Статья:

Анализ особенностей современных автомобильных охранных систем

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Саясатов Е.Т. Анализ особенностей современных автомобильных охранных систем // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 2(138). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/138/85146 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ особенностей современных автомобильных охранных систем

Саясатов Ерасыл Талгатович
магистрант Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, Казахстан, г. Нур-Султан
Баегизова Айгулим Сейсенбековна
научный руководитель, канд. физ.-мат. наук, и.о. доцента кафедры «Радиотехника, электроника и телекоммуникации», физико-технического факультета ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, Казахстан, г. Нур-Султан

 

Аннотация. В статье предоставлен анализ особенностей современных автомобильных охранных систем.

 

Ключевые слова: охрана, бортовая система, радиоканал, GSM-сеть.

 

Охранная система - представляет собой совокупность совместно действующих технических средств для обнаружения признаков появления несанкционированного проникновения на защищаемый объект, передачи, сбора, обработки и представления информации в заданном виде заинтересованным лицам. Термин является обобщающим для нескольких типов систем. Основное назначение - предупредить, по возможности предотвратить или способствовать предотвращению ситуаций, в которых будет нанесён вред людям или материальным ценностям, связанных прежде всего с действиями других лиц.

Бортовая радиоохранная система – это автоматизированный комплекс для охраны, устанавливаемый на борту транспортных средств или различных подвижных объектов с целью предупредить, по возможности предотвратить или способствовать предотвращению ситуаций, в которых будет реализован угон или кража защищаемого объекта, посредством использования радиоканала для передачи данных от объекта. Так современная бортовая радиоохранная система автомобиля (РОСА) должна осуществлять контроль состояния замков дверей, капота, багажника, состояние стеклоподъёмников, охрану зон расположения узлов управления, контролировать работоспособность функциональных блоков, обеспечивать охрану периметра вокруг автомобиля.

Имеется достаточно широкий спектр готовых решений РОСА. Среди них можно выделить три основных класса устройств. Это автономные маяки или блоки-закладки; системы с односторонней или двусторонней связью с владельцем МО за счет использования радиоканала; системы с использованием глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) и сетей сотовой связи. Кратко рассмотрим особенности и реализации каждого из классов данных систем.

Автономные маяки или блоки-закладки часто используются совместно с другими РОСА. Их основное назначение – поиск автомобиля после угона или кражи, когда основная РОСА была обнаружена и демонтирована (выведена из строя) злоумышленником, то есть перестала выполнять свои охранные функции. В состав автономных систем входит батарея для обеспечения функционирования маяка, что позволяет устанавливать его практически в любом месте автомобиля, без подключения к штатной системе питания - это затрудняет обнаружение такого устройства злоумышленниками. При соответствующем климатическом исполнении данные устройства могут быть успешно использованы для охраны полуприцепов или на водном транспорте, так как данные средства являются сезонными и часто остаются надолго без контроля владельца. Отметим, что в случае угона автомобиля и помещения его в металлический гараж, использование таких систем «блокируется» – за счет экранирования электромагнитного излучения.

Системы, использующие радиоканал для связи с владельцем автомобиля (Рисунок 1), можно разделить на две категории – с односторонней связью (только оповещение) и двухсторонней связью.

 

Рисунок 1. Схема РОСА с использованием радиоканала

 

Системы с односторонней связью в силу их простоты имеют ряд недостатков. Основной и самый существенный из них – это ограниченный радиус действия системы оповещения о срабатывании сигнализации автомобиля, которое осуществляется с помощью звуковых и световых сигналов. Кроме того, применение одностороннего канала связи не даёт возможности запросить текущее состояние системы (охраняемого объекта) на удалении от автотранспортного средства.

Этот недостаток был устранен применением в РОСА двухстороннего канала связи (Рисунок 2), при которой между брелоком владельца и бортовым модулем происходит радиообмен в общедоступном диапазоне частот. Поэтому владелец может постоянно видеть (отслеживать) в каком состоянии находится система. Практически все современные РОСА используют диалоговый код, что защищает передаваемый между брелоком и бортовым модулем сигнал от перехвата. Указанные системы защиты являются решениями нижнего и среднего ценового уровня.

 

Список литературы:
1. Божков, А.Н. Структурный синтез на элементах с ограниченной сочетаемостью / А.Н. Божко, А.Ч. Толпаров // Наука и образование. – МГТУ. им. Баумана. – №5. - 2004. 
2. Колганов, А.А. Инженерная методика проектирования автомобильных радиоохранных систем / А.А. Колганов // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2015. - № 3 (31). С. 186-202. 
3. Магауенов Р. Системы охранной сигнализации. Основы теории и принципы построения / Р. Магауенов. - М.: Горячая линия - Телеком, 2004.