Общение с точки зрения соблюдения принципов общения Х. Грайса и Дж. Лича на примере современных ток-шоу
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)
Общение с точки зрения соблюдения принципов общения Х. Грайса и Дж. Лича на примере современных ток-шоу
COMMUNICATION FROM THE POINT OF VIEW OF COMPLIANCE WITH THE COMMUNICATION PRINCIPLES OF H. GRICE AND J. LEACH ON THE EXAMPLE OF MODERN TALK SHOWS
Irina Khramova
Student, Astrakhan State Technical University, Russia, Astrakhan
Аннотация. Статья посвящена соблюдению принципов общения Х. Грайса и Дж. Лича. Цель статьи – исследовать применение вышеупомянутых принципов общения на примере современных ток-шоу, а именно в передаче «Прямой эфир» с Андреем Малаховым. Эта статья заинтересует людей, которые так или иначе хотят ознакомиться с принципами общения Х. Грайса и Дж. Лича через конкретные примеры.
Abstract. The article is devoted to the observance of the principles of communication by H. Grice and J. Leach. The purpose of the article is to investigate the application of the above-mentioned principles of communication on the example of modern talk shows, namely, in the program "Live" with Andrey Malakhov. This article will interest people who, in one way or another, want to get acquainted with the principles of communication of H. Grice and J. Leach through specific examples.
Ключевые слова: принципы общения, максима.
Keywords: principles of communication, maxim.
Каждый год жертвами таксистов становятся сотни россиян. СМИ пестрят сообщениями о самых разных преступлениях: от побоев и краж до убийств (намеренные и преднамеренные). Как же обезопасить себя в поездках в такси? Именно такая тема стала главной в выпуске передачи Андрея Малахова «Прямой эфир». Команда ведущего решила провести журналистское расследование и выяснить, как устроен этот бизнес изнутри (Прямой эфир 13.02.2020 — Такси: поехать и остаться в живых).
Выпуск наполнен примерами преступлений таксистов: Оксана Литвинова, ставшая жертвой изнасилования и умершая от удушения (абаканский таксист-маньяк Дмитрий Лебедь); Светлана Пеленица из Воронежа стала жертвой водителя-отравителя. Но не только водители такси являются нарушителями порядка. На выпуске присутствуют также и таксисты, пострадавшие от пассажиров: Ольга Копейкина, водитель такси, один из клиентов женщины пытался изуродовать ей лицо с целью ограбления; Варвара Денисова из Екатеринбурга, основные конфликты в ее автомобиле происходят из-за непристегнутых ремней безопасности (женщина вспомнила случай, когда из-за такого ремешка произошел конфликт, в итоге пассажиры разбили ее машину). Также, неотъемлемой и, пожалуй, главной частью выпуска является журналистское расследование, результаты которого звучали в течение всей передачи.
Всё вышеперечисленные доказывает, что максима о количестве (качестве) информации Г.П. Грайса соблюдается в данном выпуске. Пострадавшие, их родственники и гости высказывают своё мнение в спокойной и местами агрессивной форме, поэтому здесь Андрей Малахов прибегает к максиме согласия Дж. Лича (успокаивает людей вербальными и чаще невербальными средствами, чтобы гости смогли выразить свои мысли полностью и ясно). Также ведущий обращается к максиме симпатии Дж. Лича (старается уделить внимание каждому гостю для полноты информации).
Максима качества информации Г.П. Грайса также можно наблюдать в этом выпуске, ведь вся информация обработана, проверена и достаточно убедительна (информация дополняется фото- и видеоматериалами в доказательство).
Максима релевантности Г.П. Грайса соблюдается всегда в выпусках передачи. Это можно заметить, когда гость программы начинает рассказывать историю, результат которой совершенно не подходит под тему программы. Тогда Андрей Малахов старается увести разговор гостя в сторону предмета беседы. Например, во время обсуждения ситуации по поводу разбирательства с компаниями такси, Алексей Куличков стал сравнивать подобный выпуск десятилетней давности с нынешним и делать выводы, что почти ничего не изменилось. Продолжить свой монолог он хотел выяснением вариантов регулирования конфликтов как со стороны водителей, так и со стороны пассажиров. Но суть в том, что эту тему начала раскрывать гость программы Елена Гращенкова, которая смогла доказать, что во время ДТП за пассажиров несет ответственность компания такси. Как раз-таки тут и срабатывает максима релевантности, ведь А. Куличков, остановив рассказ Е. Гращенковой, задавал темп для новой темы. Андрей Малахов, как опытный ведущий, остановил гостя и продолжил разговор с Еленой, чтобы ее рассказ был наполнен нужной информацией (максима полноты и качества информации). Но сделал он это, не прибегая к принципам вежливости Дж. Лича, что в какой-то степени является минусом.
Принцип манеры Г.П. Грайса соблюдался в течение всей программы, хотя и были гости, которые подолгу не могли четко выразить свою мысль, из-за чего и были прерваны (например, телеведущая Лариса Сладкова).
В заключение хочется отметить, что принцип кооперации Г.П. Грайса был полностью соблюден, что нельзя сказать о принципе вежливости Дж. Лича, чьи максимы были исполнены частично или совсем не совершены.