Статья:

Сравнительный скрининг уровня употребления алкоголя среди старшеклассников

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Авраменко М.Е., Надточеева Е.П. Сравнительный скрининг уровня употребления алкоголя среди старшеклассников // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 1(137). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/137/84523 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сравнительный скрининг уровня употребления алкоголя среди старшеклассников

Авраменко Мария Евгеньевна
студент, Гомельский государственный медицинский университет, РБ, г. Гомель
Надточеева Екатерина Петровна
студент, Гомельский государственный медицинский университет, РБ, г. Гомель
Сквира Иван Михайлович
научный руководитель,

 

Введение. Алкоголь является одним из самых популярных и распространенных психоактивных веществ среди лиц молодого возраста [1]. Средний возраст приверженцев алкоголю неуклонно снижается и употребление его подростками становится отдельной актуальной проблемой [2]. Злоупотребление алкогольсодержащими веществами влияет на все сферы жизни подростка, определяя его взаимоотношения со сверстниками и семьей, вызывая расстройства личности и различные соматические заболевания [3].

Цель. Изучение уровня проблем, связанных с употреблением алкоголя (ПСУА), среди учащихся старших классов.

Материалы и методы.  Было проведено анонимное анкетирование 58 учащихся 10–11 классов средней школы города Гомеля. В качестве инструмента скрининга ПСУА использовался тест AUDIT (Alcohol Use Disorders Identification Test). За одну стандартную дозу принято считать: 30 мл 40% водки (2/3 рюмки) или 50 мл 25% ликера (1 рюмка), или 70 мл 18% крепленого вина (1/2 бокала), или 100 мл 12% сухого вина (2/3 бокала), или 250 мл 5% пива (1/2 бутылки), или 330 мл 3,5% пива (1 жестяная банка 0,33 л).

Статистическая обработка полученных результатов (дисперсионный анализ, средние значения М, стандартное отклонение σ, достоверность отличия по критерию Стьюдента или критерию χ²) производилась с помощью пакета прикладных программ MS Excel-2010 и «Statistica 10.0». Статистически значимой считалась 95% вероятность различий (α=0,05).

Результаты исследования и их обсуждение. Общая оценка теста AUDIT производилась по балльной системе, согласно методике, где показатель 8 баллов является границей между умеренным и опасным потреблением алкоголя [4]. Было опрошено 32 (55,2%) девушки и 26 (44,8%) юношей. Средний возраст составил 15,76±0,62 лет. Средний балл теста составил 2,28±2,14 балла. Распределение учащихся старших классов по зонам риска, связанных с употребление алкоголя представлено в таблице.

Таблица.

Распределение учащихся по зонам риска, связанных с употребление алкоголя

Уровень употребления алкоголя

(подгруппы сравнения)

  Баллы

Вся группа (n=58, или 100%)

абс.

%

I. Трезвенники

0

23

39,66

II. Умеренное употребление алкоголя

1–7

30

51,72

III. Опасное и вредное потребление алкоголя

8–19

5

8,62

IV. Возможно наличие зависимости

>=20

0

0,00

 

По суммарному баллу теста AUDIT все исследованные распределились на 3 подгруппы. Более половины опрошенных (53 случая 91,38%) набрали менее 8 баллов, что не выходит за пределы допустимого употребления алкоголя (таблица, I и II подгруппы).  Из них вовсе воздержались от принятия алкоголя 23 учащихся (39,66%, I подгруппа). Опасное и вредное потребление алкоголя определилось у 5 школьников (8,62%).

Нами было установлено, что большинство родителей, по мнению школьников, знают о том, что их дети употребляют алкоголь (26; 44,8%) и чаще относятся к данному пристрастию отрицательно (31; 53,4%).

Средний возраст, в котором анкетируемые впервые попробовали алкоголь, составил 15–16 лет (26 старшеклассников, 44,8%). Из них никогда не пробовали алкогольные напитки 9 человек (15,5%), попробовали алкоголь в возрасте младше 8 лет — 3 человека (5,2%). Так же мы выяснили, что подавляющее большинство детей впервые употребляли алкогольсодержащие вещества в кругу друзей — 24 человека (41,3%). Самым популярными алкогольными напитками школьники определили пиво и вино (18 человек, 31,0%; 14 человек, 24,2% соответственно).

Основными побуждающими факторами к употреблению алкоголя анкетируемые выделили стресс (16; 27,6%) и праздники (17; 29,4%).

Так же нами была изучена занятость старшеклассников в свободное от учебы время. Выяснилось, что среди трезвенников у всех 23 детей есть внешкольные занятия в кружках секциях или домашнее хобби. Причем более половины детей посещают 2 и более кружка — 12 (52,2%) анкетируемых. Среди лиц с умеренным уровнем потребления алкоголя лишь у одного ребенка не было внеклассных увлечений, а большинство детей данной подгруппы посещают лишь 1 кружок-секцию (12; 40%) или имеют домашние хобби (9; 30%). Старшеклассники с опасным и вредным уровнем потребления алкоголя в 100% случаев не имели внешкольных увлечений и домашних хобби (отличия между этими тремя группами статистически значимы, p <0,05).

Таким образом, согласно нашим исследованиям установлено, что уровень проблем, связанный с употреблением алкоголя старшеклассниками города Гомеля, примерно соответствует таковому среди других школ РБ и стран СНГ. Нами выявлена закономерность — чем больше нормальных увлечений у старшеклассников, тем ниже у них уровень привыкания к алкоголю (p <0,05). Больше всего увлечений имели абсолютные трезвенники, половина из которых ходили более, чем на один кружек и еще имели домашние увлечения.

Данные скрининга были включены в учебно-воспитательную работу с учениками и студентами университета, что, по нашему мнению, способствовало психологической коррекции осознания проблем, связанных с употреблением алкоголя и их профилактике.

Выводы. Большинство учащихся старшеклассников уже употребляют алкоголь. Удельный вес, употребляющих алкоголь, в 1,5 раз больше, чем ведущих трезвый образ жизни. Доля трезвенников (39,99% или 2/3) среди респондентов выше среднестатистических показателей для данной возрастной категории. Трезвенники отличаются наличием максимальной занятости свободного времени в кружках и домашних увлечениях.

С целью первичной профилактики проблем, связанных с употреблением алкоголя и развития других аддикций, родителям, педагогам, общественным организациям и другим заинтересованным лицам необходимо максимально занимать детей и подростков в свободное время внеклассными занятиям для формирования у них социально-полезных увлечений в учебе, труде, спорте, музыке и других общественно приемлемых и полезных сферах деятельности.

 

Список литературы:
1. Drug harms in the UK: a multicriteria decision analysis / D. J. Nutt [et al.] // Lancet. – 2010. № 376. – P. 1558–1565.
2. Данилова Е.С. Сканирование уровня употребления алкоголя учащимися старших классов / Е.С. Данилова // Проблемы и перспективы развития современной медицины. – 2019. – Т. 7, №14. – С. 227-229.
3. Дорощенко А. А. Уровень привыкания к алкоголю среди старшеклассников / А. А. Дорощенко, Д. Г Колесник // Проблемы и перспективы развития современной медицины. – 2019. – Т. 7, №14. – С. 229-230.
4. Разводовский Ю. Е. Скрининг распространенности алкогольных проблем с помощью теста Audit / Ю. Е. Разводовский // Оригинальные издания ГГМУ. — 2004. – №4. – С. 28–31.