Статья:

МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Конференция: CCXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Сташенко М.В. МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(234). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(234).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Сташенко Мария Владимировна
студент, Белгородский государственный университет, РФ, г. Белгород
Семченко Ирина Владимировна
научный руководитель, канд. социол. наук, доцент кафедры социологии и организации работы с молодежью, Белгородский государственный университет, РФ, г. Белгород

 

MARKETING OF EDUCATIONAL SERVICES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

 

Maria Stashenko

Student, Belgorod State University, Russia, Belgorod

Irina Semchenko

Scientific supervisor, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology and Organization of Work with Youth, Belgorod State University, Russia, Belgorod

 

Аннотация. В статье рассматривается такой вид маркетинга, как маркетинг в сфере образовательных услуг высших учебных заведений, который представляет из себя специфическую отрасль, которая требует углубленного теоретического изучения. Также предлагаются типологии классификации методов по продвижению образовательных услуг университетов. В качестве эмпирической базы статьи представлено авторское исследование студенческой молодежи, которое предлагает анализ существующих маркетинговых стратегий в НИУ БелГУ и пути повышения имиджа вуза и привлечения большего количества студентов.

Abstract. The article considers such a type of marketing as marketing in the field of educational services of higher educational institutions, which is a specific industry that requires in-depth theoretical study. Typologies of classification of methods for the promotion of educational services of universities are also proposed. As an empirical basis, the article presents the author's research of student youth, which offers an analysis of existing marketing strategies at the National Research University of BelSU and ways to improve the image of the university and attract more students.

 

Ключевые слова: образование, маркетинг, университет, продвижение.

Keywords: education, marketing, university, promotion.

 

Образование в настоящее время пользуются высоким спросом, так как ценность на рынке в постиндустриальном обществе предоставляется посредством знаний, которыми владеют индивиды. Образование представляет из себя социальную сферу, которая в первую очередь производит и распространяет такие продукты как: знания, культурный опыт и способствует формированию мировоззренческих позиций.

Необходимость маркетинга в сфере образования как раз объясняется расширяющимся модернизированным рынком, в котором в первую очередь стоит задача на удовлетворение основных потребностей потребителей образования, посредством предоставления им различного рода образовательных услуг.

Маркетинг образовательных услуг играет важную роль в формировании имиджа учебного заведения, привлечении новых студентов, удержании текущих и повышении уровня удовлетворенности клиентов. Он позволяет организациям выделиться на фоне конкурентов, продемонстрировать свои преимущества и привлечь внимание потенциальных учеников. 

Кроме того, маркетинг образовательных услуг помогает учебным заведениям адаптироваться к изменениям в обществе, следить за тенденциями и потребностями рынка образования, и разрабатывать актуальные образовательные программы и курсы.

Государственная политика в сфере образования создает необходимость расширения количества предлагаемых услуг в области образования, так как она включает: сохранение социальных гарантий на получение детьми качественным образовательных услуг; предоставление субъектами образования свободы выбора образовательных организаций и образовательных программ.

Высшие учебные заведения переживают большую конкуренцию на сегодняшний день, увеличивается их количественное соотношение и методы для привлечения абитуриентов и спонсоров на развитие тех или иных образовательных программ, соответственно, каждому вузу необходимо вырабатывать собственные стратегии и применять маркетинг для охвата большей аудитории.

Предлагаются различные подходы к продвижению вузы, рассмотрим некоторые из них. Саламатова А. А.  совместно с коллегами отмечает, что для продвижения вуза сегодня используется: реклама; связи с общественностью; специальные события; прямой маркетинг; выставочная деятельность; электронные корпоративные коммуникации; брендинг; корпоративная культура и корпоративный стиль.

Так, реклама является традиционным каналом продвижения. На данный момент развития реклама теряет свою актуальность и эффективность, наличие рекламных прокламаций привлекает внимание целевой аудитории, но является фактором, определяющим ее выбор.

Выставочная деятельность стала распространенным методом продвижения, посредством которого в течение нескольких дней сочетаются экспозиции, личные контакты и продвижение услуг. Данная стратегия обеспечивает возможность прямого взаимодействия с потенциальными потребителями и поддерживает имидж вуза в глазах целевой аудитории.

Для выявления и оценки маркетинговых стратегий было проведено исследование в период с 13 по 19 ноября 2023 года методом онлайн-опроса. В ходе данного исследования было опрошено 100 человек среди студентов НИУ БелГУ.

Для начала студентам университета были заданы общие вопросы касаемо целесообразности поступления в университет. Так по результатам ответа на вопрос: «Является ли получение высшего образования для вас важным?» было выявлено, что для 95,8% респондентов высшее образования является значимым, что обозначает актуальность рассмотрения сферы высшего образования в данный момент времени.

Для мониторинга текущих показателей в образовании НИУ БелГУ были представлены для противоположных вопроса. С одной стороны вопрос: «В чем Вы видите привлекательность вашего обучения на данный момент? (укажите не более трех вариантов ответа)». Ответы на который показывают, что 58,3% видят плюсы в научно-преподавательском составе, 45,8% в высоком уровне получаемого образования, при этом 50% рассматривают наличие друзей как преимущество обучения в НИУ БелГУ. С другой стороны предложен вопрос о недостатках образовательного процесс, который показывает, что 50% опрошенных студентов рассматривают недостатков существование большого количества лишней информации и неорганизованность учебного процесс.

Достижение улучшенных показателей в среде высшего образования происходит посредством анализа потребностей субъектов маркетинга, а именно обучающихся, так как пока имеются студенты в вузах, которые удовлетворены своим обучениям и окружающими их условиям, университет добивается высоких показателей конкурентоспособности и обеспечивает свое дальнейшее развитии. Поэтому студентам НИУ БелГУ предложен вопрос: «Какие из предложенных ниже факторов, по вашему мнению, способствуют увеличению количества абитуриентов в НИУ БелГУ?», который помогает определить студенческие взгляды на вопросы маркетинга в вузе, результаты которого показывают, что студенты выбирают социальные блага, такие как скидки на обучения и гарантии трудоустройства (50%), а также проведение специальных мероприятий для вуза (37,5%).

Таким образом, проведенное исследование показывает, что студенты удовлетворены, имеющимся уровнем образования и возможностями, предоставляемыми университетом для студентов в разных сферах. По мнению опрошенных респондентов для повышения этих показателей необходимо фокусировать внимание на предоставление абитуриентам и студентам социальных гарантий и проведение большего количества рекламных интеграций.

 

Список литературы:
1. Коблева А. Л., Маслова Т. Ф. Маркетинг образовательных услуг: функции, технологии, опыт: учебное пособие. – Ставрополь, 2019. – С.15.
2. Маркетинговая деятельность учреждения профессионального образования: коллект. монография А.А. Саламатов [и др.]; – Челябинск, 2012.– С. 104.
3. Захарова, И. В. Маркетинг образовательных услуг /И. В. Захарова. – Ульяновск: УлГТУ,2008. – 170 с.
4. Королькова, Е.Д. Особенности рекламного продвижения образовательных услуг / Е. Д. Королькова. – Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. –  2018. –  №26. – С.40-42.
5. Непрокина, И. В. Конкурентные стратегии образовательных учреждений / И.В. Непрокина, М. А. Ценева, А.М. Грабарник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. – 76 с.
6. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. – URL: https://www.spbstu.ru/international-cooperation/expert-center-international-cooperation/marketing-advertising-promotion/tools-promotion-methods/ (дата обращения 15.01.2024).