Статья:

Риски целевой подготовки и их преодоление

Конференция: CXXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Саенко А.А. Риски целевой подготовки и их преодоление // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(133). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/23(133).pdf (дата обращения: 25.05.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Риски целевой подготовки и их преодоление

Саенко Анна Андреевна
студент кафедры Торгово – промышленной палаты РФ Развитие человеческого капитала, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

RISKS OF PURPOSE EDUCATION AND THEIR OVERCOMING

 

Anna Saenko

Student of Basic chair of Chamber of Commerce of Russia "Development of Human Capital" in Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматривается какие существуют участники процесса целевого обучения, какие могут возникать риски с каждой стороны и какими способами можно снизить риски целевой подготовки.

Abstract. The article discusses which participants in the process of targeted training exist, what risks may arise from each side, and what ways can be used to reduce the risks of targeted training.

 

Ключевые слова: студенты, работа, молодые специалисты, риски, целевая подготовка, университет, работодатель, государственные органы.

Keywords: students, labor, young employees, risks, target training of students, university, employer, government agencies.

 

Целевая подготовка, как и любая система имеет свои риски, поскольку содержит в своем составе много участников и элементов. Для эффективного действия системы необходимо своевременно выявить риски и оценить их вероятность наступления, а также спрогнозировать последствия, к которым они могут привести. Управление рисками – это процесс, который позволяет снизить вероятность возникновения отрицательных результатов и минимизировать возможные потери, которая может понести одна из сторон целевого договора.

Прежде всего перед выявлением рисков следует выделить и описать основных участников целевой подготовки (см. на рис.1).

Рисунок 1. Участники процесса целевого обучения

Источник: составлено автором

 

Государственные органы выступают главным звеном, которое законодательно регулирует отношения между сторонами договора. Они разрабатывают нормативно-правовую базу, ежегодно определяют количество квот целевых мест и вузов, направления подготовки, а также непосредственно занимаются финансированием данной программы.

Заказчик целевого образование, или другими словами работодатель предоставляет стипендии для тех, кто успешно справляется с учебной деятельностью, обеспечивает материалами и местом для производственных практик, предоставляет наиболее актуальные темы для написания дипломной работы, гарантированно трудоустраивает в компанию.

Университет непосредственно проводит обучение студента по выбранному направлению, и готовит молодого специалиста для дальнейшей работы в организации.

Обучаемый, согласно прав и обязанностей, написанным в контракте, должен успешно освоить учебную программу и отработать несколько лет в компании.

Все участники процесса тесно связаны между собой и действия каждого оказывают влияние на другого, именно поэтому необходимо прописывать риски для каждого отдельного участника и их влияние в совокупности на результат деятельности всей системы целевой подготовки. Рассмотрим подробнее риски и механизмы корректировки проблемной ситуации.

Со стороны государственных органов могут быть следующие риски:

  • нехватка финансов;
  • недостатки планирования;
  • пробелы в законодательной базе.

Для корректировки проблемных ситуаций необходимо грамотно составлять финансовый план на следующий год, дорабатывать законодательную базу и проводить регулярный мониторинг всех этапов процесса целевой подготовки, а также выбирать направления и профили подготовки для целевого обучения согласно потребностям рынка труда через несколько лет.

Со стороны заказчика целевого обучения могут быть следующие риски:

  • невыполнение обязательств по трудоустройству молодого специалиста согласно договору;
  • отсутствие предоставления стипендий и материальной поддержки обучающимся;
  • отсутствие соответствующего места для проведения производственной практики;
  • отсутствие взаимодействия со студентами во время обучения.

Для минимизации вышеперечисленных рисков необходимо вмешательства государства на законодательном уровне для введения материальной ответственности за невыполнение обязательство со стороны работодателя, и организация контроля взаимодействия будущего работодателя и молодого специалиста. Для решения проблем с проведением производственной практики проводить поиск мест для прохождения практики на ведущих научно-производственных предприятиях региона или отрасли.

Со стороны университета могут быть следующие риски:

  • невысокая обеспеченность информационными и методическими ресурсами;
  • устаревшие программы обучения и учебно-лабораторное оборудование;
  • недостатки инфраструктуры;
  • неоптимальный учебный распорядок.

Для решение возможных проблемных ситуаций необходимо своевременная актуализация программ под изменения на рынке труда и требования организаций. Также стоит вовремя оснащать новым оборудованием и технологиями университеты, обновлять кадровые и материальные ресурсы [1].

Со стороны обучающегося могут быть следующие риски:

  • низкая мотивация к учебе;
  • немотивированный отказ в трудоустройстве по договору;
  • отчисление из университета из-за низкой успеваемости или по другим причинам.

Большое внимание стоит уделить самому главному участнику системы целевого образования для устранения возможных рисков и их последствий. На самом первом этапе необходимо правильно провести профориентационную деятельность для того, что студент понимал нравится и подходит ли ему эта профессия, и не передумает ли потом он во время обучения или после окончания университета работать по специальности. Помимо этого, стоит выявить степень заинтересованности и мотивированности поступающего учиться и работать по этой специальности и именно в той компании, с которой он заключил договор. Проводить непрерывный контроль за успеваемостью студента и прописать в договоре сумму материальной ответственности студента, обучающегося по целевому приему за невыполнение условий договора о целевом обучении.

 

Список литературы:
1. Елина Е.Г., Аникин В.М. Целевое обучение: социальные риски и их преодоление // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18. Вып. 4. С. 373-377.