Статья:

Критерии оценки эффективности управленческой деятельности в системе дополнительного образования детей

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(134)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Афлитонова Ю.Р. Критерии оценки эффективности управленческой деятельности в системе дополнительного образования детей // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 41(134). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/134/82631 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Критерии оценки эффективности управленческой деятельности в системе дополнительного образования детей

Афлитонова Юлия Руслановна
магистрант, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Гафиатуллина Ольга Айратовна
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

В современных реалиях, в условиях широкого информационного потока и развития системы образования в целом значение учреждений дополнительного образования детей и подростков возрастает и приобретает новые векторы развития в контексте Концепции развития дополнительного образования детей.

Наряду с дошкольным, общим и профессиональным образованием, система дополнительного образования детей не теряет своей актуальности, поскольку позволяет современному школьнику реализовать личностное и творческое самоопределение посредством игр, труда, творчества, исследовательской работы и прочих разнообразных форм деятельности на базе учреждений дополнительного образования.

Динамичное развитие общества диктует все новые требования к самим формам деятельности в дополнительном образовании. В современных условиях многочисленные учреждения дополнительного образования вынуждены идти в ногу со временем, предлагая инновационные формы деятельности такие как, например, занятия по 3D- моделированию, разработка проектов с использованием сети Интернет, занятия по основам мультипликации и др.

На сегодняшний день рынок образовательных услуг представлен как платными, так и бесплатными образовательными учреждениями. Таким образом, наличие условий жесткой конкуренции предъявляет повышенные требования к управленческой деятельности руководства учреждения дополнительного образования детей. Основной задачей руководителей становится обеспечение эффективного и долгосрочного функционирования учреждения путем предоставления качественных образовательных услуг, наращивания потенциала образовательной организации и поиска способов адаптации учреждения к динамично изменяющимся внешним условиям.

Анализ актуальной ситуации на рынке дополнительного образования позволяет сказать, что, несмотря на появление инновационных форм работы, развитие системы дополнительного образования в целом не отличается эффективностью. Это объясняется тем, что зачастую образовательный процесс направлен на соответствие требованиям официальной документации, а не на реальное повышение эффективности работы и развитие. Основными проблемами успешного развития, на наш взгляд, сегодня является нехватка квалифицированных кадров в системе дополнительного образования, а также недостаток финансирования рассматриваемой сферы.

Все это свидетельствует об актуальности изучения и систематизации эффективности управленческой деятельности, конкретных критериев и показателей, которые актуальны в современных условиях системы образования в Российской Федерации.

В основе оценки эффективности управленческой деятельности руководителей в системе дополнительного образования лежит принцип управления по результатам, в соответствие с которым управленческие действия и решения руководителя обеспечивают достижение конкретных измеряемых результатов, которые, в свою очередь, соотносятся с показателями развития на муниципальном и региональном уровнях.

Осуществляя оценку эффективности управления в учреждении дополнительного образования детей, важно заметить, что такая оценка должна включать процессуальные и результативные критерии.

Среди процессуальных критериев оценки эффективности отметим следующие:

  1. критерий целесообразности (т.е. цели соответствуют социальному заказу);
  2. критерий вариативности (наличие в учреждении возможностей выбора вариантов и уровней деятельности );
  3. критерий целостности (характеристика степени интеграции внутри системы управления);
  4. критерий структурированности (использование различных форм и структур осуществления управленческой деятельности);
  5. критерий гибкости и адаптивности деятельности учреждения (способность развиваться в условиях изменяющихся реалий).

Кроме того, к показателям, отражающим процессуальные критерии, относятся:

  • количество программ развития;
  • количество проектов, которые реализуются совместно с сетевыми партнерами;
  • динамика заработной платы педагогических работников;
  • динамика качественных характеристик педагогического состава;
  • качество образовательной среды (материально-технической базы, информационного и методического обеспечения образовательного процесса).

К результативным критериям эффективности управления в дополнительном образовании относятся:

  1. критерии удовлетворенности всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, управленцев);
  2. критерии стабильности и системности деятельности учреждения.

Показателями, отражающими результативные критерии, могут служить показатели качества образовательной услуги, такие как: численность и динамика слушателей, удовлетворенность качеством предоставляемых всех субъектов образовательного процесса.

Суммируя вышеизложенное, отметим, что на сегодняшний день существует ряд критериев, которые помогают оценить эффективность управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей. К ним относятся:

1. Способность руководителя создать необходимые и комфортные условия для эффективной деятельности педагогических работников, их профессионального развития, обеспечить достойный уровень оплаты труда;

2. Деятельность руководителя по обновлению и совершенствованию содержания и методического обеспечения дополнительных образовательных программ;

3. Способность организовать дополнительные способы получения внебюджетных средств, (Например, за счет развития платных образовательных услуг и сетевого взаимодействия).

Таким образом, такой подход к оценке эффективности управления в системе ДПО позволит, на наш взгляд, сформировать и усовершенствовать деятельность учреждений дополнительного образования, которые будут в наибольшей степени соответствовать целевым установкам всех субъектов образовательных услуг и позволят совершенствовать личность детей, посещающих рассматриваемые нами учреждения в условиях динамично развивающегося общества.

 

Список литературы:
1. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) // Собрание законодательства РФ. 15.09.2014, № 37, ст. 4983.
2. Борисова Е. В. Современные подходы к научно-методическому обеспечению деятельности педагогов дополнительного образования // Мир науки, культуры, образования. – Москва, 2010. – Вып. 4. С. 168 - 170.
3. Ильина Т.В. Методическое обеспечение и проблема эффективности системы дополнительного образования детей // Проблема результата и качества деятельности учреждения дополнительного образования. Ярославль, 1997.
4. Ощепков А. Ю. Что влияет на отдачу от образования: межрегиональный анализ // Экономический журнал ВШЭ. – 2011. - № 1. - C. 34 – 49.
5. Лебедева Т. Е., Прохорова М. П. Эффективность управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - №7. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-upravlencheskoy-deyatelnosti-rukovoditelya-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey - Дата обращения: 06.11.2020.
6. Строкова Т. А. Качество образования: сущность и критерии мониторинговой оценки [Электронный ресурс] // Образование и наука. - 2009. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-obrazovaniya-suschnost-i-kriterii-monitoringovoy-otsenki - Дата обращения: 06.11.2020.