Статья:

АВТОМАТИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТУШЕНИЕМ ПОЖАРА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Зарипова З.А., Аксенов С.Г. АВТОМАТИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТУШЕНИЕМ ПОЖАРА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 14(193). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/193/108677 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АВТОМАТИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТУШЕНИЕМ ПОЖАРА

Зарипова Зарина Айдаровна
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Особого внимания требует вопрос автоматизации информационной поддержки принятия решений при тушении пожаров. Во многом это связано с тем, что проблемы формализации процессов управленческих решений и их информационное обеспечение обладают большей сложностью по сравнению с решением учетно-статистических задач.

Основной задачей автоматизации управления является повышение уровня управленческой деятельности силами и средствами на пожаре в соответствии с требованиями эффективности, качества и стабильности.

Однако, независимо от степени автоматизации, сотрудники органов управ­ления силами и средствами составляют главный элемент этой системы, то есть полностью заменить людей техническими средствами в сфере управления на пожаре невозможно. Речь идет лишь о постоянном повышении эффективности управленческой деятельности за счёт использования в значительном количестве технических средств.

Существует два канала информационного обеспечения принятия решений при тушении пожаров:

  • формализированный – регламентированная по форме, содержанию и времени представления информация, обладающая достаточной степенью достоверности;
  • стихийный – оперативная информация разнохарактерных сведений, не всегда объективно отражающая действительное положение дел, которая может поступать по радиоканалу и проводной связи, через устные обращения или ответы, служебные записки и т.д.

Точно выявить обмен информацией, поступающей по каждому из этих каналов, сложно, но анализ деятельности руководителей позволяет сделать вывод, что их осведомленность складывается в основном из сведений, собранных по второму (стихийному) каналу. Тем не менее, на практике всегда действуют оба канала информирования, чтобы в полном объеме обеспечить представление о пожаре.

Отсутствие информации, необходимой для достоверной и объективной оценки возникновения пожароопасности, приво­дит к вынужденному, технически и экономически неоправданному резер­вированию сил и средств для тушения. С одной стороны, усложняются вопросы информационного обеспечения органов управления в условиях пожарной обстановки, а с другой стороны – существенно повышается важность и ценность своевременных и достоверных сведений, обеспечивающих эффективность ликвидации пожаров и других стихийных бедствий.

В решении задачи информационного обеспечения органов управления силами и средствами на пожаре важным является выбор общей концепции создания автоматизированной системы информа­ционной поддержки принятия решений при его тушении:

  • создание полной, или глобальной, автоматизированной информацион­ной системы, имеющей информационную базу, охватывающую все на­правления управления силами и средствами на пожаре;
  • построение автоматизированной системы поддержки принятия реше­ний при ликвидации возгораний как совокупности взаимосвязанных функциональных информационных подсистем, основывающихся на общей концепции совершенствования информационного обеспечения органов управления силами и средствами на пожаре.

Создание полноценной системы поддержки принятия решений для автоматического пожаротушения чрезвычайно сложно с точки зрения организации информационной базы и разработки подходящего программного обеспечения. Так как это требует больше времени и материальных ресурсов, чем разработка работающей локальной информационной подсистемы. Также следует отметить, что создание автоматизированной системы поддержки принятия решений пожаротушения в виде набора функциональных информационных подсистем может быть реализовано как последовательность разработки каждой из них, если полная система автоматизации может быть внедрена только после завершения всех разработок. В этом случае уже на этапе проектирования должны быть сформулированы общие принципы организации базы данных:

  • система должна создаваться как набор функционально-информационных модулей, объединенных общей целевой функцией, охватывающей все направления работы РТП, противопожарных служб;
  • система должна охватывать все аспекты деятельности РТП и противопожарных служб, чтобы обеспечить максимальную целостность носителя информации;
  • система должна обладать свойством адаптации к стилю и методам, применяемым конкретными пользователями;
  • системное программное обеспечение должно предусматривать возможность сбора информации руководством;
  • технические средства и программное обеспечение за­дач, реализуемых в системе, должны предусматривать максимальные удобства для пользователей информации.

Подводя итоги по вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что все острее ощущается потребность в создании и внедрении автоматизированной системы поддержки принятия решений (АСППР) в пожаротушении, без которой практически невозможно существенно повысить общую эффективность работы.

Таким образом, в настоящее время необходимо коренным образом пере­смотреть отношение к автоматизации информационного обеспечения принятия решений при тушении пожаров и разработать обоснованные методики на основе объективной информации. Речь идет о решении задачи создания автоматизированных систем поддержки принятия решений, касающихся вопросов пожаротушения, и совершенствования методик их реализации на основе информации, генерируемой этими системами. Необходимо отметить, что автоматизация не освобождает РТП и других должностных лиц органов управления силами и средствами в обстановке пожарной обстановки от напряжённого и непрерывного труда, она лишь придает ему более творческий характер.

 

Список литературы:
1. Теребнев В.В. Совершенствование нормирования боевых действий пожарных подразделений на основе проектирования трудовых процессов с использованием микроэлементных нормативов: Диссертация кандидата технических наук. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2000. – 202 с.
2. Теребнев В.В., Грачев В.А. Пожарная тактика: Учебное пособие. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. – С. 297-304.
3. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. К вопросу об управлении силами и средствами на пожаре // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность-2020): Материалы II Международной научно-практической конференции / Уфимский государственный авиационный технический университет; Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. - С. 124-127.
4. Обеспечение пожарной безопасности объектов хранения и переработки СУГ. Рекомендации. – М.: ГУГПС, ВНИИПО МВД РФ, 1999 – 56 с.