Икона Боголюбской Богоматери XVIII века из собрания Балахнинского музейного историко- художественного комплекса " Дом Плотникова"
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)
Рубрика: Искусствоведение
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)
Икона Боголюбской Богоматери XVIII века из собрания Балахнинского музейного историко- художественного комплекса " Дом Плотникова"
Икона Боголюбской Богоматери из собрания Балахнинского музейного историко-художественного комплекса, относится к одному из особо почитаемых иконографических типов Богоматери в русском искусстве. Образ Боголюбской Богоматери восходит в иконографическому типу Богоматери “Агиосоритиссы”, известному в византийском искусстве в Х - ХIII веках. На свинцовых печатях (рис.1) этого периода мы видим изображение Богоматери чаще всего во весь рост, стоящую боком в молитвенном или просительном положении. Первое и важнейшее из этих изображений находится в церкви Святого Димитрия в Салониках. Мозаичное изображение представляет собой Богоматерь в трёхчетвертном повороте, левая рука слегка приподнята в молении, правая указывает на тех, за кого она молится. Образ Богоматери Заступницы, держащей в руке свиток “моления”, был известен в Византии. Как общий тип обетной иконы за ктитора или правителя. Таким примером может служить мозаика церкви Са́нта-Мари́я-дель-Аммира́льо в Палермо, построенной в 1143 г. Такой обетной иконой, является и Боголюбская Богоматерь, написанная по заказу князя Андрея Боголюбского (рис.2).
Рисунок 1. Богоматерь Агиосоритисса. Первая половина XI века
Рисунок 2. Богоматерь Боголюбская. Ок. 1158–1174 гг.Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
“Изображения молящейся Богоматери представляют собой отдельную иконографическую тему, особенно распространенную в искусстве позднего средневековья. В основе сохранившихся русских произведений этой иконографии, которые преимущественно связаны с московской культурой, лежит идея заступничества Богородицы за христианский мир, проявившаяся в аутентичном названии «Богоматерь Молебная» или «Моление о народе». К числу примеров иконографии Богоматери Молебной относятся утраченная икона из кремлевского Благовещенского собора, предположительно созданная в XIV в. и позднее известная как «Богоматерь Боголюбская», и небольшой образ середины XV в. из Троице-Сергиева монастыря. На основе этого краткого извода в первой половине XVI в. возник сложный вариант, представленный иконой из Успенского собора Московского Кремля. Характерными признаками произведений этого времени являются свитки в руках Богоматери и Христа в сегменте, фигуры молящихся, которые припадают к ногам Богоматери (именно такие иконы называли «Молением о народе»), а также изображения стоящих святых, выступающих в качестве посредников между миром и Богоматерью. Довольно рано припадающий народ стали изображать в соответствии с реальной иерархией русского общества. К рубежу ХVI-ХII вв. фигуры молящихся людей вытеснил сонм вселенских и русских святых. Параллельно с этими сложными вариантами продолжали существовать и простые изображения молящейся Богоматери, к которым уже в XVI столетии могли присоединить фигуру предстоящего или коленопреклоненного святого, представленного в соответствии с традиционной схемой донаторского портрета. Несмотря на свое родство с византийскими изображениями Богоматери Агиосоритиссы и Богоматери Параклесис, иконография Богоматери «Моление о народе» относится к числу типично русских изводов, не имеющих точных византийских или поствизантийских аналогов. Своеобразными чертами подобных произведений являются изображение молящегося народа, замещающее обычное для византийского искусства изображение заказчика, введение пейзажного фона или монастырской панорамы, особый акцент на теме диалога Богоматери с Христом, которого изображали «приникающим» на землю с небес, а также сами тексты на их свитках, принципиально отличающиеся от традиционного диалога Богоматери Параклесис и Христа Антифонита в росписях византийских храмов”. » [3 с. 51-88].
На иконе (Рис.3) размером 218 х 162 см представлено изображение Богоматери в рост молитвенно воздетыми руками, в левой руке Она держит свиток с прошением ко Господу о спасении рода человеческого. Ее фигура обращена вправо, взор направлен к предстоящим святителям. В правом верхнем углу в небесном сегменте представлен Иисус Христос со свитком, содержащим ответ на моление Богоматери. Перед Богоматерью изображены святители.
Рисунок 3. Икона Боголююской Богоматери до реставрации
Икона написана в технике темперной живописи с листовым золочением на полимент и проработкой твореным серебром. По сведению сотрудников музея в начале ХХ века икона была залита кипятком, после этого проведены консервационные работы сотрудниками Межобластного научно-реставрационного художественного управления. В течение нескольких лет в период летней практики студенты РАЖВиЗ Ильи Глазунова проводили консервационные работы (Рис.4,5)
Рисунок 4. В процессе реставрации
Рисунок 5. В процессе реставрации
На реставрацию икона поступила в аварийном состоянии с многочисленными отставаниями, вздутиями и утратами левкаса, а также шелушениями красочного слоя.
Первоначально были проведены консервационные работы. На данный момент ведутся работы по раскрытию авторской живописи.
Интересна история бытования образа. Икона поступила в Балахнинский историко-художественный комплекс около 1977г. Размер иконы, а также иконографические особенности свидетельствуют о том, что она была предалтарным образом возможно парным. Скорее всего иконы имели одинаковые размеры и располагались у восточных столпов храма, являясь частью декора алтарной преграды. По книге поступления известно, что таких икон подобного размера было пять, четыре из которых были украдены.
По предположению сотрудников музея икона происходит из храма Рождества Христова г. Балахны и датируется ХVIII в. Следует учитывать тот факт, что храм имел важное значение в истории города.
Церковь Рождества Христова была построена в середине ХVII в. под покровительством протапопа московского Успенского собора, балахнинца по происхождению Кондрата Ильина. Согласно "Повести о новоявленных чудесах от образа Богородицы Владимирския в пустыни близ Ораного поля", написанной в 1662 г. Кондрат Ильин был иконописцем. Его кисти принадлежит Икона Оранской Богоматери (список с иконы Владимирской Богоматери), сделанный для нижегородского дворянина Петра Глядкова. Другие работы Кондрата Ильина нам не известны, вместе с этим, согласно переписной книге Балахны 1674 года один из красивейших храмов города – собор Рождества Христова, был построен и снабжен всем необходимым для церковного богослужения именно протопопом Успенского московского собора. Можно предположить, что среди многочисленных икон XVII века, составлявших некогда единый комплекс украшавший этот храм, были и работы ктитра. Однако документальных свидетельств, подтверждающих данное предположение, на сегодняшний день не обнаружено. Сохранился уникальный резной пятиярусный иконостас конца XVIII века с комплексом икон XVII века. После закрытия храма в 1941 г. часть икон попала в собрание краеведческого музея, а часть была вывезена в Центральный музей Древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, так как представляли особую ценность.
На обороте иконы сохранилась плохо читаемая надпись, выполненная скорописью. В результате исследования надписи в ИК можно прочитать:
“Сию сих отдать в гороть балахну …. Рождества Богородице...”. Тогда возможно, что икона написана для храма Рождества Богородицы города Балахна. Но если обратиться к описи храма, то таких сведений мы не найдем. Известно, что церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в XVIII веке и располагалась рядом с домом-усадьбой купца-судостроителя Александра Плотникова, который являлся старостой этого храма. После революции Богородице-Рождественскую церковь взорвали, и на руинах в 1950 году построили кинотеатр «Восток».
Нельзя не сказать об иконописцах Балахны, работавших в Оружейной палате. Среди мастеров, работавших над благолепием Успенского собора, перечисляют троих балахнинцев: Нехорошко (Онцыфорко) Иванов, Ераст Прокофьев, Онтон Патрекеев, Артемий Григорьев с сыном Емельяном Тетюхиным (Ортюхиным), братья Никита, Андрей и Григорий Терентьевых, Еремей Давыдов. Артемий Григорьев стал родоначальником целой династии иконописцев. Интересными представляются биографии братьев Терентьевых: Никиты, Андрея и Григория. Именно Григорий Терентьев станет единственным из вышеперечисленных мастеров, кто будет участвовать в дальнейшей работе Оружейной палата. В отличие от Никиты, который и в 1670-х годах будет проживать в Балахне, Григорий перебирается в Москву. Григория Терентьева считают учеником другого более известного иконописца выходца из Нижнего Новгорода – Симона Ушакова, который начиная с 1660 года, сам руководил стенописными работами. Григорий Терентьев неоднократно упоминается в документах Оружейной палаты вплоть до 1690-х годов. В 1682 году Георгий Терентьев был послан для иконописных работ к гетману Самойловичу на Украину, в Батурин, в 1686 году - к имеретинскому князю Арчилу Вахтанговичу. В 1690-х годам сам становится наставником для молодых иконописцев: после смерти мастера Федора Евстихеева его сыновья Иван и Алексей просились в ученики именно к нему, в силу близкого соседства.
Таким образом, вопрос о происхождении иконы остается открытым и требует дальнейшего изучения.