Статья:

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Конференция: LV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Мазуренко К.А. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(55). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/9(55).pdf (дата обращения: 26.05.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Мазуренко Ксения Александровна
магистрант, ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет, РФ, г. Екатеринбург
Лозгачева Оксана Викторовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии образования, Уральский государственный педагогический университет, РФ, г. Екатеринбург

 

Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Особенность этого периода - резкие скачки настроения, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития, влияющие на поведение и отношения с окружающими. При этом, развитие у подростков может происходить в разное время: некоторые меняются быстрее других, у кого-то могут происходить изменения значительно заметно, кто-то меняется практически неощутимо.

Подростковый возраст начинается в 11-12 лет, а заканчивается по-разному: от 15 до 18 лет. Выготский Л.С. предлагает рассматривать подростковый возраст с точки зрения интересов, которые описывают структуру направленности реакций [2, с. 13]. Эльконин Д.Б. определяет подростковый период возраст с 11 до 17 лет, опираясь на критерии смен ведущих форм деятельности. При этом, психолог разделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), в это время ведущей деятельностью является общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), в этот период ведущей становится учебно-профессиональная деятельность [5, с. 6].

В переходном возрасте подросток проходит большой путь в своем развитии: через внутренние конфликты с собой и окружающими, с семьей, со старшим поколением, через взлеты и падения он может сформировать собственную личность. Образуются основы сознательного поведения, общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Появляются специфические черты, особенно в 11-14 лет, такие, как стремление общаться со сверстниками, утверждение своей самостоятельности и независимости, наличие своего мнения, индивидуальности, развитие творчества, появление чувства взрослости. В период 11-12 лет начинаются изменения в мышлении - от оперирования конкретными представлениями к теоретическому, от непосредственной памяти к логической. Он не принимает все, что ему говорят, без собственной оценки, требует больше фактов и доказательств. Особенно критичен к авторитетам. Возможно сложное восприятие времени и пространства. В связи с физиологическими изменениями возможны и эмоциональное непостоянство, вспыльчивость, несдержанность, упрямство и желание утвердить свое мнение и свои взгляды повсеместно [4, с. 115].

Подростки чаще всего оценивают людей по их поступкам и качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В свою очередь, это не всегда приводит к адекватной оценке всей личности, во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Суждения в большей степени необъективные. Подросток  ощущает оценку его личности окружающими особенно чувствительно. Случайная неудача может развить чувство неуверенности. Поэтому требуется особые навыки коммуникации со стороны родителей и педагогов при общении с подростками.

Неблагоприятная Я-концепция оказывается одной из острых проблем переходного периода [1, с. 333-393]. Подразумевают собой слабую веру в себя и в собственные силы, страх получить отказ, низкую самооценку, что значительно влияет на поведение. Определяют такие воздействия неблагоприятной Я-концепции, как:

  1. Снижение самоуважения, социальная деградация, агрессивность и преступность;
  2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях, подростки легче поддаются влиянию различных групп;
  3. Глубокое изменение восприятия.

Подросток нуждается в особом типе взрослого человека, с которым он может общаться, которому можно доверять. Переходный возраст непрост для родителей, для педагогов, для старших родственников. Следует проявлять терпимость, понимание, осознание, что взрослый когда-то был подростком и проходил те же самые этапы становления личности в той или иной степени яркости.

Запреты, правила, санкции, требования, ограничения должны быть в жизни каждого как подростка, так и взрослого человека. Вседозволенность - плохая черта воспитания. При этом они должны быть гибкими и в небольшом количестве, чтобы не развивался авторитарный стиль общения, и согласованными между взрослыми. Лучше, чтобы родительские установки не вступали в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками). При наказания нужно помнить, что важнее подростка лишать чего-то хорошего, чем делать ему плохо [3, с. 422].

Подросток - уже не ребенок 7-8 лет. С ним можно и нужно общаться как со взрослым, так как они стараются ориентироваться на тех, кто старше. В разговорах безопаснее будет рассказывать, пояснять о вреде разных веществ и манер поведения, о возможных последствиях, чем запрещать и угрожать. Важно и рассказывать о самом взрослении. Акцентировать внимание, что подрастающий человек при неприятностях может обратиться к старшему поколению. У родителей к своему чаду должна быть безусловная любовь. Не за определенное поведение, не за достижения, не за только положительные качества. Подростку будет проще, если он чувствует, что может быть ценным в любом своем проявлении. 

Подросток очевидно иллюстрирует многогранность и сложность самого понятия «возраст».  В 11-18 лет происходит физическое созревание, интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования этого возраста.

 

Список литературы:
1. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрестоматия / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - 333-393 с.
2. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т. Детская психология / Под ред Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика 1984. 132с.
3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство “Питер”, 2012
4. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. 219с.
5. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4. 6с.