Теоретические аспекты исследования продовольственной безопасности в России
Конференция: LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Теоретические аспекты исследования продовольственной безопасности в России
Theoretical aspects of the study of food security in Russia
V. S. Shalaev
master student, East – Siberian state University of technology and management, Russia, Ulan-Ude
B. B. Tsydypova
master student, East – Siberian state University of technology and management, Russia, Ulan-Ude
Аннотация. В данной статье были рассмотрены основные аспекты термина продовольственной безопасности, его систему показателей и международный опыт.
Abstract This article examined the main aspects of the term food security, its system of indicators and international experience.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, национальная безопасность, продовольствие.
Keywords: food security, national security, food.
В экономической литературе понятие продовольственной безопасности впервые было использовано на международном уровне после так называемого «зернового кризиса». Впоследствии под глобальной продовольственной безопасностью понимается состояние поддержания стабильности на продовольственных рынках, с доступом к основным продуктам питания для всего мира вне зависимости от развития самого государства. Также, на тот момент не было устойчивого научного прихода к определению продовольственной безопасности как обособленной категории.
По мнению Балабанова В.С., для должного обеспечения продовольственной безопасности необходимо формирование устойчивого развития организации продовольственного производства. В свою очередь, ряд учёных, включая Алтухова А.И, Гордеева А.И. и др. заостряют внимание на способности обеспечения жизнедеятельности населения, с помощью поставок продуктов собственного производства, независимо от стабильности внешнего обеспечения.
Резолюция ООН признала ключевые меры по обеспечению продовольственной безопасности: на национальном уровне наращивать уровень запасов продовольствия; мониторинг всего объема пищевых припасов и досрочное предупреждение при нехватке; помощь продуктами тем странам, которые переживают не самые лучшие времена, участие стран второго мира в глобальной торговле сельскохозяйственной продукцией и продуктами питания. Комбинация импорта и поддержки из стран развитых рассматривалась как универсальный инструмент решения продовольственной парадигмы большинства стран с отсутствием продовольственной безопасности. Таких стран много на африканских континентах, в Азии и других регионах мира.
В контексте новейшего рассмотрения продовольственной дилеммы особый интерес выделяется проектам безопасности продовольствия и оснащения продуктами в государствах и регионах. Программы обеспечивают стабильность местного производства и импорта продовольственных запасов, а ещё конструирование государственных продовольственных запасов для улучшения стабильности закономерности спроса и уровня цен.
В конце прошлого столетия эксперты пришли к выводу, что в жизни ныне живущего поколения проблема продовольствия может трансформироваться в масштабный всемирный кризис. По статистике Всемирной конференции по питанию в Риме в 1996 году, лишь в странах, подвергнутых развитию, 840 миллионов людей мучаются от хронического голода. Кроме того, половина продовольственного запаса на Земле употребляется странами с лучшим развитием, на которые приходится только 1/5 часть населения мира. Но даже их состояние нельзя назвать константным, так как большая часть нашей планеты просто-напросто являются жертвами голода.
Исследование национальной политики за предыдущие 10 лет демонстрирует, что стратегические задачи значительной части стран с развивающейся экономикой значительно изменились. Переориентировка политики запасов вызывает внушительную структурную эволюцию в экономике. В то же время ключевыми задачами являются мотивация экономического прогресса на более стабильной основе, формирование открытой и компетентной экономики, усиление внимания правительства к сельскохозяйственному сегменту и проведение приятной макроэкономической и торговли.
Всё вышесказанное относится к выработанному порядку мероприятий по сохранению стабильности безопасности продовольственных запасов. Это соответствует принятому международному плану действий по безопасности пищевых продуктов. Он рассматривает формирование межнациональных запасов сельскохозяйственного зерна и упорядочивание норм для сохранения и конфискации государственных резервов на уровне с обязательствами перед другими странами. Это также предусматривает помощь государствам, испытывающим нехватку продовольствия, свершением их потребностей и осуществление конкретных мер для оказания помощи развивающимся странам в разработке их собственных систем продовольственной безопасности.
Значительность вопроса сохранности пищевых продуктов требует от многих правительств, от стран "первого мира" и менее развитых государств, следовать конкретной политике в этом течении и принять характерные законодательные меры. Конечно, суть указанного направления политики и мер по обеспечению продовольственной безопасности само по себе значительно варьируется в зависимости от национальных условий.
Другая обстановка в европейских странах - государствах-членах Евросоюза. Функции обеспечения продовольственной безопасности во внешней торговле и тактической сфере доложены субъектам Евросоюза, ответственным за перенос припасов, паритет внешней торговли и всеобщая поддержка производства продуктов питания.
Рекомендуется использовать эту систему показателей для оценки безопасности пищевых продуктов:
В сфере расходования:
- резервы, доступные домохозяйствам по группам людей;
- формирование достатка помещений для легкого сбыта пищевых запасов;
- употребление продуктов питания;
- объемность создания поддержки людям;
- количество калорий на одного человека в сутки;
- жировое, белковое, углеводное потребление в день;
- показатель цен на потребление.
В производственной и компетентной сфере;
- производственный объём мясной продукции, запасов сырья и продуктов питания;
- импорт мясной продукции, запасов сырья и продуктов питания;
- национальная помощь малых предпринимателей и фермеров;
- полезность производства с/х продукции на выделенных земельных площадях;
- сама реализация всех созданных припасов питания в точках сбыта, расположенных по территории.
В сфере менеджмента:
- организация фонда запасов продуктов питания, согласно нормативным актам государства.
После распада СССР поменялось географическое расположение страны и политика в ней, всё это ослабило продовольственный суверенитет государства. Так, после обвала экономики одной страны, и воссоздание новой, дало ход импортозамещению, что привело за собой сбой в создании и организации сельскохозяйственной промышленности.
Страны, поставляющие экспортный продукт начали вести жёсткую политику захвата рынка России, путём демпинга, то есть толкая свой продукт на территории другой территории, походу становясь компетентной на том рынке, с помощью всяческих акций, субсидий, сформированных на путях экспортирования, а также покупки всех ресурсов, созданных СССР, по низким ценам. За рубежом многим одобряли кредиты на бизнес, в свою очередь, нашим землякам было невыгодно и слишком рискованно бросаться в долги, дабы создать своё аграрное производство.
Всё это привело к завалу дешёвого и некачественного продукта на полки ларьков по всей стране. Конечно же, их цена была не сопоставима с нашими, так как их издержки были значительно меньше.
При такой политике захвата другого рынка, главной особенностью является конъюнктурное маневрирование, что представляет собой такой захват, при котором, в начале, зарубежный товар начинает разлетаться по всей территории, захватывая рынки и делая себе качественную репутацию. А затем после вытеснения отечественного товара, даётся ход подтягиванию цены до настоящей стоимости товаров.