ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫХ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ АНИМАТОРСТВУ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(290)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(290)
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫХ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ АНИМАТОРСТВУ
Процесс социализации и формирования самостоятельности детей – это социально-педагогический процесс, в котором необходимо опираться на новые разработки.
В Саратовской области растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [1]. В подростковом возрасте такие дети испытывают трудности в развитии собственного «Я», в планировании времени, они не способны строить долговременные планы на будущее, чувствуют себя ненужными и очень болезненно это переживают. По данным Минобрнауки РФ, только около 5% выпускников детских домов устраиваются на работу [3], что зачастую оказывается причиной их маргинализации.
Дети с ОВЗ также испытывают трудности с социальной адаптацией, что вызвано отсутствием физического и психического здоровья, ограниченным социальным опытом, неблагополучными семейными и материальными обстоятельствами. Согласно исследованию ученых, программы анимационной работы помогают детям с ОВЗ в преодолении социально-психологической изолированности, содействуют их социальной реабилитации и интеграции, самовыражению и самореализации, формированию навыков ведения самостоятельной жизни [2].
С апреля по июнь 2024 года на территории Саратовской области реализовывался социальный проект «Лаборатория праздников «Любимки» по обучению аниматорству детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные мероприятия проекта проводились на базе следующих социальных учреждений: ГАУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Возвращение», ГБУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда», ГБУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Волжанка», ГАУ СО «Областной реабилитационный центр для детей, подростков с ограниченными возможностями», ГАОУ СО «Центр образования «Родник знаний».
Волонтеры-наставники провели концертные программы на базе каждого из пяти социальных учреждений (в г. Саратове, Энгельсе, Вольске). Затем там была реализована обучающая программа «Аниматор с нуля», состоящая из пяти образовательных блоков: актерское искусство, анимация, аквагрим, твистинг, составление сценариев детских праздников.
Для повышения интереса и наиболее эффективного освоения предлагаемого материала дети пользовались рабочими тетрадями «Дневник аниматора». Кроме того, дети ознакомились с авторскими онлайн спецкурсами по аниматорству, в том числе с участием психолога, размещенными на YouTube.
Обученные дети провели концерты по подготовленным самостоятельно сценариям на базе своих социальных учреждений, а также приняли участие в проведении Дня защиты детей в качестве аниматоров. Также обученным детям старшего возраста была предоставлена возможность пройти оплачиваемую стажировку, проведя «общую программу» в детских центрах в своих городах.
Приобретенные навыки по составлению сценариев участники проекта смогли реализовать посредством создания собственных сценариев детских праздников. В завершение состоялось торжественное награждение выпускников проекта на базе каждого из пяти социальных учреждений.
На протяжении всего проекта проводилось исследование процесса личностной и профессиональной адаптации детей. Для оценки ее уровня использовался комплексный подход, включающий ряд компонентов, отражающих уровень сформированности профессионального самоопределения личности, развитие индивидуальных особенностей и личностный потенциал индивида, а именно когнитивный (опросник «Карта интересов»), мотивационно-ценностный (тест «Смысложизненные ориентации»), деятельностно-практический (портфолио), адаптивно-ресурсный (тест «Волевые качества») критерии.
В исследовании участвовали воспитанники социальных учреждений. Диагностика проводилась в два этапа: в апреле 2024 года и в июне 2024 года.
Результаты исследования показали, что на начальном этапе более 40% обследованных имели низкий уровень личностной и профессиональной адаптации. У представителей данной группы недостаточно сформированы четкие и устойчивые представления о склонностях в определенной сфере деятельности, готовность к выбору профессии, интересы нестабильны.
Контрольный диагностический срез позволил установить, что данный показатель снизился до 15%, что доказывает эффективность влияния выбранного механизма на изменение уровня личностной и профессиональной адаптации детей.
Таким образом, социальный проект «Лаборатория праздников «Любимки» через развитие навыков социальной коммуникации, формирование таких качеств, как трудолюбие, физическая активность, артистичность, помог детям перейти от позиции потребителя к позиции «заботы о других» и приобретению профессиональных навыков и умений.