.10. - No2. – С. 58- 56. 
5. Иванов, Д. Общество как виртуальная реальность / Д. Иванов // Информационное общество: СПб. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 246 c. 
6. Мэри Рандл и Крис Конли. Этические аспекты новых технологий. Обзор // Издательство «Права человека». 2007. С. 17-20. 
7. Ракитов, А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. – М.: Политиздат, 1991. – 287 с. 
8. Хакова Г.С. Человек как высшая ценность: метаморфозы современной цивилизации // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 13 (409). С. 53-55.