Казахстанские комиксы в культуре казахстанских гиков
Конференция: LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Казахстанские комиксы в культуре казахстанских гиков
Аннотация. Комикс культура в Казахстане только зарождается и развивается быстрым темпом. В статье автор рассматривает развитие казахстанских комиксов как один из элементов индустрии современного Казахстана. Автор проводит анализ комикс культуры как новый формат выражения идентичности казахстанского общества.
Ключевые слова: комикс, культура, идентичность, Казахстан, гики.
Исследования о комиксах – это художественные исследования и является академическим полем [1], которое фокусируется на комиксы. Большинство исследовании комиксов приходится на ученых в таких областях, как семиотика, эстетика, социология, композиционные исследования и культурологические исследования. В современном научном мире пересматривают комиксы и графические романы как сложные тексты, заслуживающие серьезного научного изучения.
С развитием исследовании комиксов развиваются и теории комиксов. Теория комиксов имеет существенное совпадение с философией комиксов, то есть изучением онтологии, эпистемологии и эстетики комиксов, взаимосвязей между комиксами и другими видами искусства, и связь между текстом и изображением в комиксах [2]. В области социологии также были выдвинуты некоторые теории комиксов в рамках парадигмы символического интеракционизма.
Социология комиксов, частично основана на работах Говарда Беккера «Art Worlds» [3]. Беккер описывает, что процесс маркировки непосредственно влияет на идентичности по средства культурных аспектов, основываясь на теории символического интеракционизма. В своей работе Беккер показывает, как люди могут проявлять свою идентичность через искусство, в том числе и комиксы, манга. В его наблюдении, большинство людей, вовлеченных в культуру комиксов могу в своей идентичности проявлять признаки так называемых «гиков» посредством символов.
Казахстанские комиксы отличаются от Западных и японских типов комиксов тем что здесь важна актуальность современности, то что знакомо любому городскому человеку. Комиксы подстраиваются под современные реалии общества. Хотя порой они смешивают собой обыденность с фэнтезийными случаями как в комиксах «Физика», «Сказки», которые носит весьма позитивный характер и погружает в некое волшебство, потому что читатель хочет оторваться от реальности и погрузиться в чудо. Так как комиксы – это фантастическая линия мысли художника, которые направляют зрителя по происходящей истории в нем, это некое фольклорное приключение для молодого поколения как это мы видим в комиксах «Золотой воин», «Ермек Батыр» автором которых является молодой, но очень талантливый художник, Мадибек Мусабеков, который значительно приобрел успех в своем деле за рубежом. Это также очень важно и актуально так как это зачатки нового медиа направления в Казахстане, который может в дальнейшем приобрести глобальный характер, где весь мир может узнать о том, кто такие саки и, кто такой Золотой человек, узнать об казахских батырах.
Чаще всего за счет того как прорисованы комиксы мы можем увидеть, как комиксы отражают любительскую форму прорисовки во многих комиксах или же сохраняют классический формат. Японские и американские комиксы носят по большей части канонический характер, но тем не менее новые истории создают новые формы прорисовки, так происходит форма новшества и это есть в казахстанских комиксах, так как в какой степени это форма культуры только лишь развивается в Казахстане, и мы имеем на данный момент малое количество историй и персонажей комиксов, где вполне возможно в будущем будет иметь весьма значительный успех популярности среди казахстанской и зарубежной молодежи.
Культура комиксов значительно прогрессирует среди подростков и взрослых людей до 40 лет, комиксы один из тех элементов культурной индустрии запада, который объединяет общие интересы и увлечения молодежи. Следует внимательнее обратить внимание на отечественные комиксы так как они являются отражением нашей действительности и актуальны так как в случае манги “Наруто” создается связь культурой и фольклором - это то что объединяет нас с японскими комиксами, некоторые создатели комиксов Казахстана где-то копируют стиль оформления и прорисовки зарубежных авторов как это заметно в аниме комиксе «Еркетай» для самых маленьких читателей, так как автор сосредотачивает собой лишь определенную возрастную категорию круга юных читателей.
Как показывает практика если популизировать свою культуру в других странах по всему миру, то люди начнут видеть отличие и национальные особенности от других стран, и она начинает иметь спрос и популярность как это произошло в Японии. Необходимо начинать с малого, а именно с исторических персонажей как это показывают многие казахстанские авторы комиксов таким же путем некогда продвигалась манга которая непременным образом популяризуется в медиа аниме. Если же будут популизировать нашу культуру за рубежом через комиксы в фильмах, сериалах и мультфильмах то это значительно увеличит интерес к нашему отечественному производству, а также к нашей истории, культуре и языку.
Казахстанские художники они же по совместительству сценаристы для своих выпусков, так комиксы напоминают собой сюжетную линию сериала. Так как комиксы – это иллюстративная литературная форма сериала. Авторы комиксов создают на данный момент лишь то что знакомо и близко каждому читателю, а именно рассчитано на казахстанскую аудиторию, но также положительно воспринимается за рубежных странах. Особо стоит выделить в этом случае сборник комиксов различных авторов издательства “OnerPress” под названием «#ПРОАЛМАТУ» где имеется серия сатирических сюжетов про этот удивительный город, все выглядит как сюжетная раскадровка основных моментов историй который кратко и емко передают эмоции героев комиксов, самая интересные работы это «Алм, а ты?» Амалия Бектасова и Софья Мун, история про человека из прошлого который попал в будущий город Алматы, «Алмабой» Амурбек Димаш, короткий сюжет про местного супергероя который является символом этого города, «Жезтырнак» Седа Бабаян немой комикс про казашку и батыра и пожалуй самая красивая и романтичная история от Айсулу Талканбай «Алма-Ата Забытая легенда» про молодую пару которая жила счастливой жизнью но внезапно возлюбленная парня заболевает и превращается в яблоневое дерево которое до самой старости охранял парень погибшей девушки. В данном сборнике имеются совершенно различные стили прорисовки, некоторые из рисунков имеют некоторое сходство газетными комиксами, другие напоминают современные мультфильмы, и третьи смесь американских и японских прорисовок. Этот комикс имеет ценность в том плане что молодые и талантливые художники могут творчески реализовать себя начав совершенно новые линии сюжетов ранее не имеющих аналогов в мире.
Подводя итоги можно сказать, что проблема состоит в том, что Казахстанское общество признает и принимает то что имеет глобальный характер так как низкий интерес и популярность у большинства по отношению к авторам так как многие до сих пор не знают что у нас есть свои виды комиксов, они не популярны и не имеют достаточную фан-базу среди молодежи, имеют спрос именно продукты самых известных издателей Манги и Американских производителей которые развивались в своем ремесле почти целый век такие гиганты как «Marvel» и «DC Comics», на что Казахстан может предложить «Khancomics» и «Tengri comics». Признание за счет развития жанра и глубины сюжета можно добиться лишь спустя десятилетия долгой и упорной работы. Тем не менее популярность комиксов растет за счет магазинов комиксов которые имеются в Нур-Султане и Алматы.