Бухгалтерский экологический учёт на предприятиях
Секция: Экономика
XIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Бухгалтерский экологический учёт на предприятиях
Аннотация. Современное состояние учета природоохранных мероприятий, новые экологические и экономические требования производства в условиях коммерциализации в период перехода на рыночные и бухгалтерские реформы ставят актуальные задачи перед всей наукой и бухгалтерским учетом. Одной из проблем эколого-экономических отношений в свете концепции устойчивого развития является разработка и совершенствование направлений анализа и принципы учета экологических мер, в том числе финансового и управленческого учета, а также анализ экологических показателей.
Цель является – изучить процесс осуществления экологического учета и отчетности на предприятиях. Задачами являются следующее: анализ системы бухгалтерского учета для экологического учета и отчетности на предприятиях; определить теоретико-методологические особенности учета и анализа экологической деятельности предприятий; рассмотреть основные объекты и задачи учета экологической деятельности предприятий.
Ключевые слова: Бухгалтерский учет, финансовый учет, экологический учёт, предприятие, рыночная экономика, хозяйственная деятельность, производство
К природоохранным мероприятиям относят все типы хозяйственной деятельности предприятий, которые направлены на уменьшение и ликвидацию негативного воздействия на окружающую среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природных ресурсов страны.
В конце 20 века приняли закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Когда его приняли, состоялся совершенно новый этап в развитии механизма природопользования, характеризованный как период преимущественного применения экономических и рыночных методов. Принятие закона способствовало формированию и укреплению экологического правопорядка, и обеспечению экологической безопасности на территории страны. Хозяйственная и управленческая деятельности, оказывает негативное воздействие на состояние окружающей природной среды, руководствуется основными принципами, такими как: приоритет охраны труда и жизни, здоровья каждого человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованное сочетание экономико-экологических интересов граждан, обеспечивающее действительные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рациональное использование природных ресурсов и недр земли с учетом всех законов природы, необходимость возрождения природных ресурсов и непозволение необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; соблюдение порядков природоохранительного законодательства, просечение ответственности за их нарушения и т.д.
Закон определил объекты охраны окружающей природной среды, к которым отнесены естественные экологические системы, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты, озоновый слой атмосферы, земля, её недра, поверхностные и подземные воды. Были разграничены вопросы, которые входят в компетенцию разных систем органов местного самоуправления и государственной власти. В законодательном порядке устанавливается право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. В разделе 3 Закона определяются экономико-математические механизмы охраны окружающей среды и сформулированы перечни задач, где действие направлено на следующие механизмы: проектирование и оплата природоохранительных мероприятий; формирование границ пользования природными ресурсами, лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение и хранение отходов; осуществление и установка нормативной платы и размер оплаты и др. платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, и размещение и хранение отходов и др. [1, стр.55].
Проектирование мероприятий по охране природопользования и окружающей природной среды проводится по программам, прогнозам социального и экономического развитий на базе государственно-экологической программы. В порядке законодательства устанавливается международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды, которое предполагает полную гарантию свободного и безграничного обмена научно-экологическими и техническими сведениями, оказание помощи в ЧС, установление надзора и контроля за состоянием и всеми изменениями параметров окружающей природной среды и ресурсов на всемирном уровне.
Обработка и представление информации о сохранении требует использования разумной классификации затрат и расходов на эту деятельность. Действительно, что не может быть единой классификации экологических издержек, поскольку эта сведения обрабатываются в разных учетных системах – в управленческом, статистическом, налоговом, оперативном и бухгалтерском финансовом учетах.
Расходы и затраты на природоохранные мероприятия – неотъемлемая часть расходов и затрат организации, предприятия при условиях, что они приводят к снижению экономических выгод. Отсутствие едино-принятого стандарта для представления сведений о природоохранной деятельности принуждает предприятия самостоятельно останавливать свой выбор на направления и детали данной информации. Часто за основу для классификации анализируемых расходов и затрат в бухгалтерском финансовом учете предприятия применяют классификации, которые разработаны в структуре учета статистики.
Разделяются затраты и издержки по охране окружающей среды на капитальные и текущие. Текущие затраты ориентируются платежами за загрязнение окружающей природной среды и видами воздействия; платежами по договорам обязательного и добровольного экологического страхования. Текущие затраты связаны с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, с расходами по захоронению экологически особо опасных отходов, с затратами по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение особо опасных отходов, с расходы на чистку сточных вод предприятия. Капитальные затраты характеризуются платой за экоэкспертизу, затратами на реконструкцию приобретение, строительство и модернизацию экообъектов.
Как показывает практика, отсутствие специального стандарта учета затрат на природоохранные мероприятия не является препятствием для отчетности в этом направлении. Кроме того, стандарты любой страны говорят о возможности предоставления дополнительной информации вместе с финансовой отчетностью. По мнению российских экспертов в области бухгалтерского учета и аудита, целесообразно составить и представить отчет о мерах по охране окружающей среды в тех секторах экономики, где фактор защиты окружающей среды является существенным.
Если организация нуждается в отдельном учете затрат на охрану окружающей среды, результатом является подготовка и утверждение локальных документов предприятия, называемые внутренние стандарты бухгалтерского финансового учета предприятия. Для основания правильных, верных и своевременных сведений о затратах и расходах на природоохранные мероприятия организациям необходимо найти решение по следующим вопросам: организация аналитического учета расходов на охрану окружающей среды; создание системы резервирования расходов на охрану природы; разработка типов форм внутренней и внешней отчетности о расходах на природоохранные мероприятия. Решение должно быть утверждено элементами политики учета организации. Отраслевые рекомендации и направления, которые разработаны некоммерческими профбухгалтерскими организациями, могут выполнить основу качества для внутренних стандартов предприятия [2, стр.17].
Процесс производства и жизнь людей связаны с образованием опасных препаратов и отходов, попадающие в рядом находящуюся вокруг человека окружающую природную среду. По причине сего качества окружающей среды меняются, собственно, что может привести к изменению критериев жизнедеятельности человека с одной стороны, и с иной стороны — сокращаются производственные способности. В следствие этого природоохранная работа — это важное условие производственной работы организации, где цель — гарантия охраны, находящейся вокруг среды от неблагоприятного воздействия работы человека, а еще поддержание, восстановление и совершенствование ее свойств и защита людей от неблагоприятного влияния данной работы.
Нормативы максимально разрешенных выбросов и сбросов согласовываются уполномоченными на то муниципальными органами в области охраны природной среды. В согласовании с Налоговым кодексом Российской Федерации контроль и надзор за корректностью и своевременностью исчисления и оплаты налогов исполняется налоговыми органами. Организациям и предприятиям в обязательном порядке нужно получить разрешение на сброс, выброс веществ, загрязняющих окружающую природную среду, а также на размещение и хранение отходов.