Статья:

Техника проведения экскурсий экскурсоводами

Конференция: XLII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Социология

Выходные данные
Димитрова Е.В. Техника проведения экскурсий экскурсоводами // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2(42).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Техника проведения экскурсий экскурсоводами

Димитрова Екатерина Викторовна
студент 4 курса факультета бизнеса и рекламы, Орловский государственный университет экономики и торговли, РФ, г. Орел

 

На сегодняшний день профессия экскурсовода достаточно востребована. Чтобы стать профессионалом в этой сфере, необходимо изучить всю технику проведения экскурсий. В данной статье рассмотрены понятия экскурсовода и гида, перечислены их обязанности при проведении экскурсий, описаны основные правила, которые необходимо соблюдать при ведении экскурсии.

Туризм является одной из наиболее развивающихся отраслей мировой экономики. Стремительное развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своей Родины и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, обычаями и традициями понравившейся страны. Туризм как сектор экономики отличается высокой трудоемкостью [3]. Для данной организации или туристского предприятия самыми важными являются человеческие ресурсы. Подбор персонала и качество исполнения работы это одни из важных факторов для создания конкурентных преимуществ на трудовом рынке. Бесспорно, основным фактором для создания и исполнения экскурсоводческих услуг в туризме является экскурсовод. До конца 60-х годов XX века, профессии гида-экскурсовода в СССР не существовало. Сопровождать группы иностранных туристов, ознакамливая их с местными достопримечательностями, за символическую плату могли любые граждане, хорошо знающие свой город. Штатные экскурсоводы были лишь в единицах музеев и экскурсионных бюро. В 1970 году, было принято несколько приказов, нацеленных на развитие в стране туризма и экскурсионного дела.

Экскурсоводы и гиды – визитная карточка города, региона, страны. От них во многом зависит, как воспримут туристы посещаемые места, захотят ли побывать в них еще не однажды. Экскурсоводы и гиды это люди, которые не просто показывают туристам достопримечательности, их задачей является расширение кругозора людей. Они возглавляют группу туристов, организовывая для них питание во время экскурсий, посещение музеев, памятников культуры, выставок, галерей, домов известных деятелей искусства и политики прошлого и т.д. Они должны владеть несколькими языками, чтобы уметь ответить на любые вопросы участников группы.

К обязанностям экскурсовода относятся: осуществление, сбор и изучение исторических материалов и документов, изучение архивных документов, данных статистических исследований и любых других материалов и документов, которые содержат информацию об объектах экскурсий; разработка ораторского искусства, умение подавать красиво и главное грамотно экскурсионные рассказы, отвечать на вопросы и публичные выступления; владение информацией о месте и времени прибытия туристов, организация встреч с ними в заранее согласованном месте, удостоверять принадлежность людей к группе, определение количества членов группы, проведение протокольных мероприятий; выбор оптимального маршрута для проведения экскурсий; чтение лекций по истории и культуре, разъяснение обычаев и традиций региона, знакомство туристов с достопримечательностями; проведение экскурсий, сопровождая их пояснениями, рассказами. Вместе с экскурсантами осматривать экспозиции музея и, при необходимости, показывать их членам группы; инструктировать экскурсантов о выполнении техники безопасности и мер предосторожности; отвечать на любые (кроме личных) вопросы туристов; ведение с туристами бесед, выполнение функций переводчика; заполнение путевок, протоколов и других экскурсионных документов; в случае получения туристами травм, или внезапного их заболевания, оказывать медицинскую помощь, организовывать вызов служб спасения и медиков; организация отъезда групп, проверка необходимых документов, наличие билетов, денег, присутствия всех зарегистрированных участников [1].

Положительными сторонами данной профессии являются: возможность посетить множество стран, городов мира; карьерный рост; общение с людьми, возможность изучения иностранных языков. К отрицательным сторонам можно отнести: сезонная работа; не всегда удобные условия труда; серьезное соперничество.

Как правило, лучшими гидами являются общительные девушки и женщины, отличающиеся привлекательной внешностью и лидерскими качествами, с уровнем интеллекта выше среднего, активные, энергичные, целеустремленные, организованные, собранные. Немаловажным фактором является знание, кроме родного языка, как минимум еще одного – английского [2].

Удача экскурсии во многом зависит от того, насколько слушатели понимают то, что хочет донести до них экскурсовод, насколько они чувствуют его настроение. Для того чтобы установить контакт со своей группой, экскурсоводу необходимо придерживаться некоторых элементарных правил во время проведения экскурсии.

1.  Аккуратный и солидный внешний вид, пунктуальность, поведение. Впечатление об экскурсоводе складывается в первый момент общения, поэтому перед группой экскурсовод должен появиться в опрятном виде. Общее впечатление об экскурсии во многом определяет личность экскурсовода. Его должна отличать благосклонность, уважение к экскурсантам; чуткость, внимательность к их психологическому состоянию; терпеливость в отношениях с слушателями.

2.  Яркое вступительное слово и грамотная речь экскурсовода. Уже по вступительному слову люди могут определить интересна ли им данная тема и если да, то насколько. Целью вступительного слова является убеждение экскурсантов, что они не пожалеют о своем приходе на данную экскурсию. Экскурсоводу следует понимать значение языка и речи, их взаимосвязи. Высокая культура речи – это одно из особых требований к профессиональному экскурсоводу. На него ложится задача передать информацию таким образом, чтобы учесть интересы каждого слушателя, при этом сохранив смысловую нагрузку, заложенную в тему экскурсии.

Речь экскурсовода представляет собой целенаправленную деятельность по реализации возможностей языка. Успех этой деятельности зависит от того, какое внимание уделяет экскурсовод улучшению своего речевого мастерства. Самый лучший способ – это исправить – постоянная практика. Для одних экскурсоводов – это изучение различных методов оживления речи, для других – борьба со словами-паразитами, для третьих – выявление и избавление от ошибок в языке, для многих – устранение тавтологии в речи. Следует избегать в речи штампов, обезличивающих речь, а также слов, в произношении которых сам экскурсовод сомневается. Часто бывает, что речь экскурсовода обедняют тавтологии, то есть употребление похожих слов или фраз. Самый действенный способ преодоления тавтологии – поиски похожих слов и выражений в справочниках, энциклопедиях, словарях.

3.  Целесообразны жесты и мимика. Жесты и мимика являются выражением эмоциональности рассказчика, они настраивают слушателей на нужный лад, задают верный тон экскурсии. Все жесты делят обычно на значимые и незначимые. Под значимыми подразумевают равномерные, эмоциональные, указательные, изобразительные и другие, а под незначительными – нервное потирание ладоней, качание головой, покусывание губ, поправление очков, прически, постукивание пальцами и т. д. Такие жесты следует устранять из жестикуляции. Мимика также должна гармонировать характеру речи и поддерживать взаимопонимание рассказчика и слушателей.

На сегодняшний день туристская деятельность развивается достаточно быстрыми темпами. Все больше людей стремятся провести свой досуг качественно и с пользой. Без профессионального экскурсовода это сделать трудно. Поэтому, чтобы стать востребованным экскурсоводом и профессионалом своего дела, необходимо уделить много времени своему мастерству и технике проведения экскурсий.

 

Список литературы:
1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение – М: Советский спорт, 2012. – 216 с 
2. Институт повышения и переквалификации кадров – Профессия «Экскурсовод» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mnogokursov.ru.
3. Официальны сайт “EDUNEWS” – Профессия «Экскурсовод» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://edunews.ru.