Критерии оценки эффективности управленческой деятельности в системе дополнительного образования детей
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(134)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(134)
Критерии оценки эффективности управленческой деятельности в системе дополнительного образования детей
В современных реалиях, в условиях широкого информационного потока и развития системы образования в целом значение учреждений дополнительного образования детей и подростков возрастает и приобретает новые векторы развития в контексте Концепции развития дополнительного образования детей.
Наряду с дошкольным, общим и профессиональным образованием, система дополнительного образования детей не теряет своей актуальности, поскольку позволяет современному школьнику реализовать личностное и творческое самоопределение посредством игр, труда, творчества, исследовательской работы и прочих разнообразных форм деятельности на базе учреждений дополнительного образования.
Динамичное развитие общества диктует все новые требования к самим формам деятельности в дополнительном образовании. В современных условиях многочисленные учреждения дополнительного образования вынуждены идти в ногу со временем, предлагая инновационные формы деятельности такие как, например, занятия по 3D- моделированию, разработка проектов с использованием сети Интернет, занятия по основам мультипликации и др.
На сегодняшний день рынок образовательных услуг представлен как платными, так и бесплатными образовательными учреждениями. Таким образом, наличие условий жесткой конкуренции предъявляет повышенные требования к управленческой деятельности руководства учреждения дополнительного образования детей. Основной задачей руководителей становится обеспечение эффективного и долгосрочного функционирования учреждения путем предоставления качественных образовательных услуг, наращивания потенциала образовательной организации и поиска способов адаптации учреждения к динамично изменяющимся внешним условиям.
Анализ актуальной ситуации на рынке дополнительного образования позволяет сказать, что, несмотря на появление инновационных форм работы, развитие системы дополнительного образования в целом не отличается эффективностью. Это объясняется тем, что зачастую образовательный процесс направлен на соответствие требованиям официальной документации, а не на реальное повышение эффективности работы и развитие. Основными проблемами успешного развития, на наш взгляд, сегодня является нехватка квалифицированных кадров в системе дополнительного образования, а также недостаток финансирования рассматриваемой сферы.
Все это свидетельствует об актуальности изучения и систематизации эффективности управленческой деятельности, конкретных критериев и показателей, которые актуальны в современных условиях системы образования в Российской Федерации.
В основе оценки эффективности управленческой деятельности руководителей в системе дополнительного образования лежит принцип управления по результатам, в соответствие с которым управленческие действия и решения руководителя обеспечивают достижение конкретных измеряемых результатов, которые, в свою очередь, соотносятся с показателями развития на муниципальном и региональном уровнях.
Осуществляя оценку эффективности управления в учреждении дополнительного образования детей, важно заметить, что такая оценка должна включать процессуальные и результативные критерии.
Среди процессуальных критериев оценки эффективности отметим следующие:
- критерий целесообразности (т.е. цели соответствуют социальному заказу);
- критерий вариативности (наличие в учреждении возможностей выбора вариантов и уровней деятельности );
- критерий целостности (характеристика степени интеграции внутри системы управления);
- критерий структурированности (использование различных форм и структур осуществления управленческой деятельности);
- критерий гибкости и адаптивности деятельности учреждения (способность развиваться в условиях изменяющихся реалий).
Кроме того, к показателям, отражающим процессуальные критерии, относятся:
- количество программ развития;
- количество проектов, которые реализуются совместно с сетевыми партнерами;
- динамика заработной платы педагогических работников;
- динамика качественных характеристик педагогического состава;
- качество образовательной среды (материально-технической базы, информационного и методического обеспечения образовательного процесса).
К результативным критериям эффективности управления в дополнительном образовании относятся:
- критерии удовлетворенности всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, управленцев);
- критерии стабильности и системности деятельности учреждения.
Показателями, отражающими результативные критерии, могут служить показатели качества образовательной услуги, такие как: численность и динамика слушателей, удовлетворенность качеством предоставляемых всех субъектов образовательного процесса.
Суммируя вышеизложенное, отметим, что на сегодняшний день существует ряд критериев, которые помогают оценить эффективность управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей. К ним относятся:
1. Способность руководителя создать необходимые и комфортные условия для эффективной деятельности педагогических работников, их профессионального развития, обеспечить достойный уровень оплаты труда;
2. Деятельность руководителя по обновлению и совершенствованию содержания и методического обеспечения дополнительных образовательных программ;
3. Способность организовать дополнительные способы получения внебюджетных средств, (Например, за счет развития платных образовательных услуг и сетевого взаимодействия).
Таким образом, такой подход к оценке эффективности управления в системе ДПО позволит, на наш взгляд, сформировать и усовершенствовать деятельность учреждений дополнительного образования, которые будут в наибольшей степени соответствовать целевым установкам всех субъектов образовательных услуг и позволят совершенствовать личность детей, посещающих рассматриваемые нами учреждения в условиях динамично развивающегося общества.