Сравнительный скрининг уровня употребления алкоголя среди старшеклассников
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)
Рубрика: Медицина и фармацевтика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)
Сравнительный скрининг уровня употребления алкоголя среди старшеклассников
Введение. Алкоголь является одним из самых популярных и распространенных психоактивных веществ среди лиц молодого возраста [1]. Средний возраст приверженцев алкоголю неуклонно снижается и употребление его подростками становится отдельной актуальной проблемой [2]. Злоупотребление алкогольсодержащими веществами влияет на все сферы жизни подростка, определяя его взаимоотношения со сверстниками и семьей, вызывая расстройства личности и различные соматические заболевания [3].
Цель. Изучение уровня проблем, связанных с употреблением алкоголя (ПСУА), среди учащихся старших классов.
Материалы и методы. Было проведено анонимное анкетирование 58 учащихся 10–11 классов средней школы города Гомеля. В качестве инструмента скрининга ПСУА использовался тест AUDIT (Alcohol Use Disorders Identification Test). За одну стандартную дозу принято считать: 30 мл 40% водки (2/3 рюмки) или 50 мл 25% ликера (1 рюмка), или 70 мл 18% крепленого вина (1/2 бокала), или 100 мл 12% сухого вина (2/3 бокала), или 250 мл 5% пива (1/2 бутылки), или 330 мл 3,5% пива (1 жестяная банка 0,33 л).
Статистическая обработка полученных результатов (дисперсионный анализ, средние значения М, стандартное отклонение σ, достоверность отличия по критерию Стьюдента или критерию χ²) производилась с помощью пакета прикладных программ MS Excel-2010 и «Statistica 10.0». Статистически значимой считалась 95% вероятность различий (α=0,05).
Результаты исследования и их обсуждение. Общая оценка теста AUDIT производилась по балльной системе, согласно методике, где показатель 8 баллов является границей между умеренным и опасным потреблением алкоголя [4]. Было опрошено 32 (55,2%) девушки и 26 (44,8%) юношей. Средний возраст составил 15,76±0,62 лет. Средний балл теста составил 2,28±2,14 балла. Распределение учащихся старших классов по зонам риска, связанных с употребление алкоголя представлено в таблице.
Таблица.
Распределение учащихся по зонам риска, связанных с употребление алкоголя
Уровень употребления алкоголя (подгруппы сравнения) |
Баллы |
Вся группа (n=58, или 100%) |
|
абс. |
% |
||
I. Трезвенники |
0 |
23 |
39,66 |
II. Умеренное употребление алкоголя |
1–7 |
30 |
51,72 |
III. Опасное и вредное потребление алкоголя |
8–19 |
5 |
8,62 |
IV. Возможно наличие зависимости |
>=20 |
0 |
0,00 |
По суммарному баллу теста AUDIT все исследованные распределились на 3 подгруппы. Более половины опрошенных (53 случая 91,38%) набрали менее 8 баллов, что не выходит за пределы допустимого употребления алкоголя (таблица, I и II подгруппы). Из них вовсе воздержались от принятия алкоголя 23 учащихся (39,66%, I подгруппа). Опасное и вредное потребление алкоголя определилось у 5 школьников (8,62%).
Нами было установлено, что большинство родителей, по мнению школьников, знают о том, что их дети употребляют алкоголь (26; 44,8%) и чаще относятся к данному пристрастию отрицательно (31; 53,4%).
Средний возраст, в котором анкетируемые впервые попробовали алкоголь, составил 15–16 лет (26 старшеклассников, 44,8%). Из них никогда не пробовали алкогольные напитки 9 человек (15,5%), попробовали алкоголь в возрасте младше 8 лет — 3 человека (5,2%). Так же мы выяснили, что подавляющее большинство детей впервые употребляли алкогольсодержащие вещества в кругу друзей — 24 человека (41,3%). Самым популярными алкогольными напитками школьники определили пиво и вино (18 человек, 31,0%; 14 человек, 24,2% соответственно).
Основными побуждающими факторами к употреблению алкоголя анкетируемые выделили стресс (16; 27,6%) и праздники (17; 29,4%).
Так же нами была изучена занятость старшеклассников в свободное от учебы время. Выяснилось, что среди трезвенников у всех 23 детей есть внешкольные занятия в кружках секциях или домашнее хобби. Причем более половины детей посещают 2 и более кружка — 12 (52,2%) анкетируемых. Среди лиц с умеренным уровнем потребления алкоголя лишь у одного ребенка не было внеклассных увлечений, а большинство детей данной подгруппы посещают лишь 1 кружок-секцию (12; 40%) или имеют домашние хобби (9; 30%). Старшеклассники с опасным и вредным уровнем потребления алкоголя в 100% случаев не имели внешкольных увлечений и домашних хобби (отличия между этими тремя группами статистически значимы, p <0,05).
Таким образом, согласно нашим исследованиям установлено, что уровень проблем, связанный с употреблением алкоголя старшеклассниками города Гомеля, примерно соответствует таковому среди других школ РБ и стран СНГ. Нами выявлена закономерность — чем больше нормальных увлечений у старшеклассников, тем ниже у них уровень привыкания к алкоголю (p <0,05). Больше всего увлечений имели абсолютные трезвенники, половина из которых ходили более, чем на один кружек и еще имели домашние увлечения.
Данные скрининга были включены в учебно-воспитательную работу с учениками и студентами университета, что, по нашему мнению, способствовало психологической коррекции осознания проблем, связанных с употреблением алкоголя и их профилактике.
Выводы. Большинство учащихся старшеклассников уже употребляют алкоголь. Удельный вес, употребляющих алкоголь, в 1,5 раз больше, чем ведущих трезвый образ жизни. Доля трезвенников (39,99% или 2/3) среди респондентов выше среднестатистических показателей для данной возрастной категории. Трезвенники отличаются наличием максимальной занятости свободного времени в кружках и домашних увлечениях.
С целью первичной профилактики проблем, связанных с употреблением алкоголя и развития других аддикций, родителям, педагогам, общественным организациям и другим заинтересованным лицам необходимо максимально занимать детей и подростков в свободное время внеклассными занятиям для формирования у них социально-полезных увлечений в учебе, труде, спорте, музыке и других общественно приемлемых и полезных сферах деятельности.