Статья:

Бухгалтерский экологический учёт на предприятиях

Конференция: XIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Бахтеева В.С. Бухгалтерский экологический учёт на предприятиях // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/2(13).pdf (дата обращения: 13.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 11 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Бухгалтерский экологический учёт на предприятиях

Бахтеева Валерия Станиславовна
магистрант УлГТУ, РФ, г. Ульяновск
Лопастейская Людмила Геннадьевна
научный руководитель, канд. эконом. наук, доцент УлГТУ, РФ, г. Ульяновск

 

Аннотация. Современное состояние учета природоохранных мероприятий, новые экологические и экономические требования производства в условиях коммерциализации в период перехода на рыночные и бухгалтерские реформы ставят актуальные задачи перед всей наукой и бухгалтерским учетом. Одной из проблем эколого-экономических отношений в свете концепции устойчивого развития является разработка и совершенствование направлений анализа и принципы учета экологических мер, в том числе финансового и управленческого учета, а также анализ экологических показателей.

Цель является – изучить процесс осуществления экологического учета и отчетности на предприятиях. Задачами являются следующее: анализ системы бухгалтерского учета для экологического учета и отчетности на предприятиях; определить теоретико-методологические особенности учета и анализа экологической деятельности предприятий; рассмотреть основные объекты и задачи учета экологической деятельности предприятий.

Ключевые слова: Бухгалтерский учет, финансовый учет, экологический учёт, предприятие, рыночная экономика, хозяйственная деятельность, производство

 

К природоохранным мероприятиям относят все типы хозяйственной деятельности предприятий, которые направлены на уменьшение и ликвидацию негативного воздействия на окружающую среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природных ресурсов страны.

В конце 20 века приняли закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Когда его приняли, состоялся совершенно новый этап в развитии механизма природопользования, характеризованный как период преимущественного применения экономических и рыночных методов. Принятие закона способствовало формированию и укреплению экологического правопорядка, и обеспечению экологической безопасности на территории страны. Хозяйственная и управленческая деятельности, оказывает негативное воздействие на состояние окружающей природной среды, руководствуется основными принципами, такими как: приоритет охраны труда и жизни, здоровья каждого человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованное сочетание экономико-экологических интересов граждан, обеспечивающее действительные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рациональное использование природных ресурсов и недр земли с учетом всех законов природы, необходимость возрождения природных ресурсов и непозволение необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; соблюдение порядков природоохранительного законодательства, просечение ответственности за их нарушения и т.д.

Закон определил объекты охраны окружающей природной среды, к которым отнесены естественные экологические системы, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты, озоновый слой атмосферы, земля, её недра, поверхностные и подземные воды. Были разграничены вопросы, которые входят в компетенцию разных систем органов местного самоуправления и государственной власти. В законодательном порядке устанавливается право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. В разделе 3 Закона определяются экономико-математические механизмы охраны окружающей среды и сформулированы перечни задач, где действие направлено на следующие механизмы: проектирование и оплата природоохранительных мероприятий; формирование границ пользования природными ресурсами, лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение и хранение отходов; осуществление и установка нормативной платы и размер оплаты и др. платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, и размещение и хранение отходов и др. [1, стр.55].

Проектирование мероприятий по охране природопользования и окружающей природной среды проводится по программам, прогнозам социального и экономического развитий на базе государственно-экологической программы. В порядке законодательства устанавливается международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды, которое предполагает полную гарантию свободного и безграничного обмена научно-экологическими и техническими сведениями, оказание помощи в ЧС, установление надзора и контроля за состоянием и всеми изменениями параметров окружающей природной среды и ресурсов на всемирном уровне.

Обработка и представление информации о сохранении требует использования разумной классификации затрат и расходов на эту деятельность. Действительно, что не может быть единой классификации экологических издержек, поскольку эта сведения обрабатываются в разных учетных системах – в управленческом, статистическом, налоговом, оперативном и бухгалтерском финансовом учетах.

Расходы и затраты на природоохранные мероприятия – неотъемлемая часть расходов и затрат организации, предприятия при условиях, что они приводят к снижению экономических выгод. Отсутствие едино-принятого стандарта для представления сведений о природоохранной деятельности принуждает предприятия самостоятельно останавливать свой выбор на направления и детали данной информации. Часто за основу для классификации анализируемых расходов и затрат в бухгалтерском финансовом учете предприятия применяют классификации, которые разработаны в структуре учета статистики.

Разделяются затраты и издержки по охране окружающей среды на капитальные и текущие. Текущие затраты ориентируются платежами за загрязнение окружающей природной среды и видами воздействия; платежами по договорам обязательного и добровольного экологического страхования. Текущие затраты связаны с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, с расходами по захоронению экологически особо опасных отходов, с затратами по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение особо опасных отходов, с расходы на чистку сточных вод предприятия. Капитальные затраты характеризуются платой за экоэкспертизу, затратами на реконструкцию приобретение, строительство и модернизацию экообъектов.

Как показывает практика, отсутствие специального стандарта учета затрат на природоохранные мероприятия не является препятствием для отчетности в этом направлении. Кроме того, стандарты любой страны говорят о возможности предоставления дополнительной информации вместе с финансовой отчетностью. По мнению российских экспертов в области бухгалтерского учета и аудита, целесообразно составить и представить отчет о мерах по охране окружающей среды в тех секторах экономики, где фактор защиты окружающей среды является существенным.

Если организация нуждается в отдельном учете затрат на охрану окружающей среды, результатом является подготовка и утверждение локальных документов предприятия, называемые внутренние стандарты бухгалтерского финансового учета предприятия. Для основания правильных, верных и своевременных сведений о затратах и расходах на природоохранные мероприятия организациям необходимо найти решение по следующим вопросам: организация аналитического учета расходов на охрану окружающей среды; создание системы резервирования расходов на охрану природы; разработка типов форм внутренней и внешней отчетности о расходах на природоохранные мероприятия. Решение должно быть утверждено элементами политики учета организации. Отраслевые рекомендации и направления, которые разработаны некоммерческими профбухгалтерскими организациями, могут выполнить основу качества для внутренних стандартов предприятия [2, стр.17].

Процесс производства и жизнь людей связаны с образованием опасных препаратов и отходов, попадающие в рядом находящуюся вокруг человека окружающую природную среду. По причине сего качества окружающей среды меняются, собственно, что может привести к изменению критериев жизнедеятельности человека с одной стороны, и с иной стороны — сокращаются производственные способности. В следствие этого природоохранная работа — это важное условие производственной работы организации, где цель — гарантия охраны, находящейся вокруг среды от неблагоприятного воздействия работы человека, а еще поддержание, восстановление и совершенствование ее свойств и защита людей от неблагоприятного влияния данной работы.

Нормативы максимально разрешенных выбросов и сбросов согласовываются уполномоченными на то муниципальными органами в области охраны природной среды. В согласовании с Налоговым кодексом Российской Федерации контроль и надзор за корректностью и своевременностью исчисления и оплаты налогов исполняется налоговыми органами. Организациям и предприятиям в обязательном порядке нужно получить разрешение на сброс, выброс веществ, загрязняющих окружающую природную среду, а также на размещение и хранение отходов.

 

Список литературы:
1. Доманин А.Б. Экономика и рациональное природопользование на рубеже веков // 2014. –  № 3. – С.54-58.
2. Соколова М.П. Бухгалтерский учет природоохранных мероприятий // Бухгалтерский учет. 2017. –  № 16. – С.17-19.