СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В РОССИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(276)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(276)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В РОССИИ
SOCIO-PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF ADOLESCENTS' INVOLVEMENT IN OFFENSE IN RUSSIA
Alexandra Mayboroda
Master’s student, Private educational institution of higher education Southern University (Institute of Management, Business and Law), Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. Данная статья исследует социально-психологические аспекты вовлечения подростков в правонарушения. Через анализ факторов, таких как социальная среда, воспитание, психологические особенности подростков, работа направлена на понимание механизмов мотивации юных лиц к правонарушениям.
Результаты исследования позволяют выявить возможности предотвращения правонарушений среди подростков путем разработки соответствующих программ и мероприятий.
Abstract. This article examines the socio-psychological aspects of the development of adolescents in delinquency. By analyzing factors such as the social environment, upbringing, and psychological characteristics of adolescents, the work is aimed at understanding the motivation of young people to commit crimes.
The results of the study provide an opportunity to prevent delinquency among adolescents through the development of appropriate programs and activities.
Ключевые слова: подростковая преступность, делинквентное поведение подростков, факторы влияющие на вовлечение подростков в правонарушения, профилактика преступности среди подростков.
Keywords: teenage crime, delinquent behavior of adolescents, factors influencing the involvement of adolescents in crime, crime prevention among adolescents.
Современное общество сталкивается с проблемой нарастающей делинквентности среди подростков. Необходимость понимания причин и механизмов таких вовлечений в правонарушительную деятельность является важным шагом в разработке эффективных методов предотвращения и реабилитации подростков, страдающих от этой проблемы.
Возраст подростка – период активной социализации, адаптации к новым социальным ролям и формированию личности. В это время они сталкиваются с множеством вызовов и неопределенностей. Одним из таких вызовов является общение с антиобщественными элементами и попадание в их влияние. К индивидуально-типологическим особенностям подростка-правонарушителя относятся : дисгармоничность эмоционально-волевой сферы, сочетание негибкости во взаимодействии с окружающими и стремления к самоизменениям через непринятие себя, проявление безразличия к другим, отсутствие стремления к самосовершенствованию, преобладание низших потребностей, отсутствие познавательного интереса и склонности к прогнозированию событий [1]. Молодые люди, чувствующие себя непонятыми или отвергнутыми со стороны общества, могут быть подвержены пропаганде идей, глубоко изменяющих их жизненные принципы. Лицемерие и двуличность окружающих могут привести к формированию неправильных ценностей и утрате моральных принципов. Отсутствие положительных ролевых моделей и поддержки в среде, где подростки проводят большую часть своего времени, способствуют их социально-психологическому вовлечению в правонарушения.
Среди несовершеннолетних преступников в последнее время наблюдается проявление психопатических черт, которые не связаны с наследственностью и в основном приобретены вследствие неблагоприятных условий среды и воспитания. По данным исследований, около 60 % подросткам-правонарушителям свойственны акцентуации характера [2].
Еще одной важной причиной такого вовлечения является отсутствие адекватных систем и механизмов поддержки и решения проблем подростков в нашем обществе. В основном, реакция на подобные проявления асоциального поведения ограничивается мерами, которые часто не решают проблему, а лишь усугубляют ее. Таким образом, подростки, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, не видят путей к выходу и начинают проявлять нетипичное поведение, которое может привести к социально-психологическому вовлечению в правонарушения.
Множество различных факторов может влиять на психологическое вовлечение подростков в правонарушения. В современной России к таким факторам можно отнести сложности в семейных отношениях, отсутствие заботы и поддержки родителей, участие в негативной компании в школе или на улице, неблагополучная жизненная ситуация, а также воздействие массовых медиа и интернета, которые могут пропагандировать насилие и преступность.
К причинам, обуславливающим подростковую преступность, относятся недостаток воспитания несовершеннолетних в образовательных организациях, неорганизованный досуг несовершеннолетних во внеурочное время, недостаточный уровень взаимодействия субъектов профилактической деятельности. Однако основная причина, детерминирующая подростковую преступность, исходит из семьи, воспитания, недостатка родительского тепла, любви и заботы или их отсутствия [3]. Семья является важным источником ценностей, норм и убеждений, которые направляют подростка в его принятии решений и построении своей жизни. Родители могут быть образцом для подростка, показывая ему важность этических ценностей и моральных норм. Все это помогает подростку развить свою личность, укрепить свою самооценку и создать фундамент для будущих отношений.
Важно понимать, что психологические вовлечения в правонарушения подростков не являются непреодолимыми возможностями, их можно предупредить и противостоять им. Однако для этого необходима совместная работа общества, государства, родителей, педагогов и психологов. Формирование здоровой самооценки, социальных и коммуникативных навыков, а также активное вовлечение подростков в социально значимые проекты и деятельность могут помочь им устоять перед влиянием маргинальных групп и преступного образа жизни.
Понимание причин и механизмов социально-психологических вовлечений в правонарушения подростков является важным шагом к разработке и внедрению эффективных методов борьбы с этой проблемой. Однако, этот процесс требует совместных усилий со стороны государства, общества, семьи и, главное, самого подростка. Создание надежных ресурсов поддержки, реабилитации и интеграции в общество поможет предотвратить вовлечения в правонарушительную деятельность и обеспечить молодежи стабильное будущее.
Профилактическая работа в отношении преступности несовершеннолетних является одной из важнейших задач современного общества.
Основной задачей такой работы является предупреждение детей и подростков о возможных негативных последствиях совершения преступлений. Участие в различных образовательных программах и проектах, призванных повысить осведомленность о правильной жизненной позиции и этикете, способствует формированию у молодежи ценностей и норм поведения. Внедрение в школьные программы предметов, посвященных правопорядку и проблематике преступности, позволяет детям и подросткам лучше понимать последствия своих действий. Распространение информации о программе профилактики в СМИ помогает привлечь внимание как родителей, так и общественности, к важности данной проблемы.
Кроме того, не менее важным аспектом профилактической работы является раннее выявление факторов, которые могут способствовать росту преступности среди несовершеннолетних. Проведение психологических и социальных исследований позволяет выявить основные причины, которые приводят молодежь к преступному поведению. Затем, на основе полученных данных, можно разработать эффективные программы и мероприятия для предотвращения и реабилитации подростков, находящихся в группе риска.
Профилактическая работа в отношении преступности несовершеннолетних должна быть комплексной и системной. Информационное просвещение, объединение усилий образовательных учреждений, семей, социальных служб и правоохранительных органов, а также активное привлечение общественности - все это важные компоненты успешной профилактики. Только совместными усилиями, на всех уровнях общества, можно достичь снижения уровня преступности среди несовершеннолетних и обеспечить их безопасное будущее.