Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫХ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ АНИМАТОРСТВУ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(290)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Азарова А.С. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫХ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ АНИМАТОРСТВУ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 23(290). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/290/151418 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫХ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ АНИМАТОРСТВУ

Азарова Анастасия Сергеевна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Процесс социализации и формирования самостоятельности детей – это социально-педагогический процесс, в котором необходимо опираться на новые разработки.

В Саратовской области растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [1]. В подростковом возрасте такие дети испытывают трудности в развитии собственного «Я», в планировании времени, они не способны строить долговременные планы на будущее, чувствуют себя ненужными и очень болезненно это переживают. По данным Минобрнауки РФ, только около 5% выпускников детских домов устраиваются на работу [3], что зачастую оказывается причиной их маргинализации.

Дети с ОВЗ также испытывают трудности с социальной адаптацией, что вызвано отсутствием физического и психического здоровья, ограниченным социальным опытом, неблагополучными семейными и материальными обстоятельствами. Согласно исследованию ученых, программы анимационной работы помогают детям с ОВЗ в преодолении социально-психологической изолированности, содействуют их социальной реабилитации и интеграции, самовыражению и самореализации, формированию навыков ведения самостоятельной жизни [2].

С апреля по июнь 2024 года на территории Саратовской области реализовывался социальный проект «Лаборатория праздников «Любимки» по обучению аниматорству детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные мероприятия проекта проводились на базе следующих социальных учреждений: ГАУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Возвращение», ГБУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда», ГБУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Волжанка», ГАУ СО «Областной реабилитационный центр для детей, подростков с ограниченными возможностями», ГАОУ СО «Центр образования «Родник знаний».

Волонтеры-наставники провели концертные программы на базе каждого из пяти социальных учреждений (в г. Саратове, Энгельсе, Вольске). Затем там была реализована обучающая программа «Аниматор с нуля», состоящая из пяти образовательных блоков: актерское искусство, анимация, аквагрим, твистинг, составление сценариев детских праздников.

Для повышения интереса и наиболее эффективного освоения предлагаемого материала дети пользовались рабочими тетрадями «Дневник аниматора». Кроме того, дети ознакомились с авторскими онлайн спецкурсами по аниматорству, в том числе с участием психолога, размещенными на YouTube.

Обученные дети провели концерты по подготовленным самостоятельно сценариям на базе своих социальных учреждений, а также приняли участие в проведении Дня защиты детей в качестве аниматоров. Также обученным детям старшего возраста была предоставлена возможность пройти оплачиваемую стажировку, проведя «общую программу» в детских центрах в своих городах.

Приобретенные навыки по составлению сценариев участники проекта смогли реализовать посредством создания собственных сценариев детских праздников. В завершение состоялось торжественное награждение выпускников проекта на базе каждого из пяти социальных учреждений.

На протяжении всего проекта проводилось исследование процесса личностной и профессиональной адаптации детей. Для оценки ее уровня использовался комплексный подход, включающий ряд компонентов, отражающих уровень сформированности профессионального самоопределения личности, развитие индивидуальных особенностей и личностный потенциал индивида, а именно когнитивный (опросник «Карта интересов»), мотивационно-ценностный (тест «Смысложизненные ориентации»), деятельностно-практический (портфолио), адаптивно-ресурсный (тест «Волевые качества») критерии.

В исследовании участвовали воспитанники социальных учреждений. Диагностика проводилась в два этапа: в апреле 2024 года и в июне 2024 года.

Результаты исследования показали, что на начальном этапе более 40% обследованных имели низкий уровень личностной и профессиональной адаптации. У представителей данной группы недостаточно сформированы четкие и устойчивые представления о склонностях в определенной сфере деятельности, готовность к выбору профессии, интересы нестабильны.

Контрольный диагностический срез позволил установить, что данный показатель снизился до 15%, что доказывает эффективность влияния выбранного механизма на изменение уровня личностной и профессиональной адаптации детей.

Таким образом, социальный проект «Лаборатория праздников «Любимки» через развитие навыков социальной коммуникации, формирование таких качеств, как трудолюбие, физическая активность, артистичность, помог детям перейти от позиции потребителя к позиции «заботы о других» и приобретению профессиональных навыков и умений.

 

Список литературы:
1. В области выросло число сирот и детей без попечения // URL: https://news.sarbc.ru/main/2023/04/11/284980.html (дата обращения: 20.06.2024).
2. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Муравьева Ж.В. Организация досуга детей с ограниченными возможностями здоровья средствами социально-культурной анимации // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25544 (дата обращения: 20.06.2024).
3. Какова жизнь после детдома? // URL: https://ria.ru/20110527/381688803.html (дата обращения: 20.06.2024).