Статья:

Ценностные ориентации молодых людей Воронежской области

Конференция: XXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Чернушкина О.В. Ценностные ориентации молодых людей Воронежской области // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(26). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(26).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Ценностные ориентации молодых людей Воронежской области

Чернушкина Оксана Викторовна
студент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

Молодые люди- это будущее нашей страны, они являются значимыми субъектами общественных отношений. Именно поэтому мы должны знать те ценности, что ими движут, в нашем изменяющемся, трансформирующемся российском обществе, какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование этих ценностей, а так же стоит обратить огромное внимание на то какие сами по себе эти ценности. Юношеский возраст сензитивен для формирования ценностей, ценностных ориентаций, каких-либо жизненных стратегий. По мнению С.Л. Рубинштейна именно в этот период появляются такие ценностные ориентации, в которых мы можем увидеть всю сущность человека, именно в этот период формируется мировоззрение, осознанное, итоговое отношение к жизни, которое позволяет выйти на проблему смысла жизни.

Понятия ценностные ориентации и ценности являются базовыми категориями, а также важными психологическими явлениями. Традиционно под ценностями понимают явления, идеи, которые являются полезными и необходимыми для людей, общества в целом. Ценности определенны существующей социальной потребностью [9].

Исследователь Ю.И. Истошин под ценностями понимает шаблоны, которые служат оценкой, осознанным или неосознанным измерителем приемлемых в определенной ситуации образцов социального поведения [7].

Ценности в понимании Г.М. Андреевой представляют собой некие критерии, которые помогают оценить действительность, а именно себя, окружающих, а также же выступают как категории, благодаря которым люди обозначают различные явления мира [2]. Люди осознают этот мир, глядя через призму ценностей [4].

Среди всего многообразия ценностей каждый человек определяет для себя сам наиболее значимые и впоследствии  ориентируется на них. Категория «ценностные ориентации» была впервые сформулирована такими учеными как Здравомыслов А.Г. и Ядов В.А.. Под ценностными ориентациями они понимали следующее: «Под ценностной ориентацией мы понимаем установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. Понятия ценностных ориентаций весьма близки к употребляемым в психологии понятиям установки, потребности, интереса» [6]. Если ценностные ориентации у человека устоялись, значит человек зрел, стабилен и устойчив.

В статье С.Г. Эфа приводится такое определение понятия ценностным ориентациям: «это ядро структуры личности, определяющие ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности» [9]. Таким образом, ценностные ориентации выстраивают своеобразную иерархию личностных предпочтений, которые определяют направленность интересам, стремлениям, целям и помимо этого определяют готовность к реализации собственного жизненного пути.

Говоря о факторах формирования ценностей и ценностных ориентаций, стоит отметить, что они начинают складываться еще в период подросткового возраста. Мы отметим наиболее важные факторы, оказывающие влияние на этот процесс:

  1. прежде всего, такой институт, как семья;
  2. далее отнесем компанию, с которой взаимодействует личность или по-другому социальное окружение;
  3. СМИ, интернет;
  4. искусство;
  5. молодежную субкультуру.

Семья является одним из главных институтов социализации. Что говорить о первых годах жизни ребенка, где семья является единственным источником получения такого опыта. Роль семьи в становлении личности огромна. Как считал Джон Локк, задача семьи - воспитать человека нравственного. Здесь начинают определяться некие стандарты поведения, осмысливаются различные нормы и ценности. Дети живо усваивают примеры родителей, их понимание о хорошем и плохом, о добре и зле, именно у них учатся нормам поведения в обществе. Ребенок начинает усваивать социальные роли, складывается система отношений к окружающим и к себе. У ребенка начинают формироваться субъективные суждения, развиваются социальные качества, а также формируется характер. Таким образом, то, что закладывается еще в детстве, те представления, те модели поведения, понимание мира, то отношение родителей к детям откладывают отпечаток на формирования ценностей, ценностных ориентаций в дальнейшем, и этот отпечаток может быть, как хорошим, так и плохим. Именно семья определяет дальнейший жизненный путь ребенка [8].

Поимо семьи в старшем школьном возрасте общение со сверстниками приобретает всё более значимое место. В процессе общения со сверстниками расширяется набор социальных ролей, усложняется образ «Я». У молодого человека появляется образец, который иногда ориентирует, направляет его поведение. Смотря на поведение сверстников, образуется система требований, направленная не только к их поведению, к их личностным качествам, но также и оценка своих качеств, своих плюсов и минусов. Смотря на товарищей, молодой человек заимствует те качества, ценности, поведение, которые ценят юноши и девушки.  

Субкультура также является фактором, который оказывает влияние на формирование ценностей, ценностных ориентаций. Под субкультурой чаще всего понимают систему ценностей, вкусов, особенностей общения, поведения подростков и юношей. Каждой субкультуре присуще свое видение мира, свое мировоззрение. С помощью внешнего вида молодые люди демонстрируют свои ценности, убеждения. 

Как уже упоминалось выше, мы находимся в развивающемся информационном обществе. Наше общество трансформируется, и именно молодое поколение сильнее всего восприимчиво к этим изменениям, ко всякому рода инновациям, именно молодежь подвержена мировоззренческим и ценностным перестройкам. Интернет становится для молодых людей некой средой обитания, где они проводят большое количество времени. И теперь мы можем сказать, что интернет и СМИ играют большое значение в социализации.

Говоря об искусстве, следует сказать, что оно также оказывает большое влияние на формирование ценностей, ценностных ориентаций молодых людей. Поэтому цель родителей, учебных учреждений прививать любовь к искусству. Приобщение молодых людей к искусству способствует формированию хороших ценностных ориентаций, способствует благополучному нравственному становлению. Искусство помогает понять, осознать свои проблемы, цели, развивает активную познавательную, социально-творческую деятельность. Оно развивает индивидуальность.

Какие же тенденции ценностных ориентаций современной молодежи мы можем наблюдать?

Согласно данным исследования ФОМ [5], для молодых людей значимыми ценностями на 2013 год являлись права человека, стабильность, успех и свобода, а наименее значимыми совесть и порядок. То есть ценности молодых людей устремлены, ориентированы на модернистские, современные.

Следовательно, изучение ценностей, ценностных ориентаций молодежи должно происходить постоянно, и из-за того, что они очень гибко реагируют на изменения, происходящие в обществе. Поэтому эта тема заслуживает пристального наблюдения и будет актуальна, по нашему мнению, всегда. 

В ходе разведывательного социологического исследования нами были опрошены молодые люди Воронежской области и города Воронеж в возрасте от 18 до 30 лет. Количество опрошенных составило 104 человека, которых мы разделили по гендерному признаку.

Обработанные данные свидетельствуют о том, что большая часть респондентов, как женского, так и мужского пола, задумывается о своем будущем и имеют цель в жизни (85%). Это свидетельствует о том, что они целенаправленно осуществляют реализацию своих планов. 19% опрошенных ответили, что пока не имеют цели в жизни.

Ключевым по значимости для данного исследования являлся вопрос о ранжировании жизненных ценностей молодёжи. Для того, чтобы выявить значимые приоритеты, которые наиболее важны для молодых людей, им был предложен  список, из которого нужно было выбрать три наиболее важных, с их точки зрения. В итоге первое место, как у девушек, так и у парней заняла такая ценность, как семья с хорошими взаимоотношениями (21%  у юношей и 19,5% у девушек), второй ценностью по значимости для молодежи является здоровье (13% у юношей и 12,8% у девушек). Помимо этого значимыми ценностями для молодых людей являются карьера и самореализация (13% у юношей и 11,3% у девушек), а также материальная обеспеченность (11,1%- юноши, 12,8%-девушки). К сожалению, самыми непопулярными ценностями у молодого поколения являются такие ценности, как родина и культура (1,1% и 0,7%).

 

Рисунок 1. Что является для вас наиболее ценным в жизни?

 

На вопрос «Что вызывает у вас опасение и неуверенность в дальнейшей жизни?» девушки и парни единогласно выбрали ответ «не самореализоваться» (по 42,3%).

Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Социальная роль досуга рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т. п. Выбор разумного и позитивного времяпровождения определяет систему ценностных ориентиров и характеризует уровень социальной ответственности молодого поколения.

В ходе анкетирования, мы установили, что юноши куда больше ведут активный образ жизни, выбрав ответ «заниматься спортом» (16% против 3,6%). В век компьютеризации и информатизации популярным ответом является ««сидеть» в сети «Интернет»», причем у девушек этот вариант ответа занимает лидирующее место. Времяпровождение в компании друзей также является распространенным ответом. Помимо этого, молодые люди достаточное место отводят такому занятию, как чтение (14,1%-юноши, 19,1-девушки). К сожалению, альтруистическая ценность, такая как «принимать участие в благотворительных акциях» не была выбрана совсем.

По вопросу анкеты: «Чем ценна для вас учеба?», молодые воронежцы ответили следующим образом. 33,6% респондентов считают, что учеба помогает стать образованным, практически одинаковое соотношение набрали ответы «учеба позволяет приобрести профессию», а также «она не ценна для меня» (21,1 % против 20,2%). В категории «другое» можно увидеть следующие интересные ответы: «диплом», «обучение эмпирическим методом позволяет наиболее близко познать суть предмета обучения», «учеба ценна для меня, а образование – нет».

На вопрос «В затруднительной ситуации вы чаще всего обращаетесь…» самым популярным ответом был «к семье» - 51,9% всех опрошенных. Ответ «к друзьям» занял второе место, как у юношей, так и девушек (36,5 % и 25%). К сети «Интернет» - занял третье место (13,5%- юноши, 7,7%-девушки). В категории «другое» 6,7%  респондентов обоего пола дали ответ «к себе».

Одним из главных вопросов для нас был вопрос «Кто или что сыграл(и) ключевую роль в становлении ваших ценностных ориентаций?». В ходе анкетирования мы получили следующие показатели:

 

Рисунок 2. Кто или что сыграл(и) ключевую роль в становлении ваших ценностных ориентаций?

 

Таким образом, На основании двух вопросов мы можем сделать вывод о том, что институт семьи не утрачивает своей значимости, как и ценность дружбы. Можем наблюдать такую тенденцию, как значительное влияние социальных сетей на определение жизненных ориентиров, как и кино с книгами, однако можем заметить такую тенденцию, что девушки посвящают больше времени чтению, чем парни.

Стоит также отметить, что молодые люди ценят в людях доброту, честность, ум, а также простоту, но стоит обратить внимание на то, что для молодых людей важны также и деловые качества такие, как целеустремленность, гибкость, ответственность.

Таким образом, в ходе исследования мы определили основные ценностные ориентации молодых людей Воронежской области, и можем сказать, что семья по-прежнему остается самым значимой ценностью, и формирующим фактором. Несмотря на то, что «Интернет» играет весомую роль, всё-таки он не является основным фактором формирования ценностных ориентаций. Кроме того, мы выяснили, что карьера и самореализация также важны для молодых людей.

 

Список литературы:
1. Молодёжь новой России: ценностные приоритеты. Сайт Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института социологии РАН. Режим доступа —http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_1_1.html?&printmode
2. Андреева Г.М. Социальная психология  /  Г.М. Андреева.- М.: Аспект Пресс, 2009.- С. 250.
3. Бабкина Е.А. Ценностные ориентации современной учащейся молоде-жи  /  Е.А. Бабкина // Ученые записки. Электронный научный журнал кур-ского государственного университета. - №3, 2015. – С. 205-209.
4. Буравлева Н.А. Ценностные ориентации студентов  /  Н.А. Буравлева // Вестник томского государственного педагогического университета. – №7, 2011. – С. 124–129.
5. Евдокимова Т. Г. Ценности и ценностные ориентации сельского населе-ния России / Т.Г. Евдокимова // Социологические исследования. 2015. № 12.- С. 91-98.
6. Здравомыслов А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации  /  А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов  // Социология в СССР. Т.2.- М.: Мысль, 1966.- С. 197-198. 
7. Истошин И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуля-ции поведения  / Психологические механизмы регуляции социального пове-дения  / И.Ю. Истошин. – М. : Наука, 1979.- С. 263.
8. Топеха Т.А. Влияние семьи на формирование личности  /  Т.А. Топеха  //  Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - №3, 2015.- С. 40-51.
9. Эфа С.Г. Проблема ценностей и ценностных ориентаций в философской и психологической литературе  /  С.Г. Эфа // Сибирский журнал науки и тех-нологий. - № 5, 2006. – С. 166