АВТОМАТИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТУШЕНИЕМ ПОЖАРА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)
АВТОМАТИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТУШЕНИЕМ ПОЖАРА
Особого внимания требует вопрос автоматизации информационной поддержки принятия решений при тушении пожаров. Во многом это связано с тем, что проблемы формализации процессов управленческих решений и их информационное обеспечение обладают большей сложностью по сравнению с решением учетно-статистических задач.
Основной задачей автоматизации управления является повышение уровня управленческой деятельности силами и средствами на пожаре в соответствии с требованиями эффективности, качества и стабильности.
Однако, независимо от степени автоматизации, сотрудники органов управления силами и средствами составляют главный элемент этой системы, то есть полностью заменить людей техническими средствами в сфере управления на пожаре невозможно. Речь идет лишь о постоянном повышении эффективности управленческой деятельности за счёт использования в значительном количестве технических средств.
Существует два канала информационного обеспечения принятия решений при тушении пожаров:
- формализированный – регламентированная по форме, содержанию и времени представления информация, обладающая достаточной степенью достоверности;
- стихийный – оперативная информация разнохарактерных сведений, не всегда объективно отражающая действительное положение дел, которая может поступать по радиоканалу и проводной связи, через устные обращения или ответы, служебные записки и т.д.
Точно выявить обмен информацией, поступающей по каждому из этих каналов, сложно, но анализ деятельности руководителей позволяет сделать вывод, что их осведомленность складывается в основном из сведений, собранных по второму (стихийному) каналу. Тем не менее, на практике всегда действуют оба канала информирования, чтобы в полном объеме обеспечить представление о пожаре.
Отсутствие информации, необходимой для достоверной и объективной оценки возникновения пожароопасности, приводит к вынужденному, технически и экономически неоправданному резервированию сил и средств для тушения. С одной стороны, усложняются вопросы информационного обеспечения органов управления в условиях пожарной обстановки, а с другой стороны – существенно повышается важность и ценность своевременных и достоверных сведений, обеспечивающих эффективность ликвидации пожаров и других стихийных бедствий.
В решении задачи информационного обеспечения органов управления силами и средствами на пожаре важным является выбор общей концепции создания автоматизированной системы информационной поддержки принятия решений при его тушении:
- создание полной, или глобальной, автоматизированной информационной системы, имеющей информационную базу, охватывающую все направления управления силами и средствами на пожаре;
- построение автоматизированной системы поддержки принятия решений при ликвидации возгораний как совокупности взаимосвязанных функциональных информационных подсистем, основывающихся на общей концепции совершенствования информационного обеспечения органов управления силами и средствами на пожаре.
Создание полноценной системы поддержки принятия решений для автоматического пожаротушения чрезвычайно сложно с точки зрения организации информационной базы и разработки подходящего программного обеспечения. Так как это требует больше времени и материальных ресурсов, чем разработка работающей локальной информационной подсистемы. Также следует отметить, что создание автоматизированной системы поддержки принятия решений пожаротушения в виде набора функциональных информационных подсистем может быть реализовано как последовательность разработки каждой из них, если полная система автоматизации может быть внедрена только после завершения всех разработок. В этом случае уже на этапе проектирования должны быть сформулированы общие принципы организации базы данных:
- система должна создаваться как набор функционально-информационных модулей, объединенных общей целевой функцией, охватывающей все направления работы РТП, противопожарных служб;
- система должна охватывать все аспекты деятельности РТП и противопожарных служб, чтобы обеспечить максимальную целостность носителя информации;
- система должна обладать свойством адаптации к стилю и методам, применяемым конкретными пользователями;
- системное программное обеспечение должно предусматривать возможность сбора информации руководством;
- технические средства и программное обеспечение задач, реализуемых в системе, должны предусматривать максимальные удобства для пользователей информации.
Подводя итоги по вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что все острее ощущается потребность в создании и внедрении автоматизированной системы поддержки принятия решений (АСППР) в пожаротушении, без которой практически невозможно существенно повысить общую эффективность работы.
Таким образом, в настоящее время необходимо коренным образом пересмотреть отношение к автоматизации информационного обеспечения принятия решений при тушении пожаров и разработать обоснованные методики на основе объективной информации. Речь идет о решении задачи создания автоматизированных систем поддержки принятия решений, касающихся вопросов пожаротушения, и совершенствования методик их реализации на основе информации, генерируемой этими системами. Необходимо отметить, что автоматизация не освобождает РТП и других должностных лиц органов управления силами и средствами в обстановке пожарной обстановки от напряжённого и непрерывного труда, она лишь придает ему более творческий характер.