Профессиональный стандарт. Государственный служащий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере экономики
Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Профессиональный стандарт. Государственный служащий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере экономики
Впервые термин «профессиональный стандарт» был использован в 1997 г. в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996–2000 годов [1]
Несмотря на то, что Федеральные министерства и ведомства включили разработку профстандартов в свои программы, никаких значимых действий для осуществления поставленной Правительством задачи в последующие десять лет предпринято не было.
Только в 2006 году на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), который уже тогда возглавлял Шохин Александр Николаевич, появилось Национальное агентство развития квалификаций (НАРК). Создание агентства стало важным шагом на пути создания национальной системы квалификаций в РФ.
В 2007 году НАРК впервые разработало макет профессионального стандарта, а также Положение о профессиональном стандарте.
Первые профессиональные стандарты появились в 2007-2008 гг. Вдохновленные успехом, руководители министерств надеялись, что стандарты будут применяться при разработке образовательных стандартов нового поколения (ФГОС). Однако бизнес-сообщество оказалось не заинтересовано в разработке профстандартов, поэтому вузам пришлось разрабатывать образовательные программы самостоятельно.
В 2008 году появляется Проект Национальной рамки квалификаций РФ, основанный на идеях Европейской рамки. В разработке Национальной рамки квалификаций приняли участие Минобразования, Федеральный институт развития образования, РСПП, НАРК.
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) - обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.
Отсутствие продуктивного взаимодействия бизнеса при разработке профстандартов привело к несоответствию выпускаемых вузами специалистов реальным требованиям бизнеса. Проблема стыковки академического и бизнес-сообщества отразилась на многих ФГОС и привела к появлению ряда документов, в которых впервые предлагалось частично (а в перспективе полностью) передать вовне право вузов присваивать профессиональные квалификации.
Новая волна разработки профстандартов началась после Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597. Именно во исполнения Указа в Трудовой Кодекс РФ было введено понятие профессионального стандарта, разработаны подзаконные акты и методические документы, Министерством труда и социальной защиты РФ было объявлено множество конкурсов на создание профстандартов: были выделены бюджетные средства – порядка 600 тысяч рублей на каждый лот [2].
31 марта 2014 года вышло Постановление Правительства № 487-р, утверждающее комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы, а 16 апреля Президент страны подписал Указ о создании Национального совета профессиональных квалификаций при Президенте РФ.
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции [3].
Профессиональные стандарты раскрывают профессиональную деятельность специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей (исследования, производства, проектирования, обслуживания). При этом описание требований к специалисту носит комплексный характер с использованием более современной конструкции в виде сочетания требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту.
Так же, профессиональный стандарт включает описание обобщенных трудовых функций, их расшифровку, характеристику (в частности, в данном разделе указываются возможные наименования должностей, требования к образованию, опыту работы, условия допуска к работе), трудовые функции (в том числе необходимые умения и знания).
Профессиональные стандарты определяют набор необходимых и достаточных требований к квалификации, нужной для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Описывая требования к трудовым функциям и качеству их выполнения, они позволяют структурировать профессиональную деятельность работника, исключить дублирование трудовых функций по должностям. Поэтому профессиональный стандарт должен стать эффективным инструментом управления персоналом.
Профессиональный стандарт напрямую связан с качеством, продуктивностью и безопасностью выполняемых работ, поскольку включает обязательные требования к профессии по квалификационным уровням с учетом обеспечения. Таким образом, работодатели получают качественные критерии для оценки персонала, с помощью которых они смогут контролировать профессионализм работников, повышать качество их работы, ее эффективность и безопасность.
Времена меняются, многие существующие требования к профессиям безнадежно устарели. Некоторые из них были сформированы более 20 лет назад, и в них содержится перечень того, что следует уметь конкретному специалисту, занимает несколько предложений. Более того, профессиональный стандарт государственных и муниципальных служащих не принят до сих пор.
Тема профессиональных стандартов особенно активно обсуждалась в 2015 году в связи с принятием большого количества профстандартов. По итогам 2015 года введено в действие 508 профстандартов, еще 296 стандартов находятся в разработке [4].
Особенно острым этот вопрос стал, когда стало ясно, что после введения соответствующих поправок в Трудовой Кодекс РФ профстандарты станут обязательными для применения.
Мы – студенты магистратуры, специальности «Государственное и муниципальное управление» обеспокоены отсутствием профессионального стандарта, раскрывающий нашу профессиональную деятельность.
Цель нашего исследования сформировать проект профессионального стандарта для государственного гражданского служащего Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере экономики.
При составлении проекта профстандарта применялись системно-структурный метод и метод сравнительного анализа.
Отсутствие каких-либо профессиональных стандартов для государственных служащих подразумевает необходимость создание такого документа.
С точки зрения науки, этот многофункциональный документ расширит существующие границы знаний в системе профессионального образования.
Профессиональный стандарт государственного служащего является инструментом реализации стратегии государственных учреждений. Поэтому, помимо ключевых компетенций, госслужащий должен осуществлять, финансирование затрат на государственную службу, снижение издержек на содержание аппарата государственной власти, государственную поддержку предпринимательства.
Мы определили стандартные требования к госслужащим в 3-х направлениях:
1) Обеспечение экономической безопасности (участие в работе подразделения экономической безопасности по контролю исполнения законов, норм и правил экономической защиты собственности; планирование и проведение контрольных мероприятий по выявлению нарушений требований экономической безопасности; оценка комплексных решений по защите экономических ресурсов, анализ и подготовка управленческого решения, контроль реализации поставленных задач).
2) Осуществление закупок товаров и заключение государственных контрактов на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для нужд государственного органа (планирование закупок; контроль осуществления закупок; организация и проведение процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов/запроса котировок/запроса предложений/закрытыми способами).
3) Ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности (подготовка обоснований бюджетных ассигнований на планируемый период для государственного органа; анализ эффективности и результативности расходования бюджетных средств; разработка и формирование проектов прогнозов по организации бюджетного процесса в государственном органе).
Использование профессиональных стандартов госслужащих в сфере экономики-задача непростая, но осуществимая.
Внедрение профессиональных стандартов дает как работодателю, так и сотруднику четкое понимание своих функций, а также навыков которыми должен обладать сотрудник, и требований, которым он должен соответствовать. Профессиональные стандарты вносят ясность во многие процессы организации, и сопутствуют решению проблем связанных с принятием специалистов на работу, а также с проверкой на профпригодность или уровень квалификации сотрудников.