Стратегии дискредитации и нападения в полемическом диалоге
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)
Стратегии дискредитации и нападения в полемическом диалоге
STRATEGIES OF DISCREDITING AND ATTACKING IN POLEMICAL DIALOGUE
Irina Khramova
Student, Astrakhan State Technical University, Russia, Astrakhan
Аннотация. Статья посвящена наступательной стратегии, используемой в полемике. Цель статьи – исследовать использование частых видов наступательной стратегии. Эта статья заинтересует людей, которые так или иначе хотят ознакомиться со стратегиями дискредитации и нападения, научиться так же уверенно, а главное, верно отстаивать свою точку зрения, принижая оппонентов.
Abstract. The article is devoted to the offensive strategy used in polemics. The purpose of this article is to explore the use of common types of offensive strategy. This article will be of interest to people who, in one way or another, want to familiarize themselves with the strategies of discrediting and attack, learn how confidently, and most importantly, correctly defend their point of view, belittling opponents.
Ключевые слова: полемика, полемический диалог, наступательная стратегия, стратегия дискредитации, стратегия нападения, коммуникационные ходы стратегии, речевое поведение, тактика обвинения, тактика оскорбления, тактика издёвки.
Keywords: polemics, polemical dialogue, offensive strategy, discrediting strategy, attack strategy, communication strategies, speech behavior, accusation tactics, insult tactics, mockery tactics.
Спор стал неотъемлемой частью нашей жизни. В любой сфере нашей жизни (чаще научной и общественной) мы должны уметь отстоять свою точку зрения, а также доказать, что любое видение проблемы имеет место быть. Именно поэтому мы всё чаще сталкиваемся с такими понятиями, как "полемика" и "полемический диалог".
Диалог - это разговор между двумя лицами, обмен репликами. Полемикой (от греч. Polemikos - воинственный, враждебный) является спор при обсуждении или выяснении каких-либо проблем, вопросов. Важно понимать, что полемика несколько отличается от спора. Это различие заключается в борьбе совершенно противоположных мнений. Возникает противостояние точек зрения. Участник конфронтации стремится отстоять свое право на победу сложившемся споре. Цель полемического диалога - выиграть спор.
В полемике допускаются разнообразные, в какой-то степени, жесткие приемы ведения обсуждения. Как правило, используются традиционные стратегии (тактики) речевого поведения, хотя в определенных условиях участники спора ведут себя на грани нарушения принципа вежливости Дж, Лича: максима симпатии (благожелательное отношение к собеседнику и его позиции) и максима скромности (реалистичное представление самооценки). В полемике важное место занимает инициатива или навязывание своего сценария обсуждения темы и внезапность представления доказательств.
Тактики речевого поведения представляют собой некоторые приемы поддержания диалога и варианты поведения для достижения личной цели. Стратегия речевого поведения же обращена на долгосрочный результат. То есть, если тактика помогает достигнуть эффекта во время разговора, то стратегия разрабатывается заранее с учетом условий, личных качеств собеседника (собеседников) и методов достижения коммуникации. Обычно стратегия необходима для завоевания авторитета, воздействия на мировоззрения, а также призыва собеседника к какому-то поступку.
Стратегии в полемическом диалоге разделяются на основные и вспомогательные. Типичными стратегиями ведения полемики считаются наступательная и оборонительная стратегии. Наступательный вид стратегии включает в себя стратегии дискредитации и нападения. К оборонительному виду стратегии относится стратегия самозащиты, тактиками которой являются оправдание, оспаривание, критика и т.д.
Одной из основных функций спора (например, политического дискурса) является агональная функция. Агональная функция или функция борьбы связана со стратегией агрессии для создания конфликта. Вариантами этой функции являются обличительная, провоцирующая и защитная функции. Провоцирующая функция состоит в провоцировании оппонента для ответных действий в интересах адресанта; защитная функция - способ "спасения" лица (перевод критики с одного оппонента на другого). Для исследования нам необходима обличительная функция. Она предполагает стратегию дискредитации оппонентов для достижения власти. Цель этой стратегии - подорвать авторитет дискредитируемого объекта, унизить его, очернить в глазах избирателей.
Под стратегией дискредитации может понимать любой речевой акт, от нецензурной брани до выражения "вы плохой человек" в присутствии третьего лица. Причем, стоит отметить, что юридическая сторона этого вопроса рассматривается при ярко-выраженном оскорблении, в то время, как дискредитация предполагает именно обиженное, оскорбленное состояние оппонента.
Если рассматривать политический дискурс, то в нём стратегия дискредитации предполагает публичность речевых действий, а также направлена на реакцию наблюдателей. Стратегия может быть ориентирована и на оппонента в случае его непосредственного присутствия. При данных условиях стоит рассматривать один из видов стратегии дискредитации - это стратегия нападения. Цель данной стратегии - вывести собеседника из эмоционального равновесия, чтобы заставить его защищаться и лишить возможности в высказывании собственной точки зрения.
Для достижения поставленных стратегией дискредитации задач чаще всего используются тактики обвинения, оскорбления и издёвки. Тактики оскорбления и издевки имеют коммуникативную задачу осмеять и унизить партнера как самого, так и перед наблюдателем (адресатом может быть не только оппонент, но и наблюдающий). Каждая тактика имеет свои коммуникативные ходы: тактики оскорбления и обвинения реализуются через прямое и косвенное оскорбления; тактика издёвки - за счет навешивания ярлыков и развенчания притязаний.
О.С. Иссерс в своей книге "Коммуникативные стратегии и тактики русской речи" выделила несколько "правил" и условий успешности оскорбления:
- Информация о предстоящем коммуникативном событии: когнитивной предпосылкой издевки и оскорбления является намеренная трансформация модели мира.
- Позиции в предстоящей коммуникативной ситуации: в анализе ситуации следует учитывать, что адресатом одновременно является как объект оскорбления, так и наблюдатель. В зависимости от ситуации оскорбления способы воздействия имеют свою специфику.
- Установки говорящего и слушающего на тип общения: тактика оскорбления характеризуется установкой на противостоянии точек зрения с оскорбляемым лицом. Эта тактика часто рассчитана на наблюдателя и требует его расположения.
- Условия успешности тактики: объект оскорбления может либо участвовать, либо непосредственно не участвовать в ситуации оскорбления.
- Перлокутивные эффекты: реакция слушающего и оппонента.
- Коммуникативные ходы и языковые маркеры: прямое оскорбление, косвенное оскорбление, развенчание притязаний, навешивание ярлыков.
В полемике существует такое понятие, как "черная риторика". Черная риторика - это своеобразная система приемов убеждения, манипулирования. В основе такой риторики лежит аргументация, способная внушить оппоненту необходимую для убеждающего точку зрения. Если сравнивать данную риторику с классической, то их различие будет заключаться в соблюдении этических правил: черная риторика их почти игнорирует.
К черной риторике относятся более жесткие методы ведения полемики, что ведет к дискредитации личности собеседника. Применяется такая риторика, когда спор "выходит" за рамки мира, а целью оппонента становится полное уничтожение противопоставленной позиции и подавление собеседника. Причем, происходит использование некорректных методов, которые оказывают на личность жесткое моральное воздействие.
Основными методами черной риторики являются: 1) правило трех Т (touch - оценка поднятой темы: "Пожалуйста, не переходите на посторонние темы"; turn - возвращение к ранее поднятой теме; talk - углубление на главной теме полемики); 2) техника "бумеранга" (например, "возвращение" обидной реплики оппоненту); 3) прием "вербальной крышки" (при возникновении необходимости закончить обсуждение: не задавая встречных вопросов, пресечь дальнейшее развитие конфликта).
Изучив необходимую литературу по стратегии дискредитации, я пришла к выводу, что чаще собеседники прибегают к наступательной стратегии. Это делается для того, чтобы унизить оппонента, оскорбить его, вывести из равновесия, а результатом было повышение их уровня авторитета и утверждение выбранной ими точки зрения.