Статья:

Особенности языка современной молодежи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(134)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Динара К.Х. Особенности языка современной молодежи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 41(134). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/134/82596 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности языка современной молодежи

Динара Казакавова Хасболатовна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт РФ, г. Ставрополь
Одекова Феруза Ризвановна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. В последнее время наблюдается массовое использование жаргонной лексики вне зависимости от социальной или профессиональной принадлежности. В данной статье рассматриваются особенности языка современной молодежи и влияние жаргонизмов на развитие их речи.

 

Ключевые слова: молодежь, речь, язык, жаргонизмы, подросток.

 

С давних времен язык и общество были тесно связаны между собой. Человек познает язык только благодаря речевому контакту с другими людьми. Процесс социализации оказывает прямое влияние на языковую деятельность человека. По мнению В.П. Тимофеева языковая специализация предполагает формирование личности в широком спектре социально-языковых отношений благодаря их усвоению, то есть процесс развития и становления языкового индивида [3].

В исследованиях П. Миллера и Л. Хугстра говорится, что язык играет огромную роль в процессе социализации личности благодаря своей универсальности и силы. Для того чтобы быть компетентным носителем культуры, необходимо уметь говорить на родном языке, принятом в его культуре. В процессе социализации каждая личность вправе выбирать свои языковые предпочтения, которые указывают на культурное развитие и являются основополагающим фактором, определяющим принадлежность к одной из ячеек социума [4].

На сегодняшний день существуют проблемы, связанные с обесцениванием русского языка у современной молодежи. Исходя из новостей, публикаций газет, статей можно наблюдать, что современная молодежь любыми способами пренебрегает своим языком, не принимает его, что грозит его чистоте. В другую же очередь они восхищаются различными иностранными сленгами, «креативно» коверкают речь. Речь современной молодежи приводит в негодование педагогов, родителей и других представителей старшего поколения, остро реагирующих и не до конца понимающих большинство выражений. На самом деле это проблема является довольно актуальной: согласно исследованиям, около 50% юношей и 30% девушек используют жаргонизмы в своей речи [1].

Одной из причин употребления жаргонизмов является самоутверждение подрастающего поколения. Общение с применением жаргонизмов подчиняется мотивам, как поиск более благоприятных психологических условий для общения, ожидания понимания и принятия в какой-либо ячейке общества, потребности в самоутверждении в нем. Каждый подросток нуждается в общении, уважении со стороны товарищей. Довольно часто учение отводится на второй план, а общение с учителем, родителями становится менее привлекательным. При этом полноценное существование в молодежной среде практически не возможно без знания ее языка [1].

Под молодежным языком понимается речь с использованием жаргонизмов, бранных оборотов, сопровождающихся агрессией и нецензурными выражениями. Грубая речь, хоть и не обладающая оскорбительной направленностью, не является привлекательной в процессе общения и тем более, никогда не будет показателем уровня развития. В большей степени это языковая болезнь, которая в свою очередь является признаком бездумности и отрицания норм, проявления атавизма, который присущ подростковому и юношескому возрасту. Согласно наблюдениям эта болезнь является временной для многих людей, стоит либо бороться с ней либо ждать когда подросток сам преодолеет эту стихию, осознает и поймет всю прелесть и достоинства языка [2].

Многие подростки прекрасно знают свой язык, но почему-то не пользуются им, а отдают предпочтение другим осуждаемым формам речи. А ответ здесь один, некоторые подростки делают это ради забавы, для них это игровой момент. Система ценностей на данном возрастном этапе совсем иная. Это является вызовом преуспевающему современному обществу. «Ништяк, супер, улетность…» - именно так сегодня современная молодежь выражают свой восторг, грустную историю они называют «депрессняком», примерного одноклассника – «ботаник», развлечения – «флексом» и таких примеров довольно много.

Другим языковым приемом является сопоставление слов на основе их звуковой схожести. Например, миллион – лимон, электронную почту называют мылом.

Многие молодые люди часто для выражения некоторых слова, эмоций, переживаний используют иностранные слова, например, деньги называют «money», счастье – «happiness», ужас – «horror» [2].

Помимо вышеперечисленных причин жаргонизации речи современной молодежи существуют и другие:

- влияние компьютерных технологий: с развитием интернета и предоставлением свободного доступа к нему, многие подростки погружаются в виртуальную реальность, забывая о реальной жизни, в результате чего возникает зависимость от компьютера, от которой и берут свое начало новые жаргонизмы. Например, «вирусняк» – вирус компьютера, «инэт» – интернет, «донат» - вложение денег и т.д.;;

- увлечения молодежи. Каждый человек умеет свое хобби, увлекается чем – либо, и каждое занятие обладает своей яркостью и многообразием. Так, например, «калиткой» хоккеисты называют ворота, «дохлым» - называют слабого спортсмена [2].

В заключении хотелось бы отметить, что с развитием речи формируется и обновляется молодежный жаргон, основной причиной этого является повышенная эмоциональность, восприимчивость, образность подростков. Жаргонные слова, выражения на чужом языке, замена нормальных слов на похожие по звучанию, в результате частого употребления становятся штампами, что искажает и обедняет речь. Именно поэтому необходимо задуматься о последствиях, которые могут возникнуть из-за пренебрежения к родному языку.

 

Список литературы:
1. Акопова К.А. Языковые предпочтения современной молодежи // Известия высших учебных заведений №9, 2006, стр. 48-52.
2. Стрельчук В. Жаргонизмы в речи современной молодежи // Вестник Московского государственного университета печати №3, 2014, стр. 90-96.
3. Тимофеев В.П. Личность и языковая среда: Учеб. пособие. Шадринск, 1971.
4. Miller P.J., Hoogstra L. Language as Tool in the Socialization and Apprehension of Cultural Meanings // Schwartz Th., White G.M., Lutz C.A. (Eds.) New Directions in Psychological Anthropology. Cambridge, 2000. Р. 85.