Ценностные ориентации молодых людей Воронежской области
Секция: Социология
XXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Ценностные ориентации молодых людей Воронежской области
Молодые люди- это будущее нашей страны, они являются значимыми субъектами общественных отношений. Именно поэтому мы должны знать те ценности, что ими движут, в нашем изменяющемся, трансформирующемся российском обществе, какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование этих ценностей, а так же стоит обратить огромное внимание на то какие сами по себе эти ценности. Юношеский возраст сензитивен для формирования ценностей, ценностных ориентаций, каких-либо жизненных стратегий. По мнению С.Л. Рубинштейна именно в этот период появляются такие ценностные ориентации, в которых мы можем увидеть всю сущность человека, именно в этот период формируется мировоззрение, осознанное, итоговое отношение к жизни, которое позволяет выйти на проблему смысла жизни.
Понятия ценностные ориентации и ценности являются базовыми категориями, а также важными психологическими явлениями. Традиционно под ценностями понимают явления, идеи, которые являются полезными и необходимыми для людей, общества в целом. Ценности определенны существующей социальной потребностью [9].
Исследователь Ю.И. Истошин под ценностями понимает шаблоны, которые служат оценкой, осознанным или неосознанным измерителем приемлемых в определенной ситуации образцов социального поведения [7].
Ценности в понимании Г.М. Андреевой представляют собой некие критерии, которые помогают оценить действительность, а именно себя, окружающих, а также же выступают как категории, благодаря которым люди обозначают различные явления мира [2]. Люди осознают этот мир, глядя через призму ценностей [4].
Среди всего многообразия ценностей каждый человек определяет для себя сам наиболее значимые и впоследствии ориентируется на них. Категория «ценностные ориентации» была впервые сформулирована такими учеными как Здравомыслов А.Г. и Ядов В.А.. Под ценностными ориентациями они понимали следующее: «Под ценностной ориентацией мы понимаем установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. Понятия ценностных ориентаций весьма близки к употребляемым в психологии понятиям установки, потребности, интереса» [6]. Если ценностные ориентации у человека устоялись, значит человек зрел, стабилен и устойчив.
В статье С.Г. Эфа приводится такое определение понятия ценностным ориентациям: «это ядро структуры личности, определяющие ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности» [9]. Таким образом, ценностные ориентации выстраивают своеобразную иерархию личностных предпочтений, которые определяют направленность интересам, стремлениям, целям и помимо этого определяют готовность к реализации собственного жизненного пути.
Говоря о факторах формирования ценностей и ценностных ориентаций, стоит отметить, что они начинают складываться еще в период подросткового возраста. Мы отметим наиболее важные факторы, оказывающие влияние на этот процесс:
- прежде всего, такой институт, как семья;
- далее отнесем компанию, с которой взаимодействует личность или по-другому социальное окружение;
- СМИ, интернет;
- искусство;
- молодежную субкультуру.
Семья является одним из главных институтов социализации. Что говорить о первых годах жизни ребенка, где семья является единственным источником получения такого опыта. Роль семьи в становлении личности огромна. Как считал Джон Локк, задача семьи - воспитать человека нравственного. Здесь начинают определяться некие стандарты поведения, осмысливаются различные нормы и ценности. Дети живо усваивают примеры родителей, их понимание о хорошем и плохом, о добре и зле, именно у них учатся нормам поведения в обществе. Ребенок начинает усваивать социальные роли, складывается система отношений к окружающим и к себе. У ребенка начинают формироваться субъективные суждения, развиваются социальные качества, а также формируется характер. Таким образом, то, что закладывается еще в детстве, те представления, те модели поведения, понимание мира, то отношение родителей к детям откладывают отпечаток на формирования ценностей, ценностных ориентаций в дальнейшем, и этот отпечаток может быть, как хорошим, так и плохим. Именно семья определяет дальнейший жизненный путь ребенка [8].
Поимо семьи в старшем школьном возрасте общение со сверстниками приобретает всё более значимое место. В процессе общения со сверстниками расширяется набор социальных ролей, усложняется образ «Я». У молодого человека появляется образец, который иногда ориентирует, направляет его поведение. Смотря на поведение сверстников, образуется система требований, направленная не только к их поведению, к их личностным качествам, но также и оценка своих качеств, своих плюсов и минусов. Смотря на товарищей, молодой человек заимствует те качества, ценности, поведение, которые ценят юноши и девушки.
Субкультура также является фактором, который оказывает влияние на формирование ценностей, ценностных ориентаций. Под субкультурой чаще всего понимают систему ценностей, вкусов, особенностей общения, поведения подростков и юношей. Каждой субкультуре присуще свое видение мира, свое мировоззрение. С помощью внешнего вида молодые люди демонстрируют свои ценности, убеждения.
Как уже упоминалось выше, мы находимся в развивающемся информационном обществе. Наше общество трансформируется, и именно молодое поколение сильнее всего восприимчиво к этим изменениям, ко всякому рода инновациям, именно молодежь подвержена мировоззренческим и ценностным перестройкам. Интернет становится для молодых людей некой средой обитания, где они проводят большое количество времени. И теперь мы можем сказать, что интернет и СМИ играют большое значение в социализации.
Говоря об искусстве, следует сказать, что оно также оказывает большое влияние на формирование ценностей, ценностных ориентаций молодых людей. Поэтому цель родителей, учебных учреждений прививать любовь к искусству. Приобщение молодых людей к искусству способствует формированию хороших ценностных ориентаций, способствует благополучному нравственному становлению. Искусство помогает понять, осознать свои проблемы, цели, развивает активную познавательную, социально-творческую деятельность. Оно развивает индивидуальность.
Какие же тенденции ценностных ориентаций современной молодежи мы можем наблюдать?
Согласно данным исследования ФОМ [5], для молодых людей значимыми ценностями на 2013 год являлись права человека, стабильность, успех и свобода, а наименее значимыми совесть и порядок. То есть ценности молодых людей устремлены, ориентированы на модернистские, современные.
Следовательно, изучение ценностей, ценностных ориентаций молодежи должно происходить постоянно, и из-за того, что они очень гибко реагируют на изменения, происходящие в обществе. Поэтому эта тема заслуживает пристального наблюдения и будет актуальна, по нашему мнению, всегда.
В ходе разведывательного социологического исследования нами были опрошены молодые люди Воронежской области и города Воронеж в возрасте от 18 до 30 лет. Количество опрошенных составило 104 человека, которых мы разделили по гендерному признаку.
Обработанные данные свидетельствуют о том, что большая часть респондентов, как женского, так и мужского пола, задумывается о своем будущем и имеют цель в жизни (85%). Это свидетельствует о том, что они целенаправленно осуществляют реализацию своих планов. 19% опрошенных ответили, что пока не имеют цели в жизни.
Ключевым по значимости для данного исследования являлся вопрос о ранжировании жизненных ценностей молодёжи. Для того, чтобы выявить значимые приоритеты, которые наиболее важны для молодых людей, им был предложен список, из которого нужно было выбрать три наиболее важных, с их точки зрения. В итоге первое место, как у девушек, так и у парней заняла такая ценность, как семья с хорошими взаимоотношениями (21% у юношей и 19,5% у девушек), второй ценностью по значимости для молодежи является здоровье (13% у юношей и 12,8% у девушек). Помимо этого значимыми ценностями для молодых людей являются карьера и самореализация (13% у юношей и 11,3% у девушек), а также материальная обеспеченность (11,1%- юноши, 12,8%-девушки). К сожалению, самыми непопулярными ценностями у молодого поколения являются такие ценности, как родина и культура (1,1% и 0,7%).
Рисунок 1. Что является для вас наиболее ценным в жизни?
На вопрос «Что вызывает у вас опасение и неуверенность в дальнейшей жизни?» девушки и парни единогласно выбрали ответ «не самореализоваться» (по 42,3%).
Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Социальная роль досуга рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т. п. Выбор разумного и позитивного времяпровождения определяет систему ценностных ориентиров и характеризует уровень социальной ответственности молодого поколения.
В ходе анкетирования, мы установили, что юноши куда больше ведут активный образ жизни, выбрав ответ «заниматься спортом» (16% против 3,6%). В век компьютеризации и информатизации популярным ответом является ««сидеть» в сети «Интернет»», причем у девушек этот вариант ответа занимает лидирующее место. Времяпровождение в компании друзей также является распространенным ответом. Помимо этого, молодые люди достаточное место отводят такому занятию, как чтение (14,1%-юноши, 19,1-девушки). К сожалению, альтруистическая ценность, такая как «принимать участие в благотворительных акциях» не была выбрана совсем.
По вопросу анкеты: «Чем ценна для вас учеба?», молодые воронежцы ответили следующим образом. 33,6% респондентов считают, что учеба помогает стать образованным, практически одинаковое соотношение набрали ответы «учеба позволяет приобрести профессию», а также «она не ценна для меня» (21,1 % против 20,2%). В категории «другое» можно увидеть следующие интересные ответы: «диплом», «обучение эмпирическим методом позволяет наиболее близко познать суть предмета обучения», «учеба ценна для меня, а образование – нет».
На вопрос «В затруднительной ситуации вы чаще всего обращаетесь…» самым популярным ответом был «к семье» - 51,9% всех опрошенных. Ответ «к друзьям» занял второе место, как у юношей, так и девушек (36,5 % и 25%). К сети «Интернет» - занял третье место (13,5%- юноши, 7,7%-девушки). В категории «другое» 6,7% респондентов обоего пола дали ответ «к себе».
Одним из главных вопросов для нас был вопрос «Кто или что сыграл(и) ключевую роль в становлении ваших ценностных ориентаций?». В ходе анкетирования мы получили следующие показатели:
Рисунок 2. Кто или что сыграл(и) ключевую роль в становлении ваших ценностных ориентаций?
Таким образом, На основании двух вопросов мы можем сделать вывод о том, что институт семьи не утрачивает своей значимости, как и ценность дружбы. Можем наблюдать такую тенденцию, как значительное влияние социальных сетей на определение жизненных ориентиров, как и кино с книгами, однако можем заметить такую тенденцию, что девушки посвящают больше времени чтению, чем парни.
Стоит также отметить, что молодые люди ценят в людях доброту, честность, ум, а также простоту, но стоит обратить внимание на то, что для молодых людей важны также и деловые качества такие, как целеустремленность, гибкость, ответственность.
Таким образом, в ходе исследования мы определили основные ценностные ориентации молодых людей Воронежской области, и можем сказать, что семья по-прежнему остается самым значимой ценностью, и формирующим фактором. Несмотря на то, что «Интернет» играет весомую роль, всё-таки он не является основным фактором формирования ценностных ориентаций. Кроме того, мы выяснили, что карьера и самореализация также важны для молодых людей.