Оценка эффективности управления в гостиничной сфере РФ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(136)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(136)
Оценка эффективности управления в гостиничной сфере РФ
ASSESSMENT OF MANAGEMENT EFFICIENCY IN THE HOTEL SPHERE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Vladlena Shevchuk
Student, Sochi State University, Russia, Sochi
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности управления в гостиничной индустрии, поскольку гостиничный бизнес является не только перспективным, но и капиталоемким, он обладает достаточно длительными сроками инвестиционной окупаемости, на что оказывает больше влияние сезонный характер спроса.
Abstract. This article examines the features of management in the hotel industry, since the hotel business is not only promising, but also capital-intensive, it has a fairly long investment payback period, which is more influenced by the seasonal nature of demand.
Ключевые слова: гостиничная сфера, сервис, гостиничная индустрия, бизнес.
Keywords: hotel industry, service, hotel industry, business.
На сегодняшний день гостиничная сфера представляет собой достаточно перспективную и быстроразвивающуюся отрасль, приносящую значительные финансовые успехи.
За последние несколько лет гостиничная индустрия претерпела значительное развитие, что привело к формированию ее современной инфраструктуры и сервиса обслуживания, достигая уровня мировых стандартов.
Однако и на сегодняшнем уровне развития российские предприятия гостиничного сервиса постоянно сталкиваются с проблемами повышения своей конкурентоспособности, доходности и эффективности управления. Рост конкуренции, нестабильная внешняя среда вызывает в сфере гостиничного бизнеса большое число процессов и явлений, которые связаны с обслуживанием посетителей. При этом особенности управления гостиничными предприятиями вытекает, в первую очередь, из особенностей предоставляемого ими комплексного продукта, а также его таких характерных черт, как фиксированность в пространстве и во времени [3].
На сферу гостиничного бизнеса приходится большая доля, поскольку именно здесь оказываются занятыми порядка 65% сотрудников (таблица 1).
Таблица 1.
Численность персонала, занятого в гостиничной сфере России, за период 2014-2018 гг., тыс. чел. [3]
Параметр |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
численность персонала, тыс. чел. |
62,6 |
64,6 |
63,2 |
58,5 |
57,6 |
% к предыдущему году |
– |
3,2 |
–2,2 |
–7,4 |
–1,6 |
Динамика численности персонала, занятого в гостиничной сфере России, демонстрирует его снижение, что увязывается с введением в практику предприятий гостиничной сферы инноваций, новых технологий обслуживания и качества (рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика численности персонала в гостиничной сфере (тыс.руб.)
Рассмотрим следующие особенности гостиничной сферы:
– располагаясь на территории слаборазвитых регионов, она обеспечивает им стремительный экономический рост;
– в развитых дестинациях увеличивается число предлагаемых гостиничных продуктов;
– наблюдается снижение безработицы;
– расположенные в туристской дестинации другие предприятия становятся более экономически устойчивыми;
– между ними образуются экономические связи;
– имидж дестинации повышается в стране и за ее пределами;
– развитие гостиничной базы способствует повышению общей привлекательности дестинации [3].
Негативным в этом случае является то, что сфера гостиничного хозяйства весьма чувствительна к внешним изменениям, что требует постоянных дополнительных ресурсов: финансовых, трудовых и др. Поэтому вопросы управления в гостиничной сфере выходят на первый взгляд и основаны на принципе устойчивого развития таких предприятий.
Поскольку гостиничная сфера дает в бюджеты стабильные доходы, то число гостиниц и отелей возрастает в России ежегодно. Это способствует возрастанию конкуренции, тем самым руководство и менеджеры гостиниц и отелей используют разные виды управления.
На тот момент, когда гостиничная индустрия пришла в упадок, ее менеджеры стремились постичь основы управления гостиничными предприятиями. За период 2010-2020 годов отечественная гостиничная сфера стала приносить доход, измеряемый миллиардами. Ежегодный рост российского гостиничного рынка составляет 16-20%, а число гостиничных предприятий достигает 4 тысячи на 420 тысяч мест. При этом наблюдается нехватка гостиничного предложения, в связи с чем на рынке появляются зарубежные гостиничные компании.
В качестве основных принципов управления деятельностью в гостиничной сфере выступают гибкость и адаптивность, автономизация и синхронизация, интеграция, коммерциализация и автоматизация. Их реализация требует:
– использования гибкой системы скидов при реализации гостиничных услуг;
– развитие систем управления гостиничным хозяйством при привлечении механизмов и инструментов стратегического планирования, оперативного управления, определения тактических целей;
– совершенствования организации труда гостиничных предприятий.
Следовательно, эффективный механизм управления современных гостиничных предприятий зависит от:
1) качественного целеполагания, когда требования внешней среды являются соответствующими планируемым целям, интересам и возможностям гостиницы на рынке гостиничных услуг;
2) направленности и силы мотиваций, которые могут побудить всех участников предприятия гостиничной сферы достигать поставленных и запланированных целей и финансовых показателей;
3) адекватно выбирать стратегии, соответствующих запланированным целям и конечным финансовым результатам;
4) качества и объема используемых при осуществлении гостиничной деятельности финансовых ресурсов.
Нужно отметить, что первые из трех факторов призваны охарактеризовать стратегический аспект эффективного управления предприятий гостиничного комплекса, а последний выступает как тактический аспект. Тем самым ключевыми задачами, помогающими определить эффективность управления предприятиями гостиничного бизнеса, являются следующие:
– получение экономической оценки хозяйственной деятельности гостиничного предприятия;
– определение рисков текущего положения;
– обоснование вырабатываемых в этой связи управленческих решений.
Экономическая эффективность механизма управления гостиничного предприятия должна рассматриваться в качестве конечного результата, который является разницей между полученным эффектом и затратами.
Л. Е. Дручевская полагает, что гостиничный бизнес является не только перспективным, но и капиталоемким, он обладает достаточно длительными сроками инвестиционной окупаемости, на что оказывает больше влияние сезонный характер спроса [1]. Поэтому гостиничная сфера характеризуется наличием высокого уровня затрат, снижение которого оказывает негативное влияние на качество формируемого гостиничного продукта. В. Ю. Морозов и Ю. В. Мурашова указывают на такую особенность развития гостиничной сферы, как основная роль гостиничного персонала и эргономических критериев в обслуживании на предприятиях гостиничной индустрии, увеличение числа российских гостиничных предприятий и конкуренция на отечественном гостиничном рынке со стороны международных брендов [1].
Основным условием размещения предприятий гостиничной сферы выступает привлекательность туристской дестинации (региона) и наличие в ней деловой активности. Как правило, в качестве наиболее привлекательных выступают такие туристские дестинации, которые расположены на юге страны, обладают благоприятной экологией, изобилуют разного рода рекреационными услугами; а также центральные регионы, в которых преобладают деловые туристы [1].
Л. В. Китаева отметила, что развитию гостиничной индустрии способствует формирование институциональной среды, за которую ответственно государство [2]. Рынок гостиничных услуг обладает межотраслевым характером, то есть включает разные предприятия, чья деятельность состоит в максимальном удовлетворении предпочтений и запросов туристов [2]: они потребляют ресурсы своей дестинации размещения и привлекают в нее платежеспособный спрос.
Н. С. Комлева и Е. В. Солдатова полагают, что развитие гостиничной индустрии сопровождается вариативным и вневременным компонентами. Вневременной компонент представляет культурно-историческими ресурсами и природно-ресурсным потенциалом дестинации, на которой расположения предприятия гостиничной сферы, тогда как вариативный компонент зависит от того, насколько в воспроизводственный процесс и создание конкурентных преимуществ гостиничных предприятий вовлекаются экономические и финансовые ресурсы [2].
Таким образом, в наши дни гостиничный бизнес представляет собой перспективную и стремительно развивающуюся отрасль, которая способна приносить большие доходы. Главная цель экономической и управленческой деятельности предприятий гостиничной сферы заключается именно в получении прибыли, находящейся в прямой зависимости от качества и количества предоставляемых ими услуг. Любое гостиничное предприятие стремится увеличить объемы реализации основных и дополнительных гостиничных услуг, стремясь посредством своего управления преодолеть внешние (например, жесткая конкуренция на рынке) и внутренние (отсутствие стратегии развитие) барьеры.