Психологичная помощь пациентам с сахарным диабетом в условиях стационара
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(134)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(134)
Психологичная помощь пациентам с сахарным диабетом в условиях стационара
Сахарный диабет – это заболевание, которое носит хроническое течение, а, следовательно, сопровождает человека всю жизнь [2, с. 14]. Медикаментозная терапия, конечно, является необходимой для диабетиков и существенно помогает повысить качество жизни пациентов, но, к сожалению, не решает психологических проблем таких людей [1, с. 18].
Спутниками такого диагноза часто становятся уязвленное самолюбие, чувство неполноценности, депрессия, тревога, обида, вина, страх, гнев и прочее. Люди по-разному относятся к возникающим у них заболеваниям. У подавляющего большинства реакция на болезнь, какой бы она ни был, отрицательная [4, с. 37]. Лишь малая доля больных принимает недуг спокойно. Всякий человек, страдающий хроническим заболеванием, склонен проходить через чувство отрицания постигшей его болезни, вины, растерянности, огорчения, сожаления и переживания прочих негативных эмоций. Проходят долгие месяцы, порой годы, до того как больной, сможет преодолеть отрицательные эмоции [3, с. 21].
Психологическая помощь – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Главная задача психологической помощи заключается в том, чтобы пациенту с сахарным диабетом, изменить неадаптивные модели мышления и поведения, уменьшить уровень тревожности, которые осложняют жизнь ему и окружающим, раскрыть индивидуальные способности и личностный потенциал [5, с. 53].
Нами была разработана программа психологической помощи ориентированная на работу с пациентами в условиях стационара, целью которой стало создание мотивации сохранения и укрепления здоровья, больных сахарным диабетом. В качестве формы психологической помощи была выбрана индивидуальная психологическая коррекция, которая позволяла пациенту с сахарным диабетом чувствовать себя более комфортно и воспринимать информацию, не отвлекаясь на посторонние проблемы.
Участниками программы стали стационарные больные с сахарным диабетов (14 человек) в возрасте от 27 до 60 лет. Продолжительность занятия составляла 40-45 минут. Встречи проходили в течение 2-х недель, по 3 встречи в неделю.
Разработанная нами программа ориентирована на коррекцию эмоционального состояния больных, повышения стрессоустойчивости, гармонизацию социальных отношений и формирование более здоровых моделей поведения. Программа включала в себя беседу о психологической помощи, её эффективности и сроках; релаксационные методики, позволяющие человеку максимально расслабиться, снять напряжение, унять волнение и беспокойство; аутотренинг; ряд психологических техник («Приятные воспоминания», «Письмо», «Страховочная сетка психологической безопасности», «Хорошо сформулированный результат», «Выражение чувств»).
До проведения психологической коррекции нами была проведена диагностическая работа, направленная на определение уровня тревоги и механизмов социально-психологической адаптации у больных сахарным диабетом. По завершении психологической помощи осуществлялась повторная диагностика, в которой использовались те же методики, что и до воздействия («Шкала уровня тревоги Дж. Тейлора», «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса»).
Ретестовая диагностика по методике проявлений тревожности Дж. Тейлора, подтвердила снижение уровня тревожности на 2,3% по сравнению с показателями первоначальной диагностики.
Так же незначительно улучшились показатели по методике «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса» – «принятие-неприятие себя» (P=0,121), «принятие других – конфликты с другими» (P=0,0184), «Ожидание внешнего и внутреннего контроля» (P=0,178).
Таким образом, исходя из полученных результатов, можно говорить о том, что при помощи программы психологической помощи, предложенной в данной работе, у пациентов с сахарным диабетом обнаружились улучшения по некоторым шкалам. Возможно, что проведение упражнений, игр, предложенных в работе, а также разработка новых методов работы с пациентами с диагнозом сахарный диабет может помочь улучшить результаты способности к лучшей адаптации к окружающей среде и стабильности в эмоциональном плане.