Статья:

Поддержка и реализация молодежных инициатив в вузе

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Морозова А.В. Поддержка и реализация молодежных инициатив в вузе // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 27(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/27(28).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Поддержка и реализация молодежных инициатив в вузе

Морозова Алина Валерьевна
магистрант, БГПУ им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Каримова Лейсян Наилевна
научный руководитель, канд. пед. наук. доцент БГПУ им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В статье выполнен анализ опыта реализации системы мероприятий, направленных на поддержку молодежных инициатив. Выявлены закономерности, воздействующие на формирование и развитие активности молодежи. Рассматриваются основные положения, содержащиеся в  нормативных правовых актах  на федеральном уровне.

Abstract. In article the analysis of the experience of implementation of a system of measures aimed at support of youth initiatives. The regularities influencing the formation and development of youth activity are revealed. The main provisions contained in regulatory legal acts at the Federal level are considered.

 

Ключевые слова: молодежь, политическое участие молодежи, государственная поддержка молодежных инициатив.

Keywords: youth, political participation of youth, state support of youth initiatives.

 

Высокий уровень важности подготовки специалистов, которые способны к выполнению эффективной работы на уровне общемировых стандартов, готовы к профессиональному постоянному росту, профессиональной и социальной мобильности, имеют такие качества, как инициативность, самостоятельность, активность, предприимчивость и креативность, отмечен во многих документах Российской Федерации на государственном уровне: это Государственная программа г. Москва, программа Развития образования г. Москва («Столичное образование»)», Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года , Указ Президента Российской Федерации от 07.07.2011 года N 899 «Об утверждении приоритетных направлений в развитии науки, техники и технологий в Российской Федерации, а также перечня критических технологий Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2012 года N 273-ФЗ (редакции от 30.12.2015 года) «Об образовании в Российской Федерации» и другие. В Государственной программе г. Москва, программе Развития образования г.  Москва («Столичное образование»)» как актуальное направление развития Москвы в качестве города креативной и образованной молодежи была определена поддержка среды для социализации студенческой молодежи, а также стимулирование молодежных инициатив и проектов в интересах г. Москва [1, с. 5].

В таких программах как «Столичное образование» указывается, что система непрерывного и высшего профессионального образования призвана укрепить прямые взаимосвязи с рынками труда, формировать кадровые ресурсы города Москва, обладающие компетентностями, которые нужны для продуктивной работы в инновационных сферах экономики, в секторе малого и среднего бизнеса, а также в областях, весьма значимых для достижения высоких стандартов уровня и качества жизни людей: это образование, медицина, спорт, культура, творческая индустрия, дизайн, мода, медиа, реклама, коммуникации и т. д.

Вузовская система в должна выступить базой для развития инновационной экономики посредством существенного усиления вклада разработок и исследований, предпринимательских инициатив студентов и преподавателей. Реализация такого мероприятия, как 03Г0300. «Активизация потенциала студенчества в качестве «двигателя» развития г. Москва» в себя включает разработку системы мер, направленных на поддержку студенческих интеллектуальных, предпринимательских, культурных инициатив, на организацию и эффективное проведение конкурсов различных проектов [1, с. 26].

Уровень модернизации российской экономики, комплекс как всероссийских, так и городских мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в бизнес-деятельность и развитию предпринимательского ее потенциала, формируют все нужные предпосылки для того, чтобы активизировать участие студентов в реализации как инновационных проектов, так и каких-то своих инициатив. Образовательная среда вуза, в свою очередь, должна нацеливаться на формирование мотивации и интереса обучающихся к проектной и инновационной деятельности, к положительной мотивации на развитие предпринимательских компетенций, на развитие актуальных навыков по управлению проектами, а также в сфере культуры бизнеса.

Формирование у студенческой молодежи, у молодых ученых университетов поведенческих компетенций и стимулов, которые нужны для эффективной предпринимательской деятельности, повышения информированности в данной сфере, обеспечение для них необходимых стартовых условий будет содействовать решению множества проблем, воздействующих на готовность молодежи к созданию самостоятельных бизнес-проектов. Поэтому весьма актуально в вузе создавать систему для развития студенческих интеллектуальных, культурных, предпринимательских и социальных инициатив.

Необходимо отметить, что в контексте обеспечения профессиональной подготовки бакалавров в педагогическом вузе развитие предпринимательских способностей молодежи имеет особую значимость. В целом необходимость решения данной задачи диктуется нуждами и  потребностями нынешнего российского общества, современного рынка труда, предполагающего готовность выпускников вузов отыскать свое место в растущих условиях конкуренции. Сегодня способность к профессиональной инициативной деятельности выступает ключевым значимым профессионально качеством молодого специалиста. Развитие профессиональных молодежных инициатив представлено комплексной многоэтапной программой, включающей в себя разнообразные технологии и формы по поддержке и продвижению инновационных проектов, проектированию образовательных индивидуальных траекторий, содействующих развитию творческого и научного потенциала студентов, формированию и развитию сообщества молодых и инициативных, базирующихся на инновационных технологиях предпринимателей.

Из-за глобальных изменений, которые произошли в Российской Федерации, а также во всем мире на протяжении последних десятилетий, в нынешней ситуации как никогда актуальной стала проблема поддержки и развития профессиональных молодежных инициатив. В связи с этим проанализируем  и рассмотрим детально всю используемую систему реализации конкурсов профессиональных молодежных инициатив.

Цель организации проведения конкурсов профессиональных молодежных инициатив такова:

  • симулирование и популяризация предпринимательской деятельности молодежи;
  • рост предпринимательской активности в среде молодежи, а также формирование молодых бизнесменов посредством поддержки инициатив в сфере предпринимательства;
  • вовлечение молодых людей в проектную инновационную деятельность, а также обеспечение благоприятных условий и факторов для поддержания и развития в молодежной среде предпринимательства[6, с. 12].

Как правило, победители конкурсов обретают финансовую, информационную, организационную  поддержку, их рекомендуют для практического воплощения своих проектов. При этом победитель берет на себя полную ответственность за то, как будут расходоваться средства, выделенные для реализации проекта.

Проанализировав имеющийся опыт организации и проведения конкурсов профессиональных молодежных инициатив, нами был сформулирован вывод, что проекты, которые подаются на конкурс:

  • должны включать какие-либо общественные цели, также они не могут противоречить нормам действующего законодательства;
  • воплощаться на территории России;
  • не могут финансово поддерживать какую-нибудь политическую кампанию или партию;
  • обладать инновационным характером;
  • предусматривать также вовлечение в процессы практического реализации проекта больших масс населения; реализовываться в сотрудничестве с иными учреждениями, а также государственными или муниципальными органами власти, либо независимыми экспертами;
  • обеспечивать дальнейшее продолжение работ по проекту по окончании периода финансирования проекта, предусматривать возможности по выходу проекта к самофинансированию;
  • быть оформленными согласно установленным требованиям.

Проведение таких Конкурсов в целом содействует повышению эффективности реализуемых предпринимательских мер при помощи поддержки предлагаемых инновационных проектов, а также определения новых лидеров. Иным достоинством для организаторов может выступать свежий поток новых хороших проектов.

Рассмотрим выявленные недостатки в проведении конкурсов. Это, в первую очередь, проблема информирования, заключающаяся в неэффективной передаче информации, приводящей к ошибочным интерпретациям или к искажению смысла, недостаточная обратная связь, а также рефлексия событий. Другими словами, информация о каком-нибудь конкурсе, проекте и др. часто остается доступной лишь напрямую организаторам либо узкому перечню лиц.

Проблема сложности конкурсной документации: так, для участия в отдельных конкурсах к заявке нужно прилагать заверенные подписью руководителя и печатью организации-заявителя документы, которые осложняют процедуры участия в конкурсах: это копия устава, которую заверила организация-заявитель, письма поддержки либо договоры о намерениях с партнерами (гарантийные письма, которые подтверждают финансирование из иных источников и другие), дополнительные материалы, требуемые в зависимости от особенностей проекта (письма поддержки от органов местной власти, от авторитетных деятелей либо организаций, профессиональное резюме ведущих предлагаемого проекта, а также его ключевых исполнителей и др.). Рассмотренные «достоинства», а также «недостатки» организации и проведения конкурсов профессиональных молодежных инициатив сегодня не претендуют на завершенность и могут продолжаться.

Итак, проведение конкурсов профессиональных молодежных инициатив, организованные грамотно, с учетом самых актуальных тенденций развития и развивающиеся под влиянием вносимых корректив, имеет большое значение в жизни будущих профессионалов, стимулирует профессиональный их  рост и развитие, содействует взаимодействию органов местной власти с местным сообществом.

 

Список литературы:
1. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федер. закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/103544/
2. Стратегия государственной национальной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666-р. URL: http://base. garant.ru/70284810/
3. Свешников А. Все депутаты известны // Официальный сайт газеты «Богатей». URL: http://www.bogatej.print/php?fr=340
4. Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года. Материалы Национального разведывательного Совета США. Екатеринбург, У-Фактория. 2002. 120 с. 
5. Смелзер Н. Социология: Пер. с анг. М.: Феникс, 1994. 688 с. 
6. Социология. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Л.Я. Рубиной. 3-е изд.., перераб. и доп. Екатеринбург: УрГПУ, 2004. 313 с.
7. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/