Статья:

Некоторые проблемные аспекты формирования земельных участков под полигоны твердых бытовых отходов (на примере Красноярского края)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Жамойдик Я.В., Лавров Е.И. Некоторые проблемные аспекты формирования земельных участков под полигоны твердых бытовых отходов (на примере Красноярского края) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 3(139). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/139/85690 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Некоторые проблемные аспекты формирования земельных участков под полигоны твердых бытовых отходов (на примере Красноярского края)

Жамойдик Яна Вадимовна
студент Юридического института Красноярского государственного аграрного университета, РФ, г. Красноярск
Лавров Евгений Иванович
студент Юридического института Красноярского государственного аграрного университета, РФ, г. Красноярск
Власов Валерий Александрович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры земельного права и экологических экспертиз Красноярского государственного аграрного университета, доцент кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России, РФ, г. Красноярск

 

Актуальность темы статьи «Некоторые проблемные аспекты формирования земельных участков под полигон твердых бытовых отходов (на примере Красноярского края)» обусловлена следующим: земли Российской Федерации составляют земельный фонд страны. Нарушения при распоряжении и использовании земель влекут порой необратимые негативные последствия как для экологической обстановки, так и для экономики государства. Наиболее распространенными нарушениями законов являются нецелевое использование сельскохозяйственных и промышленных земель, в том числе под размещение полигонов твердых бытовых отходов.

 

Ключевые слова: экология, укрепление законности, нарушения экологического законодательства.

Keywords: Ecology, Legality strengthening, Violation of ecological law.

 

В современных реалиях динамичного развития отраслей экономики в Российском государстве, проблема утилизации и захоронения промышленных отходов возрастает и заслуживает отдельного, более подробного рассмотрения. Размещение и обезвреживание твердых бытовых отходов в Красноярском крае приобрело чрезвычайную актуальность. Множество точек с размещенными бытовыми отходами на карте красивейшего Красноярского края с уникальной природой уже расположено. Однако периодически появляются новости о строительстве новых полигонов для обезвреживания и захоронения отходов высоких классов опасности (в том числе, ввозимых из других государств, других городов России, в том числе Москвы) под Красноярском.

Ежегодно прирастающее количество нормативных правовых актов в экологической сфере мало влияет на состояние окружающей среды.

С учетом крайне напряженной ситуации в сфере обращения с отходами Приказом Минприроды России от 14 августа 2013 г. № 298 утверждена комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ.  [2]

Неудовлетворительное состояние исполнения законов в этой сфере напрямую связано с отсутствием предприятий по переработке отходов, а также специальных полигонов для их складирования и захоронения, что приводит к массовому распространению несанкционированных свалок и загрязнению всех компонентов окружающей природной среды.

В Красноярске и Красноярском крае зарегистрированы 36 мусорных полигонов. В Красноярском крае до конца 2023 года планируется построить еще двенадцать новых полигонов для хранения мусора. Такая информация прозвучала на заседании в Шушенском комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края. [9]

С 1 января 2019 года новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами стали действовать в 14 территориальных зонах из 19, где находятся 96,8% населения края. Сейчас коммунальную услугу получают 25 муниципальных образований, частично — 32. Так услугой охвачен 91% граждан. Со следующего года закон о регулировании отношений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами станет действовать на территории всего края.

Кроме того, до конца 2023 года в Красноярском крае построят 12 новых полигонов. Они появятся в Курагино, Назарово, Ермаковском, Мотыгино, Уяре Шарыпово, Богучанах, Енисейске, Идринском, Абане, Северо-Енисейском, Березовке. Также до 2025 года проведут реконструкцию 10 функционирующих полигонов, что даст возможность увеличить их емкость. производимый объем финансирования составляет около 2 млрд. рублей. Еще 700 миллионов рублей потребуется для строительства 12 сортировочных линий в Заозерном, Красноярске, Минусинске, Уяре, Бородино, Абане, Северо-Енисейском, Кодинске, Ермаковском, Курагино, Балахте и Норильске. Для сбора отходов нужно построить 10 тысяч контейнерных площадок, установить 58 тысяч единиц оборудования. Затраты планируются на 900 млн. рублей.

В середине мая 2020 года жителям Емельяновского района Красноярского края был предложен на общественное обсуждение проект по строительству полигона по обезвреживанию и размещению промышленных отходов II-IV класса опасности, [8] который предполагается разместить на втором километре дороги «Енисейский тракт - село Частоостровское». Интересный факт, в свое время практически на этом месте, планировали построить ферросплавный завод, но усилиями активных общественников удалось отстоять экологические интересы населения.   В итоге, органы местного самоуправления Емельяновского района на данный период времени отказались строить этот полигон. [5] И это очень важно потому, что загрязнение атмосферного воздуха в городе Красноярске является одной из главных экологических проблем. [6]

Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о распространенности фактов нецелевого использования указанных земель, в том числе под размещение полигонов твердых бытовых отходов.

Например, в связи с загрязнением сельскохозяйственных земель площадью 152 га при выращивании овощей опасными химическими веществами в Красноярском крае деятельность сельскохозяйственной организации приостановлена в судебном порядке до рекультивации нарушенных земель. Существенный вред участкам сельскохозяйственного назначения причиняется вследствие размещения на них полигонов ТБО.  Органы прокуратуры Российской Федерации проводят работу по устранению нарушений в сфере оборота сельскохозяйственных земель. [7]

Повсеместно органы местного самоуправления не выполняют обязанности по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и потребления.

Для примера можно привести протест в Ши́есе  против строительства мусорного полигона в Ленском районе Архангельской области, начавшийся в 2018 году. Полигон предназначался для складирования твёрдых бытовых и промышленных отходов, вывозимых из Москвы и других регионов РФ, потому как его строительство представляет опасность для жителей, так как приведет к загрязнению поверхностных и подземных источников воды. Загрязнения с полигона могут через северные реки попасть в Баренцево море и мировой океан.  [10]

Следует отметить, что удельный вес нарушений законов об отходах производства и потребления среди всех экологических нарушений самый высокий и составляет в последние 3 года около 40%. В связи с особой значимостью проблемы, для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в условиях сохранения причин и факторов ее возникновения — это направление надзора должно оставаться приоритетным и ориентированным в первую очередь на устранение указанных причин. Наиболее распространенными нарушениями законов являются нецелевое использование сельскохозяйственных земель, в том числе под размещение полигонов твердых бытовых отходов.

В нарушение земельного и природоохранного законодательства органами местного самоуправления участки сельскохозяйственного назначения предоставлялись для размещения полигонов твердых бытовых отходов, ими не всегда принимали надлежащие меры по обеспечению соблюдения экологических требований, что приводило к несанкционированному накоплению отходов в неустановленных для этой цели местах: в водоохранных зонах водных объектов, полосах отвода автомобильных и железных дорог, а также на участках лесного фонда и особо охраняемых природных территорий.

Проблемой является то, что повсеместно хозяйствующие субъекты допускают нарушения природоохранного законодательства, выражающиеся в отсутствии паспортов отходов, проектов образования отходов и лимитов на их размещение; несоблюдении лицензионных условий и требований при обращении с отходами; самовольном использовании земельных участков. Из 4,6 тыс. полигонов твердых бытовых отходов в России только 38% имеют санитарно-эпидемиологические заключения и около 20% - лицензию. Факты эксплуатации полигонов ТБО без соответствующей лицензии установлены в республиках Алтай, Башкортостан, Калининградской, Московской, Новосибирской, Оренбургской, Псковской областях и других регионах. [4] В Красноярском крае планировалось строительство 200 мусоросжигающих заводов, но ни одного нет до сих пор.

Нарушения законодательства со стороны органов государственного земельного контроля особенно недопустимы, так как эти органы призваны специальными мерами, в том числе властного характера, обеспечивать проведение государственной политики в сфере использования и оборота земель, тем самым способствовать стабилизации экономических и социальных отношений. [3]

Таким образом, имеется значительное количество как теоретических, так и практических проблем в исследуемой области, которые требуют своего адекватного разрешения в ближайшее время.

 

Список литературы:
1. ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998года № 89-ФЗ (в ред. от 07.04.2020) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
2. Приказ Минприроды России от 14 августа 2013 г. № 298 Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
3. Ашиткова Т.В. Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о землепользовании // Российская юстиция. 2016. N 7. С. 60 - 63.
4. Бессарабов В.Г., Добрецов Д.Г., Суслова Н.В. Деятельность прокуратуры по укреплению законности в сфере экологии // Законность. 2014. N 9. С. 9 - 14.
5. Власти Емельяновского района отказались строить полигон промышленных отходов [Электронный ресурс] // https://www.gornovosti.ru/news (дата обращения 20.09.2020).
6. Власов В.А., Вологдина Я.В., Лебедева В.А. Загрязнение атмосферного воздуха как один из основных факторов риска для здоровья граждан в городе Красноярске // Аграрное и земельное право. 2020. № 7 (187). С. 86-89.
7. Данилов Д.Ю., Головин А.А. Как сохранить сельхозугодья страны // Прокурор. 2015. N 3. С. 35 - 38.
8. Объявление о проведении общественных обсуждений / Официальный сайт Администрации Емельяновского района Красноярского края [Электронный ресурс] // http://krasemel.ru/news
9. https://yandex.ru/maps/62/krasnoyarsk/search/36
10. https://ru.wikipedia.org