Роль экспериментальной деятельности в развитии личности дошкольника
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(136)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(136)
Роль экспериментальной деятельности в развитии личности дошкольника
Дошкольный возраст – этап психического развития ребенка от 3 до 6-7 лет. Это один из важнейших этапов формирования личности, во время которого закладывается эмоциональная и интеллектуальная сферы ребенка, его образ мира и отношение к окружающей действительности.
Сегодняшний мир предъявляет к человеку высокие требования для достижения определенного социального статуса, реализации своего творческого и интеллектуального потенциала. Привычные схемы и векторы развития человека и общества уступают место непредсказуемым и динамичным траекториям, что обуславливает необходимость уже с самого раннего возраста обладать качествами человека нового поколения – обладать гибкостью ума и стремлением получать новые знания. Высокие темпы информатизации и компьютеризации современного общества требуют от ребенка не столько владения знаниями, сколько умение добывать эти знания самостоятельно и творчески.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, однако важно отметить, что наряду с игровой деятельностью важнейшую роль в процессе социализации и всестороннего развития личности ребенка играет познавательная деятельность, понимаемая большинством авторов не просто как процесс усвоения знаний, но и как некий индивидуальный путь ребенка в процессе поиска этих знаний [2]. Э. М. Мамеева и Г. Г. Недюрмагомедов отмечают, что часто отечественные педагоги дошкольного образования в своей работе ошибочно делают акцент на учебной деятельности, в то время как ребенок дошкольного возраста еще не готов к ней. Авторы, ссылаясь на проанализированный опыт отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки указывают, что для этого возраста в большей степени характерна познавательная деятельность [7].
В настоящее время в системе дошкольного образования стремительно развивается метод экспериментирования как эффективный способ познания ребенком явлений, процессов и закономерностей окружающего мира. К несомненным достоинствам этого метода следует отнести возможность получения дошкольником реального представления о различных аспектах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и с окружающей средой. Кроме того, важной особенностью детского экспериментирования является творческая составляющая процесса, позволяющая ребенку самостоятельно принимать решения, осуществлять выбор, вносить изменения в процессе эксперимента и тем самым реализовать свой замысел.
В процессе своей профессиональной деятельности педагоги и психологи ежедневно видят, с каким неизменным интересом дети дошкольного возраста относятся к окружающему их миру, стараются понять причинно-следственные связи, задавая вопросы «как?», «почему?», «зачем?». Л. И. Аббасова и Н. П. Малярова определяют познавательный интерес как «познавательную направленность, связанную с положительным, эмоциональным отношением к изучаемому предмету, с радостью познания, преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающей личности» [1]. Для реализации этой познавательной направленности личности ребенка крайне важно понимать психолого-педагогические основы метода экспериментирования и его возможности в развитии дошкольника.
Говоря о возрастных особенностях экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте Н. Н. Поддъяков, отмечает: «Детское экспериментирование, претендующее на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой.» [8].
С позиции педагогической психологии экспериментальная деятельность дошкольника принципиально отличается от любой другой тем, что конкретная цель, определяющая эту деятельность, еще не сформирована и, соответственно, носит пробный характер. В ходе экспериментального поиска ребенок уточняет, проясняет для себя эту цель. В результате этого все действия, входящие в экспериментальную деятельность весьма гибки, изменяемы и подвижны.
Экспериментальная деятельность способна положительно влиять на развитие различных сфер личности дошкольника. Так, влияние на когнитивную составляющую личности ребенка и формирование его исследовательских умений обусловлено тем, что в ходе экспериментирования создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении [4].
И.А. Лыкова, автор программы развития детей дошкольного возраста «Цветные ладошки» разработала и внедрила в практическую деятельность педагогов дошкольного образования такой метод развития творческих способностей детей как «художественно-творческое экспериментирование» – экспериментальная деятельность, сочетающая в себе различные изобразительные техники и приемы, богатое разнообразие материалов, инструментов, способов для передачи образа. Такой творческий эксперимент заканчивается обязательным совместным обсуждением, в ходе которого дети приходят к самостоятельному «открытию» [6].
Е.С. Казарина отмечает, что за счет необходимости в процессе эксперимента постоянно совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации у ребенка развивается способность к мыслительным процессам и память [3].
И.А. Кувшинова с соавторами в процессе применения экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста добились повышения уровня и устойчивости результатов развития речи. У детей формировалось умение убеждать в своей правоте, накапливался речевой опыт. Они учились грамотному общению, вследствие которого на смену монологу приходил партнерский диалог. Речь детей становилась более грамотной, сформированной и развернутой [5].
Таким образом экспериментальная деятельность способствует развитию различных сфер личности дошкольника. Дети с самого рождения хотят быть первооткрывателями, ведь исследовать окружающий мир – это естественное состояние любого ребенка. В основе экспериментальной деятельности дошкольника лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность, а это ведет к его интеллектуальному и умственному развитию. Именно поэтому педагогам дошкольного образования следует направлять активную деятельность детей в нужное русло, делать ее полезной – что и является первостепенной психолого-педагогической задачей.