Статья:

Генезис прокуратуры России в механизме защиты прав человека

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Майников М.И. Генезис прокуратуры России в механизме защиты прав человека // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 37(130). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/130/80322 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Генезис прокуратуры России в механизме защиты прав человека

Майников Максим Игоревич
магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, РФ, Санкт-Петербург
Боер Виктор Матвеевич
научный руководитель,

 

GENESIS OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF RUSSIA IN THE MECHANISM OF PROTECTION OF HUMAN RIGHTS

 

Maxim Maynikov

Master´s degree student of the SUAI, Russia, Saint Petersburg

 

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, создания и развития прокуратуры России как института защиты прав и свобод человека. Автором сделан сравнительный анализ  деятельности прокуратуры России прошлых лет с современной прокуратурой Российской Федерации.

Abstract. The article examines the issues, creation and development of the Russian prosecutor's office as an institution for the protection of human rights and freedoms. The author makes a comparative analysis of the activities of the Russian prosecutor's office of the past years with the modern prosecutor's office of the Russian Federation.

 

Ключевые слова: защита прав человека и гражданина, прокуратура, акты прокурорского реагирования, проверка.

Keywords: protection of human and civil rights, prosecutor's office, acts of prosecutor's response, verification.

 

Приступая к рассмотрению роли прокуратуры Российской Федерации, в механизме защиты прав человека, необходимо отметить, что ежегодно граждане и различные  правозащитные организации России направляют в органы прокуратуры тысячи обращений в интересах граждан, в защиту прав человека или в публичных интересах.  Для того, что рассмотреть роль Прокуратуры Российской Федерации в механизме защиты прав человека, необходимо обратиться к истокам ее создания и развития.

Начало деятельности прокуратуры можно отнести к далекому 1722 году. Так 12 января 1722 года, Петром Первым был издан указ «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору [4]». Необходимо отметить, что создание прокуратуры преследовало задачу «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». Не станем вдаваться в подробности деятельности прокуратуры при Петре Первом, отметим лишь, что первым Российским Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского.

Следующим значимым событием в развитии Российской прокуратуры был 1802 год. В это время институт прокуратуры становится одним из звенев Министерства юстиции, которое было образовано 8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств».

В 1864 году проводимая в стране судебная реформа, внесла свои коррективы и в деятельность прокуратуры, так: «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной» [5].

Следующим шагом в развитии и становлении института прокуратуры в России, необходимо назвать 1922 год. Постановлением ВЦИК в мае 1922 года было принято первое «Положение о прокурорском надзоре». Необходимо отметить, что с ноября 1917 года по 1922 год – прокуратуры в России не существовало. 

Уже 1923 году была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР. Данный созданный орган был наделен расширенными полномочиями, среди них можно отметить такие как: право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР. В декабре 1933 года было утверждено «Положение о Прокуратуре Союза ССР», данное положение закрепило Прокуратуру СССР, как самостоятельный государственный орган. В 1936 году была принята Конституция СССР. Примечательной можно считать статью 113, в который были отражены полномочия Прокурора Союза ССР, такие как: высший надзор за точным исполнением законов. Данное юридическое закрепление, позволяет утверждать, что с 1936 года органы прокуратуры выведены из системы юстиции и занимают свое обособленное положение [4].

В голы Великой Отечественной войны, деятельность органов Прокуратуры (как и всей страны), была подчинена единой задаче: Победе советского народа над фашистскими захватчиками.

Необходимо вспомнить, что в 1946 году Верховный Совет СССР принял закон: «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР». В мае 1955 года утвержден законодательный акт «Положение о прокурорском надзоре в СССР» [6]. Следующим примечательным событием в развитии прокуратуры можно считать принятый в ноябре 1979 года – закон о прокуратуре СССР. Данный принятый закон просуществовал до января 1992 года, в связи с преобразованиями в стране, был принят новый закон о прокуратуре, а в 1993 году и новая Конституция. Таким образом, в результате кардинальных преобразований прокуратура РФ сформировалась в самостоятельный государственный орган, который не входит ни в одну из ветвей власти.

Рассмотрев исторические аспекты развития прокуратуры в России. перейдем к ее законодательному закреплению в настоящее время. Так на основании статьи второй Конституции РФ мы видим, что одним из приоритетных направлений в развитии российского государства, является соблюдение и защита прав и свобод человека. Реализация данного положения возложена на различные государственные органы, важнейшим из которых является прокуратура.

Обращаясь к статье 129 Конституции [1], мы наблюдаем, что прокуратура является государственным органом, который обязан обеспечивать защиту комплекса прав и свобод граждан. В соответствии с частью первой статьи первой Федерального Закона «О Прокуратуре РФ [2]» - Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

1 июля 2002 года вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс, который лишил прокуратуру права санкционировать аресты, обыски, прослушивание телефонных переговоров и прочие следственные действия. Если раньше прокуратура руководила дознанием и следствием, контролировала их, то теперь за ней остались лишь общие функции надзора за ними, а также поддержание обвинения [3].

В июне 2007 года был принят закон о создании следственного комитета при прокуратуре РФ, лишавший прокуроров права на следствие. Руководитель нового ведомства, оставаясь номинально первым заместителем генпрокурора, получал свободу действий как в кадровой политике, так и в расследовании дел. В январе 2011 года следственный комитет был выделен из органов прокуратуры и стал самостоятельным.

В июле 2009 года в рамках реализации президентских инициатив по борьбе с коррупцией на прокуратуру возложили обязанности по антикоррупционной экспертизе правовых актов и уполномочили требовать от органов власти устранения коррупционных факторов. С июля 2010 года ей также поручен надзор за соблюдением законодательства при осуществлении общественного контроля за соблюдением прав человека в тюрьмах. В ноябре 2011 года прокуратура получила право возбуждать дела об административных правонарушениях и проводить административное расследование.

Заметим, что сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.

Деятельность прокуратуры по защите прав и свобод человек, можно проследить в цифрах. Данные взяты с официального сайта Генеральной прокуратуры РФ[1]

Таблица 1.

 Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за сентябрь 2020 года

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Выявлено нарушений

1949279

1878949

-3,6

Принесено протестов

192062

183393

- 4,5

По удовлетворённым протестам отменено и изменено незаконных правовых актов

176482

166928

- 5,4

Направлено исковых заявлений в суд

314778

262859

- 16,5

Внесено представлений

369082

384199

4,1

Возбуждено уголовных дел

7074

6047

-14,5

 

Из данных таблицы, мы можем наблюдать, что деятельность Прокуратуры по вопросам надзора за соблюдением прав и свобод человека в настоящее время выделена в особую область надзора и является по сути одним из приоритетных направлений.

Необходимо отметить, что Президент Владимир Путин внес в Госдуму поправки в закон «О прокуратуре Российской Федерации», которые приводят его в соответствие с новой редакцией Конституции, изменившей порядок назначения прокурорских работников. Кроме того, для некоторых руководителей вводится возрастной и профессиональный ценз, для других он увеличивается, причем сразу из следственных органов в надзорное ведомство перейти будет нельзя. Еще две новеллы – это пятилетний срок полномочий для прокуроров субфедерального и районного уровня и сокращение дисциплинарных полномочий генпрокурора.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны. Именно в этом видится основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.

 

Список литературы:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. Поправки, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 № 445).
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 31.07.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» Текст Федерального закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., № 8, ст. 366
3. Ахмедов Р.А. Правовая основа и приоритетные направления деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением прав человека // Евразийский юридический журнал. 2017. № 7 (110). С. 235–238.
4. Кучинская Е.В. История возникновения, становления и развития российской прокуратуры / Е.В. Кучинская // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. – 2014. – № 2. – С. 81-88.
5. Синельщиков Ю.П. Влияние судебной реформы 1864 г. на современное состояние прокуратуры / Ю.П. Синельщиков // Законность. – 2014. –  № 11. – С. 3-8.
6. Фролов В.В. Органы советской прокуратуры в первые послевоенные годы (1945 - 1955): современная историография проблемы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2011. № 3-3. С. 176-179.

[1] Отчет о результатах работы за январь – сентябрь 2020 года  https://genproc.gov.ru/