Статья:

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРИ УБОРКЕ НАПОРНЫХ РУКАВНЫХ ЛИНИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Зарипова З.А., Аксенов С.Г. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРИ УБОРКЕ НАПОРНЫХ РУКАВНЫХ ЛИНИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 15(194). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/194/109710 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРИ УБОРКЕ НАПОРНЫХ РУКАВНЫХ ЛИНИЙ

Зарипова Зарина Айдаровна
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Отличительной особенностью современной действительности работы противопожарной службы является оперативность, что подразумевает скорость прибытия пожарно-спасательных подразделений, минимизацию времени тушения пожара или спасательных операций, уровень подготовки личного состава и пожарно-спасательной техники к следующему вызову.

В настоящее время применяется два основных вида смотки рукавов, изображенные на рисунке 1:

  • ручным способом;
  • с помощью вспомогательных устройств пожарной техники.

 

Рисунок 1. Скатка (смотка) рукавов: а – ручным способом; б – с помощью рукавного автомобиля АР-2 (ЗИЛ-131); в – с помощью рукавного автомобиля АР-2 (КАМАЗ-43318)

 

Вспомогательные устройства для смотки пожарных рукавов включены в комплектацию, как правило, специальных пожарных автомобилей, и поэтому процент применения таких устройств напрямую зависит от количества их выездов. В тоже время тушение более 99 % пожаров в Российской Федерации производится пожарными автоцистернами различных классов, которые являются основой технического вооружения пожарно-спасательных частей.

Одной из самых затратных работ по времени является уборка напорных рукавных линий после пожара или чрезвычайной ситуации, которая в большинстве случаев сводится к задействованию всего караула или отделения, так как преобладает ручной характер такой работы, другими словами – механизация данной операции практически отсутствует.

На основе анализа передового опыта пожарно-спасательных подразделений в ГПС МЧС России был разработан образец технического решения (рисунок 2), позволяющий частично механизировать процесс скатки пожарных напорных рукавов, представляющий собой:

  • шуруповерт (18 В);
  • вилка для скатки напорных рукавов;
  • опора для скатки напорных рукавов.

 

Рисунок 2. Процесс формирования скатки напорного рукава опытным образцом технического решения

 

Размещение предлагаемого технического решения в отсеках пожарной автоцистерны показано на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Один из вариантов размещения предлагаемого технического решения на примере АЦ-3,2-40/4 (КАМАЗ 43253)

 

Под механизированной смоткой подразумевается использование рассматриваемого технического решения. Для подтверждения целесообразности идеи были произведены замеры времени, отведенного на скатку пожарных напорных рукавов (рис. 4 и 5).

 

Рисунок 4. Время смотки с начала рукава

 

Рисунок 5. Время смотки рукава от центра (середины)

 

Таким образом, актуальность разработки обосновывается несколькими факторами:

  • мобильность, малые габариты и небольшая масса;
  • простота конструкции и минимальные затраты при изготовлении опытного образца;
  • уменьшение времени сбора пожарно-технического вооружения боевым расчетом после пожара и повышение оперативной готовности пожарных расчетов пожарно-спасательных частей.

 

Список литературы:
1. Безбородько М.Д. Пожарная техника. – М., 2015. – 580 с.
2. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. К вопросу об управлении силами и средствами на пожаре // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность-2020): Материалы II Международной научно-практической конференции / Уфимский государственный авиационный технический университет; Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. - С. 124-127.
3. Сурайкин Д.С. Обоснование основных параметров пожарной техники // Актуальные проблемы и инновации в обеспечении безопасности. – Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2019. – Ч.2, С. 126-128.