Целесообразность перевода организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства в одно ведомство в Ростовской области
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)
Целесообразность перевода организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства в одно ведомство в Ростовской области
В настоящее время Правительство реформирует систему исполнительной власти. Согласно заявлению вице-премьера Татьяны Голиковой до 2024 г. организации для детей-сирот и органы опеки и попечительства перейдут в управление одного министерства. В настоящее время они находятся в совместном ведении Министерства труда, Министерства здравоохранения и Министерства просвещения.
По словам Татьяны Голиковой это препятствует работе, кроме того, в настоящее время законодательство не конкретизирует структуру и полномочия органов опеки и попечительства, следовательно, решения принимаются на региональном уровне. По мнению ряда государственных служащих, занимающихся вопросами социальной сферы необходимо передать все полномочия по данным вопросам Министерству труда и социальной защиты населения. Согласно мнению главы Совета федерации Валентины Матвиенко, ведомство должно стать «структурой, которая полностью отвечала бы за комплексное администрирование вопросов семейной политики» [1].
Согласно ст.8 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об опеке и попечительстве» к некоторым полномочиям органов опеки и попечительства относятся: выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным; установление опеки или попечительства; осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей; освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных; заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных; представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан. П.2. рассматриваемой статьи утверждает, что Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями [2].
Согласно ст. 155.2. СК РФ организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов [3].
В Ростовской области отделы органов опеки и попечительства входят в состав Министерства общего и профессионального образования, центры помощи детям также курирует вышеуказанное Министерство.
Министерство труда и социального развития за последнее время обрело ряд новых функций, например, выплата пособий на детей различного возраста. Также планируется, что принципы адресности и учета нуждаемости при государственной социальной поддержке будут реализованы с помощью «социального казначейства» - базы данных всех получателей социальной помощи, среди которых есть и люди с ограниченными возможностями здоровья и дети-сироты.
Рассмотрим насколько для Ростовской области целесообразно передавать организации для детей-сирот и органы опеки и попечительства из одного ведомства в другое.
Перевод организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства в Министерство труда и социального развития сократит число официальных запросов (межведомственных взаимодействий) как между Министерством труда и социального развития и Министерством общего и профессионального образования, так и с другими ведомствами (Министерством здравоохранения, МВД и т.д.). В таком случае все запросы будет направляться в одно ведомство.
Среди недостатков такой реформы можно выделить:
- Выделение большого числа финансовых средств и ресурсов из бюджета для проведения реформы (изменение нормативно-правовых актов, сайтов Министерств, поиск новых помещений при расширении штата сотрудников в Министерстве труда и уменьшении штата в Министерстве общего и профессионального образования);
- Кадровые изменения, а именно: расширение должностных инструкций одних сотрудников, ведущее к сокращению других.
- Сокращения числа межведомственных взаимодействий избежать не удастся, т.к. теперь запросы из отделов органов опеки и попечительства будут адресованы Министерству общего и профессионального образования, т.к. дети, находящиеся под опекой или дети из организаций для детей-сирот обучаются в общеобразовательных учреждениях и необходимая для органов опеки и попечительства информация социального и психологического характера направлена в виде отчетов в Министерство общего и профессионального образования.
Единого центра управления семейной политикой создать не представляется возможным, т.к. необходима комплексная работа: с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в школе (с социальным педагогом, психологом-педагогом, заместителем директора по воспитательной работе); с детьми-сиротами в специализированных организациях (с воспитателями, психологами); с опекунами, попечителями, приемными родителями (психологическая и правовая подготовка к опекунству, которую осуществляют органы опеки и попечительства); в рамках межведомственного взаимодействия. Для улучшения качества работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на федеральном уровне необходимо закрепить полномочия органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот без возможности дополнения данных нормативно-правовых актов локальными в субъектах Федерации.