Статья:

Факторы удовлетворенности трудом педагогов коррекционной школы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Гуйджиева Г.Э. Факторы удовлетворенности трудом педагогов коррекционной школы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 40(133). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/133/81820 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Факторы удовлетворенности трудом педагогов коррекционной школы

Гуйджиева Гырмызы Эминовна
магистрант, Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Самара

 

Аннотация. Рассмотрены теоретические аспекты удовлетворенности трудом. Выделены основные факторы удовлетворенности трудом и аспекты последствия выгорания.

Издание рекомендовано для студентов, аспирантов, сотрудников психологической и педагогической специализации.

Abstract. Theoretical aspects of job satisfaction are Considered. The main factors of job satisfaction and aspects of burnout consequences are highlighted.

The publication is recommended for students, postgraduates, employees of psychological and pedagogical specialization.

 

Ключевые слова: удовлетворенность трудом, эмоциональное выгорание, ситуативная тревожность, личностная тревожность.

Keywords: job satisfaction, emotional burnout, situational anxiety, personal anxiety.

 

Актуальность связана с тем, что удовлетворенность трудовой деятельностью – это одна из важных социально-психологических проблем, значимая в любой плоскости. Исследования показывают, что удовлетворенность трудовой деятельностью – это важнейший фактор, для повышения эффективности и производительности труда. Плохая удовлетворенность собственным трудом имеет отрицательное влияние на производительность и эффективность труда работника, приводят к отрицательной рентабельности в системе кадрового обеспечения: искажение производственной и трудовой дисциплины, прогулам и невыходам на работу, фактам небрежного отношения, высокой степени внутреннего дискомфорта человека в профессиональной среде, осложняет способность трудиться с максимальной отдачей. Это объясняется действием многочисленных объективных и субъективных факторов, которые вызывают у педагогов чувство неудовлетворенности, ухудшения самочувствия, накопления усталости и плохого настроения. Эти показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к депрессиям и раздражительности, что, в итоге приводит к эмоциональному выгоранию. Педагог не удовлетворенный своей деятельностью создает не благоприятную атмосферу, и результатом этого является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога: он теряет настрой относительно предмета, своего труда, меняет свои профессиональные отношения, роли и коммуникации, он перестает справляться со своими обязанностями.

Педагогическая деятельность является центральным активом общества, которая направлена на развитие и формирование человека как созидателя духовных и материальных ценностей. Миссия педагога помогать обучающимся, приспособиться к социокультурным условиям в трансформирующем обществе. В обществе педагог обязан решать такие задачи, которые требуют огромных педагогических вложений. Педагог современной версии трансформирующего общества должен как можно больше обнаружить индивидуальные способности, и сформировать на этой основе профессионально и социальный выбор, должен помочь накопить такие качества и умения, которые позволят достичь максимального успеха, дающие положительные результаты.

Представитель этой профессии в большей степени подвластен инфлюкциям профессионального выгорания. Проблема в том, что влияние разнообразных факторов вызывает у педагогов чувство неудовлетворенности своим трудом, снижения самоощущения, настроения и увеличение усталости. Совокупность этих показателей характеризуют  интенсивность работы, что в грядущем приводит стрессам, ослаблению и выгоранию, в конечном итоге это приводит к снижению эффективности профессиональной деятельности педагога: учитель перестает справляться со своими профессиональными функциями, теряет настрой сравнительно предмета, искажает свои профессиональные функции, роли и коммуникации.

Удовлетворенность трудом трактуют как совокупное осуществление ожиданий личности духовно-нравственных, социальных, материальных результатов своей деятельности, и может снижать негативность по отношению к вознаграждению за труд. Удовлетворенность трудовой деятельностью является универсальным показателем объяснения и интерпретации всевозможных поступков работников в отдельности и в группах, когда стремления и индивидуальные данные находят правила для применения, тогда труд доставляет человеку удовлетворение от самого процесса. Она выражает стиль и средства общения администрации с работниками, по-другому говоря, разниться характер проявления работников, удовлетворенных и неудовлетворенных своей работой, а также отличается и регулирование удовлетворенными и неудовлетворенными людьми.

Исполнительность, желания повышать свой профессиональный уровень, высокая степень ответственности за выполняемую работу, соблюдении требований организации и норм поведения - все это характеризуется высокой удовлетворенностью работой. Основа отношения к труду содержится в реализации психологического или морального ресурса работника под влиянием осознанных потребностей и сложившихся интересов. Позиция имеет высокое влияние на рост производства и всю систему отношений в производстве.

Комментировать удовлетворенность деятельностью можно как позитивное эмоциональное состояние человека, представляющийся в следствии выполнении его направлений и условий к своей работе, т.е. можно рассматривать как один из определяющих факторов повышения качества жизни.

Факторы, влияющие на высокую удовлетворенность трудом: высокая зарплата, отношения с руководством, отношения с коллегами, материальное вознаграждение. Удовлетворенность трудовой деятельностью определяют разнообразным пакетом инструментов, для установления удовлетворенности трудовой деятельностью необходимо акцентировать следующие показатели: положительные взаимоотношения с коллегами по работе; рациональный график работы; разнообразная работа; работа требует навыков, знаний и умений, техника безопасности очень высокая; чуткое расположение администрации; высокий заработок. Не удовлетворенность трудовой деятельностью акцентируют следующими показателями: плохие санитарно-гигиенические данные; иррегулярное обеспечение работой (не имеющий правильной организации); физически напряженная работа; низкий заработок, плохое оборудование; равнодушное отношение администрации, работа блокирует возможность улучшать квалификацию; монотонная работа и т.д.

Из вышесказанного можно сделать следующее предположение, что удовлетворенность трудовой деятельностью трактуется преимуществом результативного и позитивного отношения к работе со стороны работников, которое проявляется в высокой степени ответственности, старательности за выполняемую работу, желание сделать ее как можно лучше, выдерживание условий организации и соблюдение норм поведения, желание улучшать свой профессиональный уровень. Позиция к труду показывает усилие субъекта или его отсутствие, в высшей степени показывать свои психофизические и духовные силы, а также применять свои познания и навыки, данные для достижения некоторых количественных и качественных целей.

Аспекты удовлетворенности трудовой деятельностью обуславливается от следующих правил: форма выполняемой работы: созидательная или репродуктивная, связанная с напряжениями, нормированная или с рациональным рабочим графиком; высокофункциональное место субъекта в организации: руководительное или исполнительное; размер получаемой прибыли; принадлежность социального окружения, индивидуально-психологические особенности личности самого работника.

Обнаружение механизмов его развития и управления есть цель изучения отношения к труду. На выстраивание отношения человека к труду, на его поведение в труде оказывают воздействие множество моментов, наиболее важным началом при этом являются проработка создающих отношение к труду факторов, и выявление степени его влияние на производственные моменты работника. Они провоцируют или тормозят повышение трудовых усилий, потребление трудящимися своих навыков и опыта, интеллектуальных и физических способностей. В качестве фактора может выражаться все то, что, в той или иной степени оказывает влияние на степень удовлетворенности трудом, оказывающий воздействие на степень удовлетворенности трудом.

Множество факторов влияют на удовлетворенность трудом и в первую очередь, зависит от совместимости человека с ценностями его труда: интереса к своей работе, благоприятных условий труда и т.д. Но самым важным показателем удовлетворенности работой является уровень его эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание – позволяет человеку бережно раскладывать и расходовать энергетические ресурсы, оно выражает заимствованный образец эмоционального стресса. В то же время могут основываться его рассогласованные результаты, когда выгорание негативно проявляется на исполнении профессиональной деятельности и на микроклимат с коллегами. Коммуницируя на работе с другими людьми, которые так же находятся под этим стрессом, они трансформируются в целый коллектив «выгорающих».

Очерчивая последовательность проявления синдрома «выгорания», исследователи подчеркивали, что развивается синдром «выгорания» с главных энергетических затрат – это результат крайней ступени положительной установки на осуществление трудовой деятельности. Ранние симптомы выгорания проявляются тогда, когда нет согласованности между собственным вложением в работу и полученным или ожидаемым результатом.

Поскольку эмоциональное выгорание – это результат продолжительного эмоционального напряжения и является постоянным стрессовым, то есть неравновесным на физиологическом уровне определенная энергетическая напряженность, его декларация может рассматриваться как динамический процесс, в котором этапы соответствуют механизму развития стресса.

Если нет профессионального роста, поддержки и должной автономии, то «выгорание» имеет быть. Эмоциональное выгорание – конечный результат напряженности, раздражительности, тревожности, апатии, чувство бессмысленности, депрессии – это развитие нужно рассматривать как динамический процесс. Соответственно на каждой ступеньке, возникают отдельные признаки и симптомы нарастающего эмоционального выгорания.

Состояние обеспокоенности, взволнованности дискомфорта возникающее у человека как живого существа, имеет неопределенный характер и возникает при воображаемой угрозе человеку как личности и эпизодический ставят знак равенства между страхом и тревожностью. В психологии данную ситуацию рассматривают, как эмоциональное состояние и как фундаментальную черту личности. Эмоциональная реакция рассматривается как ситуативная тревожность, которая характеризуется мрачными предчувствиями, субъективными ощущениями напряженности,  нервозности,  беспокойства и сопровождается активацией нервной системы. Формируется ситуативная тревожность объективными условиями, охватывающая вероятность неблагополучия, и когда внутренне самообладание человека дает сбой, и весь организм человека включается в процесс.

Β норме у тревожности есть повод, то есть человек знает, почему он беспокоится из-за неприятных моментов в его жизни или его близких. Β условиях тревожность может играть хорошую роль, так как  способствует концентрации энергии на достижение положительной цели. Ситуативная тревожность, если не превосходит оптимального уровня, то имеет приспособительный характер. Безответственное отношение к поставленным целям и задачам при полном отсутствии ситуативной тревожности снижает результативность деятельности и не позволяет добиться желаемых результатов.

Личностная тревожность определяется как устойчивая индивидуальная характеристика, определяющая предпосылки субъекта к тревоге и предрасположенность у него тенденции воспринимать достаточно широкий «кластер» ситуаций как угрожающих, отвечая на каждую реакцию из них определенным стимулом. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком, как критические.

После получения результатов по пройденным тестам был составлен обширный психологический портрет педагогического коллектива учреждения.

Таким образом, 40% педагогов не принимают должного участия в событиях семейной жизни, так же своей значимости и важности своих действий в развитии учреждения  по 45 %, в области межличностных отношений 40% не считают нужным вызывать уважение и симпатию других людей, 50% частично озабочены собственным здоровьем, половина испытуемых  50 % удовлетворены своей деятельностью, большинство из них – 70 % не испытывают напряжения, беспокойства, нервозности – низкий уровень реактивной тревожности. Личная тревожность умеренная – 50 %, есть некоторая предрасположенность к тревоге, 65 %  - высоко контролируют события в жизни, несут ответственность за свои действия, 50 % частично контролируют свои эмоции – средний уровень эмоционального контроля,  55% не способны нести ответственность за отрицательные события, происходящие с ними. 45 % не принимают должное участие в событиях семейной жизни, в области межличностных отношений 45 % не считают нужным вызывать уважение и симпатию общества, 50 % частично озабочены своим здоровьем, 45 % педагогов не испытывают напряжения в следствие психоэмоциональной атмосферы и повышенной ответственности, у 55 % педагогов психические ресурсы в допустимых значениях, эмоциональный тонус не снижен.

Πо полученным данным можно увидеть степень влияния шкал методик на удовлетворенность работой. Β случаях, когда ρ – значение < 0, 05, критерий Φишера значим.

Таким образом, в результате статистической обработки выяснилось, что на уровень удовлетворенности работой влияют шкала интернальности в области неудач – 0, 026, Ис -  шкала интернальности в οбласти семейных отношений – 0,048, Ип – шкала интернальности в области производственных отношений – 0,035, Им – шкала интернальности в области межличностных отношений – 0,024. Показатель различий между уровнем удовлетворенности работой и уровнем реактивной и личностной тревожности достигает уровня статистической значимости. 0, 035 – уровень личностной тревожности, 0, 039 - уровень личностной тревожности – следовательно, уровни реактивной и личностной тревожности влияют на уровень удовлетворенности работой педагогов коррекционной школы.

Шкалы эмоционального выгорания не влияют на удовлетворенность работой (истощение – 0,899, резистенция – 0, 801, напряжение – 0,979), следовательно, можно сказать, что уровень эмоционального выгорания не влияет на уровень удовлетворенности педагогов коррекционной школы.

Существенная часть испытуемых не полностью, а только фрагментарно контролирует свои эмоции, что, скорее всего, связано с напряженной педагогической деятельностью, вследствие чего степень контроля над своими эмоциями значительно падает. Большая часть респондентов не оказывают должное участие в своей семейной жизни, предположительно, потому, что больше времени проводят на рабочем месте, придают большое значение своей работе.

 

Список литературы:
1. Айзенк, Х. Психологические теории тревожности: В кн. Тревога и тревожность  /  Х. Айзенк – СПб.: Питер, 2008. – 247с.
2. Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения [Текст] / О.И.Бабич. – Волгоград: Учитель, 2017. – 122 с.
3. Романова, Е.С. Личность и эмоциональное  выгорание / Е.С. Романова, 
Е.В. Ермакова // Вестник практической  психологии образования. – 2010. – № 17. 
4. Форманюк, Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. –1994.  – № 6.  – С. 57–63