Статья:

ПОНЯТИЕ «ЦЕННОСТЬ» КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КАТЕГОРИЯ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Попова Л.В. ПОНЯТИЕ «ЦЕННОСТЬ» КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КАТЕГОРИЯ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/198/112293 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ «ЦЕННОСТЬ» КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КАТЕГОРИЯ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

Попова Лидия Витальевна
магистрант, Пермский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Пермь

 

THE CONCEPT OF "VALUE" AS AN INTERDISCIPLINARY CATEGORY: APPROACHES TO DEFINITION

 

Lidia Popova

Undergraduate, Perm State National Research University, Russia, Perm

 

Аннотация. В статье анализируется проблема определения понятий «ценности» и «ценностные ориентации». Рассматриваются подходы к их определению в контексте различных социально-гуманитарных наук.

Abstract. The article analyzes the problem of defining the concepts of “values” and “value orientations”. Approaches to their definition in the context of various social and humanitarian sciences are considered.

 

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации.

Keywords: values, value orientations.

 

Понятие “ценность” - одна из важнейших составляющих целого ряда наук, изучающих человека и общество: философия, социология, социальная психология, культурология и др. Однако, анализ существующих определений ценностей и ценностных ориентаций вызывает определенные трудности.

Первая из них, обусловлена наличием большого количества трактовок понятия «ценности». Известно более ста определений, но единого, константного определения не существует. В этой связи нельзя не согласиться с Д.А. Леонтьевым, который пишет:

«отсутствует четкое представление о том, к чему относится само слово «ценность» [2]. Во- вторых, анализ аксиологической тематики всегда являлся объектом исследования всех социокультурных наук, что нашло отражение во множестве концепций и теорий ценностей, которые зачастую не сопоставимы или взаимоисключаемы. «Оно используется разными авторами в совершенно разных, взаимоисключающих и несопоставимых смыслах. Авторы же, претендующие на обобщение разных точек зрения, в лучшем случае классифицируют разные подходы, даже не пытаясь привести их к какому-то общему знаменателю» [2]. В-третьих, до сих пор отсутствует четкое разграничение понятий «ценность» и «ценностная ориентация», и зачастую они используются как идентичные.

Рассмотрим процесс становления данных понятий в историческом ключе, проанализируем различные научные подходы к их определению, попытаемся разграничить их, рассмотрим основополагающие аксиологические концепции и теории.

Становление понятия «ценности» и его изучение имеет длительный путь развития. Со сменой исторических эпох, изменялись его содержание, смысловая специфика. Тенденция наделения понятия определёнными новыми смыслами, развивалась в зависимости от состояния общества в конкретном временном отрезке, от изменений, происходивших в нем.

Эволюция рассмотрения ценностной тематики началась еще в Античности, в учениях Протагора, Сократа, Платона, Аристотеля и др. В эпоху Античности не существовало понятия «ценность» в категориальном смысле, слово употреблялось, в качестве синонимов понятий «добро», «красота», «истина» и др. Так, Платон, в своем учении о благе, выстраивая модель идеального государства, акцентирует внимание на значимости в нем образов и ценностных идеалов – элементов общественного блага, выстроенных в определённую иерархию. В эпоху Средневековья закономерно произошла переоценка античных ценностей. Утвердилась, и активно развивалась теологическая аксиология. Большее значение приобрели высшие, божественные ценности, нежели мирские и обыденные. Также возросло значение субъективных ценностей, которые характеризуют человека таких как, любовь, вера, надежда и т.д. Новая историческая эпоха, эпоха Возрождения принесла новые ценности: наука, прогресс, разум, практическая польза. Именно разум становится первостепенной ценностью, и он же в целом определяет ценности данной временной эпохи.

Дальнейшее развитие понятия рассмотрим в контексте его становления в различных науках.

Первоначально понятие ценностей было введено в социальную психологию, а затем и в социологию в качестве аналога философского понятия. В философии, в общем смысле ценности выступают в качестве «оси сознания, обеспечивающей устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и как следствие, устойчивость социальных процессов» [5]. Характерной особенностью философского понимания феномена ценностей является выделение субъективных (выражаются в качестве оценок, установок) и объективных (соотношение истины и не истины, допустимого и запретного) ценностей. Значимость понятия предопределила выделение отдельной отрасли философии, изучающей различные теории ценностей – аксиологии.

В социальной психологии термин ценностей трактуется как «социальное явление, продукт жизнедеятельности общества, формирующийся при усвоении социального опыта и включающий в себя идеалы, цели, убеждения, иные мировоззренческие убеждения»4.

Постепенно центр тяжести изучения ценностей смещается в область социологии. Одним из первых, обратившихся к теме ценностей в социологии был М. Вебер. В его теории о ценностно-рациональном действии отмечается, что «любой акт социального действия становится осмысленным лишь при соотнесении с ценностями, в соответствии с которыми корректируются нормы поведения людей и их индивидуальные цели» [7]. Помимо этого, ценности служат основанием всех видов действий.

Первое категориальное употребление термина в социологии принадлежит У. Томасу и Ф. Знанецкому. Согласно им, ценности стоит понимать, как, «наиболее точно определенные и формальные правила с помощью которых группа пытается удерживать, регулировать и делать более распространенными определенные типы действий своих участников» [4]. Как социологическую категорию ценности рассматривал и Т. Парсонс. По Парсонсу, ценности – это «некие стандарты, посредством которых выбираются пути действий, и деятельности в целом, поэтому ценности занимают главенствующую роль» [1].

В отечественной социологической науке активное изучение ценностной тематики началось с середины 1960-х гг. Наиболее распространение получило изучение ценностей с точки зрения их взаимосвязи с потребностями личности, их типологизацией и трансформацией во времени, а также в среде разных социальных групп. Так, В.А. Ядов и А.Г. Здравомыслов делали большой акцент на рассмотрение содержания ценностей личности при ее отношении к труду, в контексте трудовой деятельности. «Здесь побудителем человеческой активности становится не то, что необходимо, а то, что более выгодно с точки зрения материальных условий» [6]. Ценности должны быть включены в мотивационную структуру личности, выстраиваясь в последовательность: потребности преобразуются в интересы, а затем переходят в ценности. При этом переходе первостепенными становятся характеристики деятельности человека, в которых проявляется его отношение к социальным институтам.

Д.А. Леонтьев формулирует «представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую:

1) общественных идеалах — выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни, 2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и 3) мотивационных структурах личности («моделях должного»), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. [2]

В социологии исследуются все уровни социального поведения человека и все уровни его установок, однако наибольший интерес для изучения представляют установки, обусловленные ценностными ориентациями. Ценностные ориентации - это производное понятие от понятия «ценности». Это более широкое понятие, предполагающее структурную связь субъекта (личности, группы) и ценностей, представляющую собой индивидуальную форму репрезентации ценностей. Ценностные ориентации в социологии в самом общем смысле, это установки личности на ценности материальной и духовной культуры, отражение в сознании ценностей, принимаемых за мировоззренческие ориентиры, цели, основа их социальной жизни. Социальные установки имеют тесную взаимосвязь с ценностными ориентациями. В связи с этим сложилось следующее представление о соотношении данных понятий: ценностные ориентации выступают в качестве содержательной стороны личности, являются основанием и определяют социальные личностные установки. Они формируются и закрепляются опытом, полученным личностью в процессе его социализации и социальной адаптации.

Обобщая вышеизложенные социологические подходы, можно сделать вывод, что в целом, под ценностями в социологии понимается фундаментальные нравственные и этические нормы, выполняющие одновременно регулятивную и прогностическую функции и обеспечивающие целостность социальных систем посредством нормативного регулирования коррекции происходящих в обществе процессов. Таким образом, в представлениях социологов ключевой акцент делается на рассмотрении роли ценностей для личности, их влиянии на деятельность и поведение как отдельной личности, так и общества в целом.

Многообразие интерпретаций понятия «ценности» обуславливает наличие значительного количества его классификаций и типологий, как в зарубежной, так и в отечественной науке. Классифицировать ценности возможно по различным основаниям и критериям. Многообразие и многомерность этих оснований не позволяют привести обширную типологию ценностных ориентаций к одному общему знаменателю, тем самым осложняется их изучение. Рассмотрим различные подходы дифференциации ценностей.

Наибольшее распространение получили классификации ценностей по следующим основаниям. В зависимости от формы проявления выделяются материальные и духовные ценности. Основанием выделения группы материальных ценностей являются материальные блага. К ценностям материального характера относят первичные вещи и орудия, необходимые для выживания человека (пища, вода, одежда, жилье и  т.д.). Духовные ценности нематериальны и выступают в качестве объединенного продукта разума, чувств, убеждений, принципов, которые совершенствуются в процессе социализации личности. Они включают в себя знания и истину, красоту и творчество, добро и справедливость, милосердие, совокупно формируя духовную культуру человека и общества в целом, прежде всего науку, искусство, мораль и религию.

По критерию субъект оценки выделяются ценности общечеловеческие и личные. Общечеловеческие ценности – это ценности, которые присущи каждому индивиду, независимо от специфики среды, в которой он был воспитан. Так, к общечеловеческим ценностям относят жизнь, свободу, собственность и др. Личные ценности индивидуальны и уникальны, они определяются личными интересами, персональными предпочтениями.

По критерию значимости ценности делят на высшие и низшие. Как правило, они совпадают с абсолютными и относительными ценностями. Высшие (абсолютные) ценности обладают неутилитарным характер, они вечны, значимы во все времена, то есть - абсолютны. К высшим ценностям относятся мир, справедливость, свобода, дружба, любовь, жизнь, здоровье и др. Низшие (относительные) ценности выступают в качестве средств для достижения более высоких целей, они в большей степени подвержены влиянию обстоятельств, время их существования ограничено.

По сферам жизнедеятельности ценности можно объединить в такие группы, как моральные, экономические, политические, религиозные, гражданские и т.д.

Одной из самых распространенных и обобщающих типологий ценностей является их разделение на ценности-цели и ценности-средства. Фундамент этой типологии заложил в своей концепции немецкий ученый М. Шелер, однако своё развитие она получила во многих последующих. Так, в своей концепции американский психолог М. Рокич, развивает идею Шелера и соответственно ему подразделяет ценности на терминальные и инструментальные. Ученый исходит из того, что терминальные ценности обращены к «желаемым состояниям на конец индивидуального существования» [7], то есть эти ценности представляют собой цели человека, которых он стремиться достигнуть. Инструментальные ценности, в свою очередь, представляют собой предпочтительные модели поведения, образ действий, которых достигаются терминальные ценности.

Многие исследователи основывали свои типологии ценностей, исходя из человеческих потребностей, также выстраивая их в определенную иерархию. Широко известна иерархия потребностей А. Маслоу. Фактически отождествляя потребности и ценности, А. Маслоу выстраивает свою иерархическую типологию от базовых физиологических потребностей к потребностям экзистенциональным, социальным, потребностям престижа и, наконец, к потребностям самовыражения. Классифицирует ценности в соответствии с потребностями и Э. Фромм, выделяя пять основных групп потребностей: потребность в общении (межличностные связи, любовь, дружба); потребность в творчестве; потребность в безопасности; потребность в самоидентификации и, наконец, потребность в познании окружающего мира.

В отечественной науке, иерархичный подход к классификации ценностей представлен в работах Е. Вишневского [3]. В предложенной им ценностной иерархии ключевую позицию занимают универсальные, вечные ценности (доброта, любовь, честность и т.д.) Вслед за общечеловеческими ценностями в иерархии Е. Вишневского идут идеи, характерные для того или иного народа и поэтому обладающие специфически конкретным содержанием. Далее место в иерархии занимают гражданские ценности (признание прав и свобод человека, уважение к закону, идея социальной гармонии и т.д.). Следующие позиции в ценной иерархии Е. Вишневского занимают ценности семейной в личной жизни. Гармоничность функционирования и сбалансированность отношений между различными элементами ценностной системы достигается, по мнению Е. Вишневского, "заданностью свыше", т.е. посредством универсальных общечеловеческих ценностей.

Подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод, что несмотря на различия в подходах к классификации понятия «ценности» и их многообразия, во всех рассмотренных моделях ключевым остается то, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется как элемент действия индивида и социальной группе, тем самым признается их социальная значимость, которая проявляется через осуществление определенных функций.

На сегодняшний день не существует единого общепринятого определения понятий «ценности» и «ценностные ориентации». Проблема определения данных понятий является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем и имеет различные подходы в рамках социокультурных наук. Многообразие подходов и теорий к исследованию ценностной проблематики внутри обозначенных гуманитарных наук (философия, социология, социальная психология) позволяют наиболее полно и широко изучить аспекты данной тематики, органично взаимно дополняя друг друга.

 

Список литературы:
1. Елишев С.О. Изучение понятий «Ценность», «Ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-ponyatiy-tsennosttsennostnye-orientatsii-v- mezhdistsiplinarnom-aspekte (дата обращения: 08.06.2020).
2. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Современный социоанализ: сб. работ авторов, получивших гранты Моск. отд- ния Рос. науч. фонда и фонда Форда. – Вып. 6. –М., 1996. – С. 5–23.
3. Синицына А.О. Проблема определения и классификации ценностей: отечественный и зарубежный опыт / А.О. Синицына // Педагогическое образование и наука. - 2017. - №3. - С. 100-105.
4. Томас У. Методологические заметки (1918) / У. Томас, Ф. Знанецкий // Американская социологическая мысль: тексты. Под ред. В.И.Добренькова. М.: МГУ, 1994. С.335-357.
5. Фёдоров В.А., Благова А.С. Эволюция понятия «Ценность» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-ponyatiya-tsennost (дата обращения: 08.06.2020).
6. Ядов, В.А. Ценности в кризисном социуме / В.А. Ядов // Психолог.журн. − 1991. – № 6. – С. 154–167.
7. Ярина Е.В. Теоретический анализ понятий "ценности" и "ценностные ориентации" // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. – №5. – [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz- ponyatiy-tsennosti-i-tsennostnye-orientatsii (дата обращения: 10.06.2020).