Статья:

РАЗВОД КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В ОБЩЕСТВЕ

Конференция: CCXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Грожик П.А., Коновалова А.А. РАЗВОД КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В ОБЩЕСТВЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 33(224). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/33(224).pdf (дата обращения: 29.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВОД КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В ОБЩЕСТВЕ

Грожик Полина Андреевна
студент, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, Белоруссия, г. Гомель
Коновалова Алина Александровна
студент, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, Белоруссия, г. Гомель
Вороненко Александр Иванович
научный руководитель, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, Белоруссия, г. Гомель

 

Развод как социальная проблема в Республике Беларусь: по данным статистики и социологических исследований.

Причины супружеских конфликтов в РБ. Причины разводов в РБ, отличаются ли они от причин разводов в других странах? Кто больше страдает от разводов? Что нужно сделать, чтобы разводов в обществе стало меньше?

1. Развод - это результат кризисного развития отношений супружеской пары, это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Актуальность данной темы выражается в том, что развод является одной из сложнейших социальных проблем почти во всех современных обществах. Ежегодно в Республике Беларусь официально расторгаются примерно 36 тысяч браков, то есть раскол семьи переживают большое количество детей. Развод родителей с каждым годом становится все более вероятным событием в жизни ребенка. При разводе решается какая-то одна проблема, но она порождает множество других: как объяснить ребенку, почему развелись; как научиться жить вне брака; как пережить сам развод; как привыкнуть жить в одиночестве. Статистика утверждает, что негативная тенденция увеличения числа разводов при одновременном сокращении количества браков уже стала настоящей проблемой республики. Наибольшее число разводов было зафиксировано в 2000 году – 6339 (на 7936 брак). Наименьшее же количество – в 2004 – 3969 (на 7267 браков). Если в 2010 году за семь месяцев, с января по июль, на 1000 браков приходилось 492 развода, то в 2011 году на 1000 браков приходится уже 499 [2].

Причины развода, на которые указали респонденты: пьянство одного из супругов (60%); супружеская неверность (60%); новая любовь (43%); психологическая несовместимость (37%); однообразие и скука семейной жизни (33%); отсутствие детей(23%); совместное проживание с родителями одного из супругов на их жилплощади(20%); материальные, бытовые проблемы (13%) [1].

В обществе распространена установка на легкость расторжения брака, особенно среди жителей больших городов. Это отрицательно сказывается на готовности к преодолению трудностей, неизбежно возникающих на этапе становления семьи, на психологической работе по преодолению конфликтов и т.д. Общество само порождает «моду на развод». В результате разводов нарушается воспроизводительная функция семьи. Большая часть разведенных мужчин и женщин длительное время не имеют возможности (или желания) вступить в повторный брак, значительная часть разведенных женщин, имеющих детей, совсем не вступают в брак. Самое главное социальное последствие разводов – дети, растущие в неполных семьях, которые лишаются внимания, ласки, привычного круга общения [3].

Распад семьи часто создает психолого-педагогические проблемы: детская безнадзорность, безотцовщина, однобокое воспитание, феминизации мальчиков. Семейный конфликт, уход одного из родителей и развод становятся для ребенка причиной постоянно развивающегося стресса, который порождает проблемы психического здоровья. В дальнейшем они испытывают затруднения в следовании принятым моделям поведения, соответствующим полу. При повторном браке родителей возникают трудности приспособления к жизни с отчимом (мачехой), и сводными братьями и сестрами, другими родственниками [5].

Развод в последнее время становится как бы наследственным. Дети, выросшие в неполных семьях, часто повторяют жизненные ошибки своих родителей. В своей самостоятельной жизни они боятся провала в личных отношениях. Подобное самоощущение и переживания приводят к тому, что дети из разведенных семей, повзрослев, чаще испытывают трудности в браке. Согласно исследованию, 57% респондентов ответили, что развод родителей влияет на дальнейшую семейную жизнь детей, 43% ответили, что не всегда [4].

Самым весомым аргументом на чаще весов, склоняющей супругов к разводу, является пьянство. Эту причину называют 65,7% женщин и 42% мужчин. В качестве основной причины разводов фигурирует и домашнее насилие (так ответили 31,3% женщин и 17,7% мужчин). На мой взгляд, развод в таких случаях — во благо, это путь к нормализации обстановки в семье.

Наибольшее число разводов приходится на семейные пары, прожившие в браке 5-9 лет (25% от общего числа разводов). Среди расторгнутых браков наибольший удельный вес (43,5% мужчин и 44% женщин) приходится на возраст 25-34 года, то есть наиболее репродуктивный. Сельские семьи являются более устойчивыми. В 2010 году на 1000 горожан приходилось 4,5 развода, в сельской местности – 2,1 развода [3].

Таким образом, развод является значимой социальной проблемой, которая требует целенаправленной работы со стороны социальных служб.

Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера.

Классификация конфликтов Виктор Алексеевич Сысенко (русский психолог и исследователь), на почве неудовлетворенных потребностей:

на почве неудовлетворенных потребностей:

1. Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «я», нарушение чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение.

2. Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов.

3. Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания, понимания юмора, подарков.

4. Конфликты, ссоры, связанные с пристрастием одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам средств семьи.

5. Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов в распределении бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.

6. Конфликты, ссоры, размолвки из-за неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, в устройстве домашнего очага и т.д.

7. Конфликты в связи с потребностью во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми.

8. Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби [6].

Причины возникновения супружеских конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации

В период брачной адаптации формируются общие представления супругов о браке и семье. Конфликт в молодой семье происходит именно из-за наличия у молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу.

Под супружеским конфликтом в широком смысле мы понимаем столкновение между супругами, вызванное противоречием установок, целей, взглядов, идеалов, представлений и т.д. по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Многие образцы семейной жизни молодые семьи наследуют от родителей. Как правило, те, кто оценивают брак родителей как идеальный, так же подходят и к своему браку. И чем больше конфликтов было в родительских семьях, тем чаще они возникают и в семьях детей. Родители, чье супружество сложилось благополучно, дают детям самый наглядный и убедительный пример того, как должна строиться совместная жизнь мужа и жены.

Важное место в структуре трудностей молодой семьи занимают психологические проблемы, при этом не всегда супруги способны их осознать и самостоятельно с ними справиться [6].

Гурко Татьяна Александровна, рассматривая проблему стабильности молодой семьи, полагает, что сложности во взаимоотношениях молодых супругов обусловлены прежде всего тем, что в современной семье образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими. В прошлом преобладали традиционные образцы поведения мужа-отца и жены-матери, когда мужчина выполнял роль главы семьи, ее кормильца и носителя социального статуса, а женщина – хранительницы домашнего очага, хозяйки и воспитательницы детей. В настоящее время в результате массового вовлечения женщин в производственную деятельность, роста уровня их образования, широкого распространения идей равноправия муж и жена нередко имеют примерно одинаковый социальный статус и заработок, на равных участвуют в принятии семейных решений. В то же время в обществе функционируют представления о семейных ролях и обязанностях супругов, недостаточно соответствующие реальности: с одной стороны, ожидания определенной части населения связаны с традиционной семьей; с другой – укрепляется мнение о прямом равенстве мужчины и женщины в выполнении семейных функций [7].

Психологи выявили определенные факторы, по которым можно понять, что человек не готов к браку:

• стремление к постоянному соперничеству в отношениях;

• нежелание что-то менять при выраженных проблемах;

• постоянное желание одного из супругов критиковать и воспитывать другого;

• нахождение человека в ситуации неопределенности и сознательный отказ выбрать для себя определенный род деятельности;

• постоянные сомнения в собственном партнере.

Все эти факторы являются показателем неготовности вашей второй половины к реальным проблемам. Важно вовремя понять это и не торопить близкого вам человека, так как принудительное вступление в брак приводит к отрицательным последствиям в эмоциональной составляющей взаимоотношений между мужем и женой.

Каждая семья проходит через 4 кризисных периода:

• Первый год брака. В этот период активно проявляются психологические причины возникновения конфликтов в семье, связанные с притиркой характеров, которые могут усугубляться материальными и жилищными проблемами.

• Появление детей – Смена социальных ролей. Партнеры из супругов переходят в родителей, что накладывает целый ряд новых обязанностей и огромную ответственность; происходит ущемление потребностей, а также возникают разногласия по поводу воспитания детей.

• После 10-15 лет в браке. Происходит угасание чувств, пресыщение бытовой жизнью, обострение противоречий с подрастающими детьми.

• После 20 лет совместной жизни. Время, когда усиливаются тревоги по поводу измен, недоверие партнеров, появляется синдром «опустевшего гнезда».

Именно дети страдают больше всего от развода родителей. Детская психика устроена очень интересно. Когда ребенок видит, что родители ругаются, он думает, что в этом виноват он.

Исследования показали, что количество мужчин, которые чувствуют себя подавленными и даже решаются на суицид, больше, чем женщин. Лишь 37% бывших мужей ощущают свободу после расторжения брака, а таких женщин – 47%.

На чем же сейчас держится крепкий брак?

• проживание на одной территории,

• совместное воспитание детей,

• предпочтение супруга в качестве сексуального партнера на протяжении жизни.

Что нужно сделать, чтобы разводов в обществе стало меньше?

• выявление причины разногласия;

• оценка вины каждого участника;

• отключение эмоций, включение разума;

• принятие компромиссного решения;

• профилактика возникновения ссоры.

Среди опроса студентов ГГУ им. Ф. Скорины геолого-географического факультета 60% семей состоят в разводе, 30% полные семьи, 5% потеря кормильца и еще 5% занимают сироты. Следовательно, большое число разводов в Республике Беларусь подтверждается и нашим опросом, проведенным на факультете. Если на количество потери кормильца или количество сирот повлиять невозможно, то на количество разводов можно и необходимо. Стоит тщательно выбирать спутника жизни, идти на компромисс друг к другу, обдумывать свое решение, так как развод-это крайняя мера.

В результате исследования можно сделать вывод: развод в современном обществе является причиной потери культурных и семейных ценностей. В наши дни людей перестало волновать общественное мнение, которое влияло на многое. Если несколько десятилетий назад каждый старался дать совет, переубедить, но сохранить семью любыми способами, то теперь общество поглощено собственными проблемами. Никто не заостряет негативного внимания на разведённых. Это норма. Желание быть независимым от обязанностей чаще всего питает почву для развода. Многие не понимают, или не осознают, такой простой истины, что семья – это союз не только влюблённых, но и объединённых одной целью людей, которые должны стремится к этой цели, и вместе решать проблемы, возникающие в процессе формирования семьи. Большинство людей считают, что только он может стать выходом из сложившихся обстоятельств. Во всех религиях мира семья всегда почиталась как маленький домашний храм. Разрушается семья – разрушается храм.

 

Список литературы:
1. О демографической ситуации за январь-апрель 2011 г. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/demogr.php - Дата доступа 26.05.2011.
2. Актуальные проблемы современного белорусского общества (2005- 2010 гг.) – Минск: БГУ, 2011. – 271 с
3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1987.
4. Антонов А.И. Микросоциология семьи. М., 1998.
5. Алешина Ю.Е. Исследования развода в западноевропейских странах и США и консультативная служба // Служба семьи: изучение опыта и принципов организации / Ред. З.А. Янкова, А.Ф. Северина. М., 1981.
6. Белов В.И. Супружеская конфликтность.// Конфликты и их разрешение. – М.: МИФИ. 2004.
7. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я. Отношение к себе и отношение к другим // Вести Моск. ун-та. Серия "Психология", 1981, № 4.