Статья:

Оценка инвестиционной привлекательности Мурманской области

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Корельский А.Е. Оценка инвестиционной привлекательности Мурманской области // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 1(137). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/137/84608 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценка инвестиционной привлекательности Мурманской области

Корельский Антон Евгеньевич
студент высшей школы экономики, управления и права Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова РФ, г. Архангельск
Тутыгин Андрей Геннадьевич
научный руководитель,

 

Аннотация. Проведен анализ статистических данных такого показателя как объем инвестиций в основной капитал Мурманской области, проанализирован уровень инвестиционной привлекательности на основе рейтинга инвестиционной привлекательности регионов за 2019 год, подготовленного агентством RAEX (ООО «РАЭКС-Аналитика»). Выделены проблемы, влияющие на инвестиционную привлекательность Мурманской области. Рассмотрены механизмы привлечения потенциальных инвесторов для сотрудничества и реализации региональных проектов.

 

Ключевые слова: Инвестиции, инвестиционная привлекательность, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск, регион, проект.

 

Мурманская область расположена на Северо-Западе Европейской части России, на Кольском полуострове, омываемом водами Баренцева и Белого морей, обеспечивает открытый выход в Атлантику и через Северный морской путь - в Тихий океан. На западе регион граничит с Финляндской Республикой и, следовательно, с Европейским союзом, на северо-западе - с Королевством Норвегия.

Мурманская область входит в Северо-Западный федеральный округ и Арктическую зону Российской Федерации.

Площадь области составляет 144,9 тыс. кв. км (0,85 % площади России), численность населения на 1 января 2018 года - 753,6 тыс. чел. Мурманская область, как один из самых высокоурбанизированных регионов России, занимает 2 место по доле городского населения в общей численности населения.

Плотность населения региона является самой высокой среди субъектов Арктической зоны Российской Федерации и составляет 5,2 чел. на кв. км, что существенно ниже, чем в среднем по Российской Федерации (8,57). В Мурманской области проживают коренные малочисленные народы Севера, среди которых самые многочисленные - саамы (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года - 1,6 тыс. чел.). Местами традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в Мурманской области являются Ковдорский, Кольский, Ловозерский и Терский районы.

В состав области входят: 12 городских округов (город Мурманск - областной центр), 5 муниципальных районов, 23 поселения, из них 13 городских, 10 сельских. 5 городских округов имеют статус закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО Александровск, ЗАТО г. Североморск, ЗАТО г. Заозерск, ЗАТО г. Островной, ЗАТО п. Видяево).

В ЗАТО г. Североморск расположена главная база Объединённого стратегического командования «Северный флот» - военно-административной единицы Вооружённых сил Российской Федерации, предназначенной для комплексного обеспечения безопасности Арктической зоны Российской Федерации и единого управления военными силами и средствами в зоне от г. Мурманск до г. Анадырь [1].

Одним из ключевых факторов конкурентоспособности региона является его инвестиционная привлекательность. Привлечение инвестиции позволяет открывать новые предприятия и модернизировать существующие, внедрять новые технологии, обновлять основные фонды, укреплять систему экономических связей.

По данным XXIV ежегодного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов за 2019 год, подготовленного агентством RAEX (ООО «РАЭКС-Аналитика») по 85 регионам страны, Мурманская область относится к категории 3В1 то есть имеет пониженный инвестиционный потенциал (44 место) и умеренный инвестиционный риск (63 место). При определении ранга потенциала оценивается трудовой, потребительский, производственный, финансовый, институциональный, инновационный, инфраструктурный, природно-ресурсный и туристический потенциал. Так согласно рейтинга в Мурманской области наиболее высокий ранг у природно-ресурсного потенциала (191 место), а наиболее низкий ранг у трудового и инновационного потенциала (61 место из 85).

При определении ранга риска оценивается социальный, экономический, финансовый, криминальный, экологический, управленческий риски. В Мурманской области наиболее высокий ранг у управленческого риска (8 место), а наиболее низкий ранг у эконмического риска (83 место) и экологического риска (80 место) [2].

Инвестиции в основной капитал являются главной стимулирующей силой развития предприятий, а, следовательно, и экономики в целом. Данные средства направлены на расширение производства, обеспечение конкурентоспособности регионального продукта, улучшение его качества. В таблице 1 приведены данные Федеральной службы государственной статистики по этому показателю в Мурманской области [3].

Таблица 1.

Объем инвестиций в основной капитал по годам

Инвестиции в основной
капитал

2015

2016

2017

2018

2019

млн. рублей

100418,3

85494,6

113269,3

155744,2

171360,7

в проценте к ВРП

25,

19,8

25,6

32,3

-

в процентах к предыдущему году

101,8

77,1

130,9

127,7

101,4

 

Основные объёмы инвестиций в 2019 году были направлены на развитие следующих видов экономической деятельности:

– транспортировка и хранение – 25,6 %;

– обрабатывающие производства – 24,7%;

– добыча полезных ископаемых –21,6%.

Среди проблем, влияющих на инвестиционную привлекательность Мурманской области и социально-экономическое развитие региона, выделяются следующие:

1. Повышенные издержки ведения хозяйственной деятельности, обусловленные не только особыми условиями жизнедеятельности в Арктической зоне России, но и отсутствием в регионе сетевого природного газа. Природно-климатические особенности региона, гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера, а также мазутозависимость области влекут за собой также повышенные бюджетные расходы.

2. Ограниченность территории для развития морского порта Мурманск на восточном берегу Кольского залива (отсутствуют свободные от жилой застройки, городской инфраструктуры и производственных объектов территории, тяготеющие к судоходной части акватории порта), низкая пропускная способность железнодорожных и автодорожных подходов к морским портам Мурманск и Кандалакша.

3. Физический и моральный износ основных фондов базовых отраслей промышленного производства, в рыболовстве, сельском хозяйстве.

4. Истощение легкодоступной минерально-сырьевой базы по традиционным для области видам сырья (медно-никелевые, апатитовые и железные руды) и существенное снижение уровней и темпов ее воспроизводства.

5. Низкие темпы вовлечения в хозяйственный оборот месторождений

стратегических видов сырья, особенно редких и редкоземельных металлов.

6. Узкая специализация предприятий судоремонтного комплекса региона (в основном выполняются ремонт судов военно-морского флота и работы по утилизации судов и подводных лодок).

7. Недостаточные инновационная активность субъектов реального сектора и востребованность научных исследований и разработок, невысокий уровень коммерциализации инноваций.

8. Высокая стоимость кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего бизнеса.

9. Низкий уровень туристского сервиса и качества туристской инфраструктуры.

10. Сохраняющаяся естественная убыль и миграционный отток молодежи.

11. Несоответствие между спросом и предложением рабочей силы по профессионально-квалификационному составу и, как следствие, недостаток квалифицированных кадров. Острый дефицит медицинских кадров.

12. Несоответствие емкости социальной инфраструктуры демографическим процессам в регионе.

13. Значительный объем аварийного и подлежащего сносу жилого фонда5 , высокий износ инженерных сетей и объектов ЖКХ, конструктивных элементов в многоквартирных домах.

14. Несоответствующий потребностям жителей региона уровень комфортности городской среды.

15. Недостаточная развитость пассажирской инфраструктуры автомобильного, морского, железнодорожного и воздушного транспорта для обеспечения региональных перевозок. Существенная доля автомобильных дорог не соответствующих нормативным требованиям.

16. Сохраняющееся высокое антропогенное воздействие на экосистемы региона, обуславливающее ухудшение качества окружающей среды и рост объемов размещения отходов. Требующая первоочередных мер реагирования проблема накопленного экологического ущерба [1].

В настоящее время особое внимание уделяется механизму привлечения потенциальных инвесторов для сотрудничества и реализации региональных проектов. Инвесторам предоставляется широкий спектр преференций, которые проявляются в предоставлении налоговых льгот, заключении специальных инвестиционных контрактов, выделении земельных участков на особых условиях.

Также активно развивается система индивидуального взаимодействия с инвесторами. Для этих целей было создано АО «Корпорация развития Мурманской области», которая содействует росту предпринимательской и инвестиционной активности в регионе. В частности, данная Корпорация осуществляет сопровождение инвестиционных проектов на всех стадиях его реализации по принципу «одного окна». Эта комплексная мера поддержки бизнеса, объединяющая первичную консультацию о возможностях и перспективах проекта, подготовку необходимого пакета документов, обеспечение сотрудничества с органами государственной и муниципальной власти. Также данное Корпорация оказывает образовательные, консалтинговые услуги, информационную поддержку бизнеса.

Важную роль во взаимодействии между инвесторами и правительством региона играет Инвестиционный портал Мурманской области. На данном портале представлена актуальная информация о регионе, его инфраструктуре, имеющихся природных ресурсах. Также проведён анализ текущего состояния отдельных отраслей экономики и функционирующих предприятий. На данном портале потенциальные инвесторы и предприниматели могут узнать не только о возможностях региона в целом, но и о преимуществах отдельных муниципальных образований области.

Данная площадка представляет собой место соприкосновения интересов инвесторов и создателей бизнес-идей. Сегодня на портале представлено порядка множество проектов, каждый из которых требует определённых вложений. Эти проекты могут быть реализованы в ближайшее время благодаря средствам инвесторов, которым будут интересны данные предложения.

Также у предпринимателей с помощью этого портала есть возможность сообщить об административных барьерах, которые сдерживают развитие бизнеса. Портал является своеобразным инструментом обратной связи, благодаря которому власти региона могут оперативно реагировать на возникающие проблемы и эффективно выстраивать политику их решения [4].

 

Список литературы:
1. Проект стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года [Электронный ресурс]: // Официальный сайт Минэкономразвития России. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/2d73ae0995822a891524f19779bc6499/strategm.pdf / свободный (дата обращения : 07.01.2021). – Загл. с экрана.
2. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов – 2019: результаты и основные выводы [Электронный ресурс]/ «ООО «РАЭКС-Аналитика». – Режим доступа: https://raex-a.ru/files/REG_2019_Analytica_Block_Web.pdf (Дата обращения 28.12.2020) 
3. Мурманская область статистический ежегодник, 2020 [Электронный ресурс]/ Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. – Режим доступа: https://murmanskstat.gks.ru/storage/mediabank/wjI9AbC3/01003_2020.pdf#page=104 (Дата обращения 28.12.2020) 
4. Инвестиционный портал мурманской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://invest.nashsever51.ru/ (Дата обращения 07.01.2021)