Статья:

Буллинг в общеобразовательных учреждениях

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Каграманян А.А. Буллинг в общеобразовательных учреждениях // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(28).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Буллинг в общеобразовательных учреждениях

Каграманян Анастасия Алексеевна
студент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж
Лактионов Василий Викторович
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

Аннотация. В статье рассматривается актуальная социально-педагогическая проблема школьный буллинг. Описываются признаки, особенности, причины буллинга. В работе описаны результаты проведенного нами разведывательного исследования проблемы буллинга в образовательной среде. В котором участвовало 100 учащихся двух возрастных групп 5-6 классы и 7-9 классы. Исследование проводилось с помощью разработанной нами анкеты. Было выявлено, что буллинг является достаточно распространённым явлением в школах.

 

Ключевые слова: буллинг, общеобразовательное учреждение, виды буллинга, причины буллинга, признаки буллинга, особенности буллинга, психологический портрет участников буллинга.

 

Буллинг является актуальной проблемой в современной школьной среде. С точки зрения социологического подхода – это острая социально значимая проблема, которая порождается взаимоотношением индивидов в социокультурном контексте, а не является только лишь результатом индивидуальной патологии и специфики межличностных отношений. Проблема насилия – это обширная область, исследуемая в мировой психологии, социологии, криминологии, медицине, педагогике, философии и других областях научного знания.

Исходя из актуальности данной проблемы и опираясь на предшествующие исследования, мы разработали анкету и провели разведывательное социологическое исследование в форме анкетирования. Опросу были подвергнуты 100 человек двух возрастных групп 5-6 классы и 7-9 классы.

Советский и российский социолог, психолог и философ И. С. Кон, определяет буллинг как запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [5]. 

Но первоначально для обозначения регулярной травли одного человека группой людей применялся термин «моббинг». Впервые он был употреблен в 1958 г. известным зоопсихологом К. Лоренцем, и обозначал специфическое поведение животных и птиц. Термин был перенесен в область человеческих отношений шведским врачом П. Хайнеманном.

Изучение буллинга прошло путь развития от локального исследования до деятельности международного масштаба. Исследования ученых привлекли внимание к проблеме и повысили общий уровень осведомленности об этом явлении.

Такой ученый как Е. Роланд описывает буллинг как длительное физическое и психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации. Исходя из этого определения выделим следующие специфические особенности буллинга:

1. Агрессивное поведение - буллинг направлен на нанесение физических и душевных страданий человеку, который выбран целью; 

2. Систематичность - вредоносные действия повторяются и длятся долго: от одного до нескольких месяцев или больше; 

3. Осознанность - группа людей намеренно совершает действия, причиняющие психологический или физический вред другому человеку; 

4. Дисбаланс власти - человек, которого травят, не способен себя защитить; 

5. Групповой процесс - затрагивает не только агрессора и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит [6].

Эти черты характерны для всех видов школьного буллинга.

Буллинг, как и любой социальный процесс имеет свои признаки. Рассмотрим симптомы, которые могут свидетельствовать о том, что ребенок подвержен буллингу в школе:

Для того, чтобы определить жертву буллинга, исследователи выделяют следующие первичные признаки:

Ребенок приходит в грязной или порванной одежде;

Есть следы драк (синяки, порезы, ссадины);

Наблюдается саморазрушающее поведение;

И вторичные признаки:

Ребенок выглядит расстроенным, подавленным, часто плачет

Боится или не хочет идти в школу;

Потерял интерес к школьным предметам/занятиям, ухудшилась успеваемость, избегает школьные мероприятия;

Реже использует гаджеты, плохо чувствует себя после проверки сообщений.

В нашем исследовании описан вопрос «Ты часто встречаешься с насилием?» и выяснили, что 79% ребят не встречаются с насилием. А другой, утоняющий вопрос: «Как ты считаешь, в вашем классе часто происходят конфликты и столкновения?», доминирующими среди ответов были «иногда бывают ссоры» - 67% и «да, постоянные ссоры и драки», так ответили четверть респондентов. Взгляд детей на насилие неоднозначен. Большинство не считает столкновения одноклассников насилием, что повышает вероятность учащения буллинга в классе.

Рассматривая виды буллинга, ученые утверждают, что они существуют в следующих формах:

А. Физическое насилие

Оно возникает, когда дети используют физическое насилие для получения власти и контроля (Агрессор применяет физическую силу – толкает, пинает, дергает за волосы, заставляет жертву что-то делать.), а также выражается в том, что у жертвы вымогаются или отбираются деньги, или другие ценности и вещи, подвергается порче одежда и иные личные предметы. 

Б. Психологическое (моральное) насилие:

Это словесное издевательство или запугивание с помощью жестоких и грубых слов, которое включает в себя постоянные оскорбления, насмешки, угрозы и неуважительные комментарии о ком-либо (о внешнем виде, материальном положении семьи, этнической принадлежности, инвалидности, особенностях стиля одежды). 

В. Социальный буллинг. 

Направлен на социальное исключение, отторжение или изоляцию жертвы (сплетни, слухи, игнорирование, шантаж, создание неприятностей, бойкот, манипуляции, не желание сидеть за одной партой или общаться). 

Г. Кибербуллинг. 

Проявление агрессии с использованием средств коммуникации-публикация и распространение порочащей и оскорбительной информации в социальных сетях, направление писем с угрозами по электронной почте, съемка издевательств над жертвой на видеокамеру [7]. 

В нашем исследовании описан вопрос: «Каковы причины преследования ребят в вашем классе?», мы получили следующие ответы: нестандартное поведение одноклассника является поводом для его преследования - так отметили 63%, учащиеся с физическими или интеллектуальными недостатками стали причиной у четверти участников буллинга, а 14% респондентов говорят о том, что неординарные родители стали поводом для преследования ребят.

Кроме того, Российскими учеными были выявлены «сенситивные» периоды жизни и развития ребенка, связанные с анатомо-физиологическими, гормональными и психологическими изменениями, которые делают его более уязвимым и драматизируемым. Так у мальчиков и у девочек существуют, так называемые, пики агрессивности. Установлено, что у мальчиков эти пики приходятся на 12 лет и 14-15 лет, а у девочек на 11 и 13 лет.

Мальчики и девочки используют разные формы буллинга. В. Бесаг обнаружила, что мальчики демонстрируют только собственное превосходство, в то время как девочки начинают вести психологическую войну против своих жертв [8].

На основе исследования, проведенного А. Дышлевой, можно выявить, что у мальчиков выражена склонность к прямой вербальной и физической агрессии (выражение ее в прямой, открытой форме), а у девочек к прямой и косвенной вербальной (сплетни, оскорбления, байкоты, истерики) [4].

Естественно, учитывая современную ситуацию, в своем исследовании мы задали следующий вопрос: «Ты одобряешь насилие среди сверстников?» и получили преимущественный ответ «нет» или «скорее нет, чем да», так ответило 90% всех опрашиваемых. Положительный ответ дали в большей степени мальчики 5-6 классов, что определяется возрастными особенностями этой группы ребят.

Последние исследования показывают, что буллинг правильно рассматривать как социальное явление. Этот процесс представляет собой определенную систему взаимоотношений в коллективе, которую называют «буллинг-системой». Такая система дает четкое представление о возможностях и ролях: зачинщик, их жертвы, преследователи - основная масса детей, которая под руководством агрессоров осуществляет преследование, нейтральные наблюдатели и защитники.

Разберем индивидуально-личностные и психологические особенности участников буллинга:

1. Инициаторы травли – агрессоры

По данным норвежского психолога Д. Ольвеуса, агрессорами, как правило, выступают дети: неуравновешенные, импульсивные, имеющие потребность в доминировании, вспыльчивые, уверенные в себе, стремящиеся быть в центре внимания, чувствительные к критике, равнодушные к чувствам других и неспособные к сопереживанию.

Родители зачинщиков, часто сами моделируют неадекватную реакцию своих детей на определенные ситуации. Семьи инициаторов травли характеризуются патологическими типами семейного воспитания, наличием в семье физических наказаний и эмоциональной отдаленностью членов семьи друг от друга.

2. Жертва

Каждый ребенок может стать жертвой преследований. Достаточно оказаться в более слабой позиции или перейти кому-то дорогу. Но зачастую в категорию жертв попадают дети, отличающиеся от своих ровесников: физическими данными, успехами в учебе, особенностями поведения и внешним видом, материальными возможностями.

А также наиболее часто жертвами школьного буллинга становятся дети, которые имеют: 

• Физические недостатки – плохое зрение, заикание, хромота, инвалидность, заячья губа, нарушение речи, слуха, зрения; 

• Особенности внешности – оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, привлекательная внешность, вес тела (полнота или худоба), рост, наличие шрамов, антропологические национальные признаки; 

• Особенности поведения – чувствительные, вспыльчивость (не умеющие управлять своей агрессией), нерешительные, стеснительные, чрезмерно активные, невнимательные, тревожные дети, не уверены в себе, несчастны и имеют низкую самооценку; 

• Семейное неблагополучие - нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку; пьянство, употребление наркотических средств, гиперопека, насилие, низкий социально экономический статус, отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, авторитарность воспитания.

Если углубленно разбирать поведение, психологические и личностные качества жертвы, то мы можем выделить несколько типов отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются нападкам. 

«Любимчик»

Выдающийся польский педагог, писатель и врач начала XX века - Януш Корчак, в своей книге «Педагогическое наследие» писал, что дети не любят тех сверстников, которых выделяет учитель или воспитатель. Особенно если они не могут понять, чем «любимчик» лучше их. 

«Прилипала»

Такие дети буквально виснут на людях, они очень трепетно относятся к проявленному к ним вниманию и сочувствию. Любой сверстник, поддержавший их, сразу же возводится в ранг «лучшего друга». Устав от излишнего внимания со стороны отверженного, сочувствующий может перейти в разряд преследователей. И на новые попытки сблизиться, таким образом, отвечают агрессией. Ребенок не умеет общаться другим способом и часто радуется даже агрессивному вниманию. Американский психолог В. Оклендер в книге «Окна в мир ребёнка» пишет, что подобная назойливость является результатом чувства незащищенности ребенка. 

«Шут» или «козел отпущения» 

Такой ребёнок легковозбудимый, вспыльчивый и неуверенный в себе. Может часто драться со сверстниками, потому что очень навязчиво и эмоционально стремится включиться в их игры. Отчаявшись привлечь к себе внимание, выбирает тактику классного шута. На уроках он выкрикивает разные шутки, ребята смеются. Постепенно любое его слово вызывает смех в классе. Со временем такой ребёнок становится чем-то вроде козла отпущения: его обвиняют во всех неудачах класса, сваливают на него все проделки [7].

3. Наблюдатели

Последователи

Последователи — принимают участие в буллинге, но не начинают его. (Они смеются над неудачами жертвы, прячут его вещи, не упускают случая его толкнуть или оскорбить.)

«Помощники» эгоцентричны, несамостоятельны, легко поддаются влиянию со стороны окружающих, трусливы, но в то же время они и достаточно авторитарны. Показатели по уровню самооценки и притязаний у них средние. 

Признаки, по которым дети становятся последователями:

1. Большая часть детей подчиняются стадному чувству.

2. Некоторые совершают это, надеясь завоевать благосклонность лидера класса

3. Кто-то учувствуют в преследовании от скуки, ради развлечения.

4. Часть детей активно травят изгоя из-за боязни самим отказаться на месте жертвы  

5 Небольшая доля преследователей подобным образом пытается самоутвердиться или отомстить за свои неудачи.

Равнодушные свидетели

Наибольшая категория участников буллинга, они не вторгаются в происходящее и не занимают определённых позиций, зачастую из-за страха оказаться на месте жертвы. У них достаточно высокие коэффициент осознанности положительных отношений и уровень притязаний.

Защитники

Пытаются помочь жертве травли. У «защитников» довольно высокий самооценка и коэффициент удовлетворенности общением, а также они способны к сопереживанию. Доброта для них - настоящая ценность [3], [6].

В нашем исследовании нас заинтересовал вопрос о чувствах учащихся, которые наблюдают насилие по отношению к своим одноклассникам, 47% респондентов ответили, что несправедливость является доминирующим чувством. Безусловный интерес у нас также вызвала реакция учащихся, наблюдающих преследования в классе, большинство школьников были свидетелями таких действий - 27%, 13% - приняли участие за компанию, потому что их лучший друг был одним из участника этого процесса. Особое внимание мы обратили на то, что 13% отмечают, что преследование ведется ради скуки и развлечение.

Касаясь факторов, влияющих на выбор роли участника буллинга, ученый В.Р. Петросянц утверждает, что на это влияет:

1. Самоотношение;

2. Уровень коммуникативных способностей;

3. Агрессивность и враждебность;

4. Социометрический статус;

5. Аффективные переживания;

6. Наличие социальной поддержки;

7. Поведение в конфликтной ситуации [7]. 

Исходя из факторов, которые влияют на выбор буллинг-структуры, мы, в своем исследовании, задали такой вопрос «Наблюдаются ли в вашем классе следующие характеристики в поведении учеников» и получили ответ: 22% опрашиваемых выбрали вариант шут, 17% - любимчик учителя. А также доминирующими ответами стали «всегда старается помочь одноклассникам» - 16% и «подавляет других ребят» - 12%. Нас заинтересовало то, что большинство ответов пало на варианты, которые характеризуют жертв, что говорит о том, что многие ребята или выступают жертвами, или имеют возможность ими стать в будущем.

Описывая причины буллинга, ученые утверждают, что он происходит только при совпадении таких факторов как:

• Незащищенность.

Важно, чтобы жертва не была защищена, иначе травля очень быстро прекратится.

• Низкая самооценка и негативное отношение к себе.

В голове жертвы прочно сидит недовольство и неудовлетворенность собой. Это особенно заметно у детей с такими особенностями, как: гиперактивность, заикание, синдром дефицита внимания.

• Психологические проблемы.

Одиночество, депрессивность, тревожность, неумение общаться со сверстниками, комплекс неполноценности, пугливость, замкнутость, неуверенность, застенчивость, чувствительность и мнительность.

Последствия буллинга проявляются в том, что у ребенка снижается самооценка, коммуникативные способности, мотивация к развитию и достижениям.

К актуальным последствиям буллинга ученые также относят:

· Аффективные нарушения: снижение настроения, высокий уровень тревожности, многочисленные страхи, злость (большое количество негативных эмоций);

· Соматические нарушения: нарушения сна, кошмары, бессонница, аппетита, а также головные боли, боли в животе, нарушения работы ж.к.т., неожиданные повышения температуры, заболевания сердечно-сосудистой системы и т.д;

· Когнитивные нарушения: неустойчивость внимания, трудности сосредоточения, нарушения концентрации памяти, повышенная забывчивость, рассеянность, нарушение абстрактного мышления, снижение скорости психомоторных реакций и т.п.;

· Нарушение школьной адаптации: мотивации к учебе, пропуски школы, уроков, снижение успеваемости, отказ от обучения, плаксивость, вялость и пассивность;

· Поведенческие нарушения: враждебность, грубость, апатия, уходы из дома и бродяжничество, протестное поведение, воровство и т.п.;

· Суицидные мысли и попытки. К иным, наиболее частым последствиям буллинга относятся: снижение самооценки, потеря интереса к окружающему миру, склонность к виктимности [1].

Таким образом, наше исследование подтвердило, что буллинг является актуальной проблемой современного общества. Несмотря на то, что 75% ребят утверждает, что не встречается с насилием, а 90% не одобряет насилие над сверстниками, все же 67% отмечает, что конфликты среди подростков бывают иногда, а четверть респондентов говорят о постоянных ссорах и драках в своем классе. Причиной преследований одноклассников является, как правило, нестандартное поведение, при этом четверть ребят отмечают, что причиной буллинга являются физические и интеллектуальные недостатки сверстника, а 13% говорят о неординарных родителях как поводе преследования детей. При проведении нашего исследования мы попытались установить распределение ролей в классе и выяснили, что из перечисленных буллинг структур доминирующими являются свидетели и защитники

При анализе возрастных и гендерных особенностей буллинга мы выявили, что одобряют насилие среди сверстников мальчики 5-6 классов, что на наш взгляд определяется возрастными особенностями этой группы.

 

Список литературы:
1. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – Москва: Изд-во Прайм-Еврознак. – 2007. – С. 510
2. Воробьева К.А. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного воспитания / К. А. Воробьева // Воспитание школьников. - 2008. - № 7. - с. 48.
3. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета А. И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2009. - №105. – С. 159-165.
4. Дышлевая А.А. Гендерные особенности агрессивного поведения подростков [Электронный ресурс] / А.А Дышлевая ; Кам. Гос ун-т. им. В. Беринга. - Электрон. дан. – Петропавловск-Камчатский, 2009. – Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/sZguGBqSTU4.html
5. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? / И.С Кон // Семья и школа. – 2006. - № 11. - С.15-18. 
6. Норкина Е.Г. Методика на выявление буллинг-структуры [Электронный ресурс] / Е.Г. Норкина ; Крым. фед. ун-т. им. В.И. Вернадского. – Электрон. дан. – Евпатория, 2016. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-na-vyyavlenie-bulling-struktury/viewer
7. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. Выпуск 6 (108) 2011. С. 151-154.
8. Шалагинова К.С. Гендерные особенности буллинга в подростковом возрасте / К.С. Шалагинова, Т.И. Куликова С.А. Залыгаева  // Психологическая наука и образование. - 2019. - № 4. - C. 62—71.