Историко-правовой генезис понятия «электронная подпись»: на примере России и Франции
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(135)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(135)
Историко-правовой генезис понятия «электронная подпись»: на примере России и Франции
Сегодня мировое сообщество живет в период цифровизации, информационных технологий и компьютерных сетей, в том числе глобальной сети Интернет, что, безусловно, не обошла стороной как инновация деятельности документооборота, точнее электронного документооборота и одного из базовых его реквизитов – электронной подписи.
Ранее использовалось понятие «электронная цифровая подпись», которое было предложено в 1976 г., американскими криптографами У. Диффи и М. Хеллман. Они впервые предположили возможность обмениваться электронными документами равнозначными документам на бумажных носителях [12].
Главенствующая идея здесь состояла в передаче информации от одного субъекта другому таким образом, чтобы посторонние субъекты, в случае получения ими доступа к документу, были лишены возможности прочитать и понять его [8].
Исторически одним из первых документов формально закрепивший понятие и порядок применения электронную подпись является Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле» 1996 г., содержащий в себе ст. 7 «Подпись». Согласно данной статье, «если законодательство требует наличия подписи лица, это требование считается выполненным в отношении сообщения данных, если: a) использован какой-либо способ для идентификации этого лица и указания на то, что это лицо согласно с информацией, содержащейся в сообщении данных; b) этот способ является как надежным, так и соответствующим цели, для которой сообщение данных было подготовлено или передано с учетом всех обстоятельств, включая любые соответствующие договоренности» [2].
В 2001 году был принят Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронных подписях». Его основной целью является то, чтобы сделать возможным и облегчить использование электронных подписей путем установления критериев технической надежности, определяющих эквивалентность электронных и собственноручных подписей [3].
В последующие годы были приняты законы об электронных подписях в США (сначала на уровне отдельных штатов, первыми из которых были Юта, Вашингтон, Флорида, а впоследствии и на уровне федерального закона США) и в Европе (в Германии, Италии, Испании, Голландии, Финляндии, Франции, Швеции и во многих других странах) [10].
13 марта 2000 г. во Франции был принят Закон № 2000-230 «О придании доказательственной силы информационным технологиям и об электронной подписи», определивший такие понятия, как подпись и электронная подпись, давший основные характеристики, а также критерии, при выполнении которых электронная подпись признается юридически значимой [9].
По французскому законодательству документ (договор) в электронной форме должны подписать стороны, а электронная подпись при заключении договора (документа) выступает эквивалентом собственноручной подписи.
Из чего следует, что, в период с 1996 до 2001 гг. в зарубежном законодательстве появился обширный свод норм, в результате чего в разных странах сформировалась практика использования электронных подписей в рамках системы электронного документооборота.
В нашей стране первый стандарт электронной цифровой подписи был разработан в 1994 г. Данным вопросом занималось Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ). Стандарту был присвоен ГОСТ Р 34.10-94. После 2002 г. первоначальный ГОСТ был заменен на новый: ГОСТ Р 34.10-2001, после чего термины «электронная цифровая подпись» и «цифровая подпись» стали тождественными по смыслу терминами [11]. ГОСТ был продлен до 31.12.2019. Связано это с тем, что с целью обеспечения корректной работы со средствами криптографической защиты информации и электронной подписи в информационных системах Федерального казначейства и снятия технических запретов было принято решение использовать до 28.12.2019 ГОСТ 34.10-2001 [7]
Первый закон на федеральном уровне был принят и подписан Президентом РФ в 2002 г., Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» [6]. Закон определил права и ответственность уполномоченного федерального органа исполнительной власти, ведущего единый государственный реестр сертификатов ключей подписей, удостоверяющих центров, всех участников информационной системы. В данном Законе определены условия использования электронной цифровой подписи, особенности ее использования в сферах государственного управления и в корпоративной информационной системе. Однако, по прошествии десятилетия, данный Закон перестал отражать реалии современности, что выразилось в принятии в 2011 г. Федерального закона «Об электронной подписи [4].
Таким образом, можно утверждать, что электронная подпись выступает эффективным средством не только защиты информации, а также удостоверяет подлинность лица, подписавшего документ; обеспечивает гарантию целостности документа; подтверждение того, что необходимая информация дошла до субъекта; закрепление за конкретным лицом его полномочий и обязательств, с невозможностью отказаться от написанного (содержания документа).