Статья:

Особенности интеллектуальной одаренности

Конференция: LXXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Бондаренко А.В. Особенности интеллектуальной одаренности // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(87). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(87).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности интеллектуальной одаренности

Бондаренко Анна Викторовна
магистрант Воронежского государственного педагогического университета, РФ, г. Воронеж

 

Многие годы в нашей стране очень мало времени уделялось психологическому изучению детской одаренности. Бытовало мнение, что все равны, и выделять особо способных детей не нужно. Но в последние годы проблема различия по одаренности стала актуальной и значимой. Это позволило обратить внимание отечественных ученых и на опыт зарубежных коллег, а он накоплен немалый.

В 1975 году был создан Всемирный совет по одаренным и талантливым детям. Он организует международные конференции, координируя работу специалистов по изучению, обучению и воспитанию интеллектуально одаренных детей.

Накопленные в психологической науке материалы позволяют выделить 3 категории детей:

  1. Дети с очень высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях. Таких детей больше в дошкольном и младшем школьном возрасте.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности, например, в какой либо из школьных дисциплин: математика, физика и пр. Такие дети встречаются среди подростков.
  3. Дети, не проявляющие себя в учебе, но обладающие оригинальностью психического склада и незаурядными умственными способностям [2].

Такое понятие, как «одаренный ребенок» совсем не подразумевает, что ранее признаки повышенной одаренности позволяют с уверенностью говорить о будущем потенциале этого ребенка. Ведь каждому такому ребенку, как и все остальным предстоит пройти свой путь по жизни, в результате чего может многое измениться под влиянием самых разных обстоятельств.

Некоторые дети уже с раннего возраста заметно и настойчиво тянутся к учению. Они к 3-4 годам уже умеют читать, считать и с удовольствием увлекаются различными интеллектуальными занятиями, при этом быстрее своих ровесников умеют анализировать и делать выводы [5].

Детям этой категории нравится напрягать ум. Для них вообще характерны повышенная умственная восприимчивость и постоянная готовность прилагать усилия, что побуждает их к проявлению инициативы, к творческим попыткам. Такие дети не забывают о принятой ими цели и управляют своими действиями. Даже самые подвижные из них могут достаточно длительно поддерживать умственное напряжение, т.к. их мозгу необходима работа.

И в результате такие дети при равных обстоятельствах способны больше узнавать и понимать, чем их ровесники. Детей этой категории – с ускоренным умственным развитием и называют одаренными.

Одной из особенностей детей с ускоренным умственным развитием является способность к подражанию того, как говорят и делают взрослые. Они могут впитывать огромный объем информации, запоминая отдельные выражения и формулировки, чаще улавливая не столько содержание, сколько доступную им форму подачи сведений. Такому ребенку дошкольного или младшего школьного возраста нравиться следить за последовательностью рассуждений, за их развертыванием.

У таких детей наблюдается расположенность к четким схемам и классификациям. Что касается творческой активности, то она проявляется в том, что ребенок может быть очень инициативен и изобретателен в занятиях.

По современным представлениям интеллектуальное развитие детей приходится на годы возрастного созревания. Психологи стараются определить – к какому возрасту и какая часть пути умственного развития была пройдена.

Предполагается, что к шести годам это развитие осуществилось больше, чем на треть.

К восьми годам – наполовину, а к двенадцати – на три четверти. Некоторые ученые говорят о более ранних сроках умственного развития. В любом случае подтверждается то, что детские годы – пора становления и роста умственного развития.

Рост интеллекта у всех детей происходит при важнейшем условии – при возрастном развитии умственной активности. Уже на первом месяце жизни у ребенка появляется готовность всматриваться, вслушиваться – это потребность во внешних впечатлениях. С этих дней (при переходе от периода новорожденности к младенческому возрасту) и начинает развиваться познавательная активность [6].

Если у новорожденного отмечается хватательный рефлекс, то со второго полугодия младенец уже овладеет хватательными движениями целенаправленного характера. В это время начинается активное и постепенно все усложняющееся манипулирование предметом.

В раннем детском возрасте, от года до трех лет, ребенок начинает ходить, говорить, что дает ему возможность проявлять свою активность, расширяя его контакты со взрослыми и внешней средой. В дальнейшем ребенок приобретает и собственный опыт деятельности. Уже к концу раннего детства у него отмечается стремление к самостоятельным действиям, даже там, где он еще не в состоянии обходится без помощи старших. «Я сам» - это попытки справиться своими силами. «Я хочу» - это сознание собственного желания. И вот этот приобретаемый собственный опыт деятельности формирует внутренний мир ребенка, который влияет на его познавательную активность.

В дошкольные годы, от трех до семи лет, рост активности проявляется ярче: появляется желание постоянно пробовать себя в самых разных начинания, ощущая тягу к новым впечатлениям. Ребенок  испытывает потребность в стремлении говорить и развитии своих новых возможностей. В эти годы активность проявляется и в потребности играть, и в способности к фантазированию – а эта очень характерная черта дошкольного детства. В играх ребенок проявляет инициативу, где познание неразрывно связано с воображением и свободными действиями, которые совершаются им по внутреннему позыву [2].

Есть определенный тип детей, которых называют вундеркиндами. Эти умные не по годам дети обладают удивительным, невероятным интеллектом и поражают  всех своими умственными возможностями, чаще всего в каком то определенном виде деятельности – в музыке, математике, рисовании. Но иногда вундеркиндами называю и детей с в общим развитием, но у которых обнаруживается невероятно высокий интеллект.

В основном, вундеркинды встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Их развитие может быть, к сожалению, односторонним.

Например, при их успешном умственном развитии могут отставать моторные навыки, координация движений. Или, у детей с явными успехами в учебе наблюдается недостаточная ориентация в практических делах.

Иногда очень умные дети, способные разговаривать даже на научные темы, поражают своей наивностью в житейских вопросах.

Детей, выделяющихся в умственном отношении, отличает ускоренное умственное развитие и, значит, необычно высокий для их возраста умственный уровень. Умственный уровень ребенка можно определить по тому, какие задания оказались ему посильны, т.к. каждому возрасту соответствует свой набор тестов.

Соотношение между обнаруженным у ребенка умственным уровнем и тем, который соответствует его возрасту, позволяет судить о степени опережения или отставания в умственном развитии. Значительное опережение указывает на одаренность. Однако, темп развития ребенка в определенном возрасте и умственный уровень его в тоже время не дают основания для утверждения о постоянной характеристике его интеллекта, т.е. на разных возрастных этапах умственный уровень может быть различным.

На пути своего развития интеллектуальная одаренность может проявляться по разному, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его окружения.

 

Список литературы:
1. Выгодский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выгодский. - Ростов Н/Д.: Феникс, 1998. – 480 с.
2. Дружинин В.Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 168—175.
3. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитание ребенка / Я.И. Ковальчук.  – М.: Педагогика, 1997.- 90с.
4. Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одарённости / Л.И. Ларионова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. — 320 с.
5. Леви В.Л. Нестандартный ребенок / В.Л. Леви. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1992. - 231с.
6. Мякишева Н.М. Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников. Москва: МГПУ, 2011. 159 с.
7. Юркевич Ю.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность / Ю.С. Юркевич. – М. – Издательство «Просвещение». - 1996. – 81 с.