Оценка инвестиционной привлекательности Мурманской области
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)
Оценка инвестиционной привлекательности Мурманской области
Аннотация. Проведен анализ статистических данных такого показателя как объем инвестиций в основной капитал Мурманской области, проанализирован уровень инвестиционной привлекательности на основе рейтинга инвестиционной привлекательности регионов за 2019 год, подготовленного агентством RAEX (ООО «РАЭКС-Аналитика»). Выделены проблемы, влияющие на инвестиционную привлекательность Мурманской области. Рассмотрены механизмы привлечения потенциальных инвесторов для сотрудничества и реализации региональных проектов.
Ключевые слова: Инвестиции, инвестиционная привлекательность, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск, регион, проект.
Мурманская область расположена на Северо-Западе Европейской части России, на Кольском полуострове, омываемом водами Баренцева и Белого морей, обеспечивает открытый выход в Атлантику и через Северный морской путь - в Тихий океан. На западе регион граничит с Финляндской Республикой и, следовательно, с Европейским союзом, на северо-западе - с Королевством Норвегия.
Мурманская область входит в Северо-Западный федеральный округ и Арктическую зону Российской Федерации.
Площадь области составляет 144,9 тыс. кв. км (0,85 % площади России), численность населения на 1 января 2018 года - 753,6 тыс. чел. Мурманская область, как один из самых высокоурбанизированных регионов России, занимает 2 место по доле городского населения в общей численности населения.
Плотность населения региона является самой высокой среди субъектов Арктической зоны Российской Федерации и составляет 5,2 чел. на кв. км, что существенно ниже, чем в среднем по Российской Федерации (8,57). В Мурманской области проживают коренные малочисленные народы Севера, среди которых самые многочисленные - саамы (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года - 1,6 тыс. чел.). Местами традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в Мурманской области являются Ковдорский, Кольский, Ловозерский и Терский районы.
В состав области входят: 12 городских округов (город Мурманск - областной центр), 5 муниципальных районов, 23 поселения, из них 13 городских, 10 сельских. 5 городских округов имеют статус закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО Александровск, ЗАТО г. Североморск, ЗАТО г. Заозерск, ЗАТО г. Островной, ЗАТО п. Видяево).
В ЗАТО г. Североморск расположена главная база Объединённого стратегического командования «Северный флот» - военно-административной единицы Вооружённых сил Российской Федерации, предназначенной для комплексного обеспечения безопасности Арктической зоны Российской Федерации и единого управления военными силами и средствами в зоне от г. Мурманск до г. Анадырь [1].
Одним из ключевых факторов конкурентоспособности региона является его инвестиционная привлекательность. Привлечение инвестиции позволяет открывать новые предприятия и модернизировать существующие, внедрять новые технологии, обновлять основные фонды, укреплять систему экономических связей.
По данным XXIV ежегодного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов за 2019 год, подготовленного агентством RAEX (ООО «РАЭКС-Аналитика») по 85 регионам страны, Мурманская область относится к категории 3В1 то есть имеет пониженный инвестиционный потенциал (44 место) и умеренный инвестиционный риск (63 место). При определении ранга потенциала оценивается трудовой, потребительский, производственный, финансовый, институциональный, инновационный, инфраструктурный, природно-ресурсный и туристический потенциал. Так согласно рейтинга в Мурманской области наиболее высокий ранг у природно-ресурсного потенциала (191 место), а наиболее низкий ранг у трудового и инновационного потенциала (61 место из 85).
При определении ранга риска оценивается социальный, экономический, финансовый, криминальный, экологический, управленческий риски. В Мурманской области наиболее высокий ранг у управленческого риска (8 место), а наиболее низкий ранг у эконмического риска (83 место) и экологического риска (80 место) [2].
Инвестиции в основной капитал являются главной стимулирующей силой развития предприятий, а, следовательно, и экономики в целом. Данные средства направлены на расширение производства, обеспечение конкурентоспособности регионального продукта, улучшение его качества. В таблице 1 приведены данные Федеральной службы государственной статистики по этому показателю в Мурманской области [3].
Таблица 1.
Объем инвестиций в основной капитал по годам
Инвестиции в основной |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
млн. рублей |
100418,3 |
85494,6 |
113269,3 |
155744,2 |
171360,7 |
в проценте к ВРП |
25, |
19,8 |
25,6 |
32,3 |
- |
в процентах к предыдущему году |
101,8 |
77,1 |
130,9 |
127,7 |
101,4 |
Основные объёмы инвестиций в 2019 году были направлены на развитие следующих видов экономической деятельности:
– транспортировка и хранение – 25,6 %;
– обрабатывающие производства – 24,7%;
– добыча полезных ископаемых –21,6%.
Среди проблем, влияющих на инвестиционную привлекательность Мурманской области и социально-экономическое развитие региона, выделяются следующие:
1. Повышенные издержки ведения хозяйственной деятельности, обусловленные не только особыми условиями жизнедеятельности в Арктической зоне России, но и отсутствием в регионе сетевого природного газа. Природно-климатические особенности региона, гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера, а также мазутозависимость области влекут за собой также повышенные бюджетные расходы.
2. Ограниченность территории для развития морского порта Мурманск на восточном берегу Кольского залива (отсутствуют свободные от жилой застройки, городской инфраструктуры и производственных объектов территории, тяготеющие к судоходной части акватории порта), низкая пропускная способность железнодорожных и автодорожных подходов к морским портам Мурманск и Кандалакша.
3. Физический и моральный износ основных фондов базовых отраслей промышленного производства, в рыболовстве, сельском хозяйстве.
4. Истощение легкодоступной минерально-сырьевой базы по традиционным для области видам сырья (медно-никелевые, апатитовые и железные руды) и существенное снижение уровней и темпов ее воспроизводства.
5. Низкие темпы вовлечения в хозяйственный оборот месторождений
стратегических видов сырья, особенно редких и редкоземельных металлов.
6. Узкая специализация предприятий судоремонтного комплекса региона (в основном выполняются ремонт судов военно-морского флота и работы по утилизации судов и подводных лодок).
7. Недостаточные инновационная активность субъектов реального сектора и востребованность научных исследований и разработок, невысокий уровень коммерциализации инноваций.
8. Высокая стоимость кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего бизнеса.
9. Низкий уровень туристского сервиса и качества туристской инфраструктуры.
10. Сохраняющаяся естественная убыль и миграционный отток молодежи.
11. Несоответствие между спросом и предложением рабочей силы по профессионально-квалификационному составу и, как следствие, недостаток квалифицированных кадров. Острый дефицит медицинских кадров.
12. Несоответствие емкости социальной инфраструктуры демографическим процессам в регионе.
13. Значительный объем аварийного и подлежащего сносу жилого фонда5 , высокий износ инженерных сетей и объектов ЖКХ, конструктивных элементов в многоквартирных домах.
14. Несоответствующий потребностям жителей региона уровень комфортности городской среды.
15. Недостаточная развитость пассажирской инфраструктуры автомобильного, морского, железнодорожного и воздушного транспорта для обеспечения региональных перевозок. Существенная доля автомобильных дорог не соответствующих нормативным требованиям.
16. Сохраняющееся высокое антропогенное воздействие на экосистемы региона, обуславливающее ухудшение качества окружающей среды и рост объемов размещения отходов. Требующая первоочередных мер реагирования проблема накопленного экологического ущерба [1].
В настоящее время особое внимание уделяется механизму привлечения потенциальных инвесторов для сотрудничества и реализации региональных проектов. Инвесторам предоставляется широкий спектр преференций, которые проявляются в предоставлении налоговых льгот, заключении специальных инвестиционных контрактов, выделении земельных участков на особых условиях.
Также активно развивается система индивидуального взаимодействия с инвесторами. Для этих целей было создано АО «Корпорация развития Мурманской области», которая содействует росту предпринимательской и инвестиционной активности в регионе. В частности, данная Корпорация осуществляет сопровождение инвестиционных проектов на всех стадиях его реализации по принципу «одного окна». Эта комплексная мера поддержки бизнеса, объединяющая первичную консультацию о возможностях и перспективах проекта, подготовку необходимого пакета документов, обеспечение сотрудничества с органами государственной и муниципальной власти. Также данное Корпорация оказывает образовательные, консалтинговые услуги, информационную поддержку бизнеса.
Важную роль во взаимодействии между инвесторами и правительством региона играет Инвестиционный портал Мурманской области. На данном портале представлена актуальная информация о регионе, его инфраструктуре, имеющихся природных ресурсах. Также проведён анализ текущего состояния отдельных отраслей экономики и функционирующих предприятий. На данном портале потенциальные инвесторы и предприниматели могут узнать не только о возможностях региона в целом, но и о преимуществах отдельных муниципальных образований области.
Данная площадка представляет собой место соприкосновения интересов инвесторов и создателей бизнес-идей. Сегодня на портале представлено порядка множество проектов, каждый из которых требует определённых вложений. Эти проекты могут быть реализованы в ближайшее время благодаря средствам инвесторов, которым будут интересны данные предложения.
Также у предпринимателей с помощью этого портала есть возможность сообщить об административных барьерах, которые сдерживают развитие бизнеса. Портал является своеобразным инструментом обратной связи, благодаря которому власти региона могут оперативно реагировать на возникающие проблемы и эффективно выстраивать политику их решения [4].